Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Самостоятельная работа – важная составляющая процесса обучения и воспитания.  Развитие навыков самостоятельной работы – это необходимое условие осуществления учебного процесса. Самостоятельная деятельность актуальна и значима для развития кадет любого возраста и уровня подготовки. Самостоятельная работа не самоцель, она является средством борьбы за глубокие и прочные знания кадет, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей.

Что же такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа, по определению А.И. Зимней, представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и  корригируемая им по процессу и результату деятельности. Еѐ выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Организация самостоятельной работы – это отбор педагогом средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий ее эффективности[1].

Формирование навыков самостоятельной работы необходимо начинать с развития мотивации кадет.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика [3].

Существенный вклад в развитие знаний о мотивации внесли отечественные ученые Божович Л.И., Вилюнас В.К., Елфимова Н.Е., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Матис Т.А., Матюхина М.В., Орлов А.Б., Фридман Л.М., и др.

Можно выделить несколько составляющих, на которых базируется учебная мотивация. Им способствуют те педагогические технологии, которые  дают кадету возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем. Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации кадет проходил успешно, педагог может применять различные педагогические технологии. Приведем примеры применения подобных технологий.

Одной из таких технологий является проблемное обучение. Начинать применение данной технологии нужно с использования проблемных вопросов. Для этого на уроке при проведении опроса целесообразно применять не рядовые вопросы, опирающиеся на знания фактического материала, а вопросы, требующие анализа, обобщения, сопоставления, сравнения информации. То есть вопросы, поиск ответов на которые приведет к более глубокому пониманию материала и возникновению интереса к нему. Например, при изучении различных групп живых организмов в курсе седьмого класса применяются задания на сравнение и выявление черт усложнения организации. Выполнение подобных заданий основано на использовании материала учебника, и позволяет развивать навыки работы с ним. Создание таких заданий должно опираться на применение дифференцированного подхода, проявляющегося как в уровне сложности, так и в сроках выполнения. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? [2].

Второй источник развития учебной мотивации - ощущение свободы выбора. В условиях кадетского училища, где большая часть деятельности кадет регламентирована и, безусловно, определена, любая возможность самостоятельного выбора, даже малая, создает у кадет ощущение значимости их личного мнения, что естественным образом отражается и на самооценке кадет. Потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни – базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения [2]. Ситуацию свободного выбора можно создать путем предоставления вариантов заданий, тем, форм самостоятельной работы, а так же вариантов контроля, в том числе и самостоятельного.

Третьей технологией развития мотивации самостоятельной деятельности можно назвать создание ситуации успеха. Ситуация успеха понимается как совокупность целенаправленных, специально созданных педагогом условий, при которых результаты деятельности личности либо совпадают, либо превосходят ее ожидания [2]. Ощущение собственной успешности является сильным стимулом. Для создания подобных ситуаций важно соблюдение нескольких условий. Все задания для самостоятельного выполнения должны соответствовать уровню подготовки кадета, и тогда их выполнение будет приводить к ситуации успеха на уроке. Это может выражаться, как отметкой преподавателя, в том числе и устной (похвалой и одобрением), так и мнением одноклассников, что очень важно. Значимо в подобной ситуации поддерживать обратную связь, так как кадет должен четко понимать, за что конкретно он получает одобрение. Ситуация успеха должна подкрепляться акцентированием преподавателем определенного уровня компетентности кадета в конкретном вопросе, теме, что проявляется в способности кадета отвечать на вопросы одноклассников, активно участвовать в дискуссиях, аргументируя свою точку зрения. В подобных ситуациях кадеты, зачастую, ссылаются на источники информации, которые они использовали при выполнении задания, и здесь роль будет играть, так же, авторитет того или иного источника. Ситуации успеха можно  добиться, когда кадет самостоятельно  выполняет индивидуальное задание в виде подготовки сообщения на какую-либо тему, в том числе новую (задания на опережение). Эта технология наиболее эффективна, на мой взгляд, применительно к кадетам с невысоким уровнем подготовки, так как ситуация успеха особенно значима для них.

Важной составляющей формирования мотивации изучения биологии, в том числе и самостоятельного, является осознание прикладного  значения знаний. Использование подобной технологии возможно  в любом возрасте. Занятия физической культурой и спортом играют важную роль в жизни кадет, в том числе и при формировании самооценки - быть успешным в данной сфере весьма престижно. Взаимосвязь теоретических знаний в области биологии и возможности их практического применения на занятиях физической культурой легко продемонстрировать  при совместной работе  учителя физической культуры (тренера) и преподавателя биологии (подобные примеры существуют). Связь биологических знаний с их применением в спорте необходимо продемонстрировать на уроках, особенно актуально это при изучении курса «Человек». Так, например, при изучении темы «Питание» организуется самостоятельная работа по подготовке индивидуальных и групповых докладов на темы: «Спортивное питание», «Роль витаминов в спорте» и т.д. Как показывает опыт, задания подобного рода выполняются особенно охотно.

В рамках урочной и внеурочной деятельности в курсе биологии применяются различные формы самостоятельной работы.

Работа с учебником – самая доступная форма, может быть весьма разнообразной, определяется уровнем подготовки кадета. Она применяется, как на уроках, так и при выполнении домашнего задания. Результатом такой работы, как вариант, может быть преобразование текста в другие виды информации (конспект, в том числе и графический, таблица, график, и т.п.), работа с терминами, рисунками.

Работа с дидактическими карточками. Для организации самостоятельной работы используются задания из многочисленных пособий, в том числе и с заданиями в форме ЕГЭ и ГИА по биологии. Это делает подобную форму работы привычной для кадет, что может сыграть положительную роль при проведении рубежных испытаний. Дидактические материалы можно разделить на три группы: для получения новых знаний (инструктивные карты для организации самостоятельной работы); для применения полученных знаний (сборники заданий-тренажеров); для проведения контроля (карточки-задания). Используются, так же, задания на самостоятельное составление подобных карт, которые затем применяются на уроках.

Данные виды самостоятельной работы приводят к развитию познавательных (общеучебных, логических, знаково-символических) и регулятивных универсальных учебных действий (УУД).

Другой формой самостоятельной работы являются задания на подготовку разного рода сообщений. Выступления кадет зачастую сопровождаются мультимедийными презентациями, что ведет к развитию у них творческого мышления. Эти задания применяются, как для кадет с высоким уровнем подготовки (это, как правило, задания по новой теме, на опережение), так и для кадет со средним и низким уровнем подготовки (широко применимо при изучении многообразия живых организмов). Следует отметить, что для кадет с небольшим опытом подобной работы обязательно определение и контроль, как содержания сообщения, так и формы его представления, а так же перечня используемых источников информации. Такие виды работы стимулируют развитие, прежде всего, коммуникативных и регулятивных УУД.

Следующей формой самостоятельной работы выступает деятельность по подготовке и выполнению заданий олимпиад различного уровня, например, олимпиад в рамках проектов: «Познание и творчество», «Международная олимпиада по основам наук» и т.д. При выполнении подобных работ, кадеты, имеющие определенный опыт,  самостоятельно  определяют алгоритм  действий по  подбору источников информации и определению графика работы (зачастую выполнение заданий занимает несколько дней), что способствует развитию регулятивных УУД.

Отдельно необходимо обсудить источники информации, которыми кадет может пользоваться, работая самостоятельно. Если подобная работа организована на уроке, то источники информации, как правило, уже оговорены. Если же самостоятельная работа осуществляется во внеурочное время, возникает необходимость научить кадет грамотно и обоснованно подходить к выбору источников информации. На первоначальных этапах педагог должен самостоятельно определить перечень источников, необходимых кадету, аргументировав свой выбор. Приобретая опыт самостоятельной работы, кадеты учатся, в том числе, и выбирать нужные источники биологической информации. Среди них можно назвать: учебник, дополнительную литературу, научно- популярные журналы, информацию к урокам в виде мультимедийных презентаций и электронных приложений к учебникам, ресурсы сети Интернет (указание адресов необходимых сайтов обязательно при организации работы).

Важной составляющей самостоятельной работы кадет является еѐ контроль. Контроль в урочной деятельности осуществить проще, а вот  во внеурочной самостоятельной работе велика роль самоконтроля. Самоконтроль кадеты могут проводить разными способами, но исходя из личного опыта, наибольший интерес вызывают способы контроля с применением интерактивных компьютерных технологий. Достаточно часто для контроля можно использовать задания, созданные в программе MyTest. Они могут быть различными по содержанию и объему. Главное преимущество данной программы – это простота и доступность. Вариантом самостоятельной работы с данной программой может быть создание контрольных материалов непосредственно самим кадетом, которые так же применятся на уроке.

Большой интерес у кадет вызывают задания, размещенные на сайтах samsdam.net и biouroki.ru. Важной особенностью данных сайтов является их наполнение. Здесь предлагаются задания в различной форме (тесты, ребусы, кроссворды) и различного уровня сложности. Значимая роль принадлежит оформлению и структуре заданий. В процессе выполнения задания, допущенные ошибки указываются, каждый вопрос имеет развернутый ответ, что позволяет дополнительно закрепить материал. По окончанию выполнения задания предоставляется результат, как в процентном отношении верных ответов, так и в виде отметки по пятибалльной шкале [4,5].

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний кадет по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Систематически проводимая самостоятельная работа способствует получению кадетами более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении преподавателем готовых знаний. Организация выполнения кадетами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у кадет навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных УУД. В перспективе, при систематической организации самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время в сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у кадетбудут вырабатываться устойчивые навыки самостоятельной деятельности.

 

Список литературы

1.      Зимняя И.А. ―Основы педагогической психологии‖ – М., 1980.

2.      Ким Н.А. Методы стимулирования и мотивации учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2003.

3.      Фролова Н.А. Приемы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности. // Начальная школа, 2006, №2.

4.      www.biouroki.ru

5.      www.samsdam.net