Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что начальный период обучения достаточно сложный для современных детей, поступивших в образовательную организацию. Причины возникновения трудностей связаны, например, с повышенной нагрузкой на организм первоклассника, новыми требованиями к стартовой готовности детей к школе. Поэтому в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях, нежелание посещать занятия во внеурочное время. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом» [2, 15]. Учитывая новые стандарты в системе начального образования, на первом этапе учителю начальных классов необходимо владеть информацией о стартовой готовности детей к школе, так как уровень сформированности универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) у первоклассников также определяют успешность процесса адаптации. В работе Асмолова А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» выделены универсальные действия, которые определяют успешность адаптации первоклассника [1]. Например: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника и др.

В связи с вышесказанным возникают вопросы: как организовать учителю начальных классов работу, чтобы эффективно решить задачи адаптационного периода? как смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников с разным уровнем стартовой готовности к школе?

В период обучения детей в начальной школе на этапе адаптации учитель может использовать специальные программы, способствующие эффективному формированию универсальных учебных действий. В частности, Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. разработали УМК «Учимся учиться и действовать», которое состоит из рабочих тетрадей и методических рекомендаций для педагога, являются инструментом формирования и мониторинга метапредметных УУД и продолжают программу «Школьный старт».

Также необходимо учителю активно включать игру в учебный процесс, которая имеет особое значение для формирования умения учиться - основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс учения. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы» и др. Например, в игре «Шапка вопросов» дети в течение определенного времени составляют вопросы, которые они хотели бы задать одноклассникам, касающиеся общих дел, отношений и т.п. Затем в процессе проведения игры ведущий, не читая вопрос, спрашивает: «Кто будет отвечать на данный вопрос?». Дети выбирают 2-3 человека, которые пытаются ответить на заданный вопрос, даже если в «ответчики» попадает сам автор вопроса.

Также учителям начальных классов рекомендуется использовать формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе, например, задания разной степени трудности. При этом следует детей объединять в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу. Работа в малых группах менее утомительна для них, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется адекватная оценка. Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков и на занятиях во внеурочное время. Специальные игровые упражнения помогают детям быстрее войти в непривычный мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. Учитель должен создать в классе атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. Приведем примеры таких упражнений:

1.    «Составь рассказ». Ребенку предлагается составить рассказ на какую-либо тему, которую может предложить ему взрослый, или он выберет ее сам. Темы могут быть такими: «Я люблю, когда…»,  «Меня беспокоит -…, Когда я злой-…». Важно, чтобы ребенок давал полный развернутый рассказ.

2.    «Рисую себя». Ребенку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и себя в прошлом. Обсудите с ним детали рисунка, в чем они различаются. Спросите ребенка, что ему нравится и не нравится в себе. Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в ребенке по сравнению с прошлым и что еще хотелось бы изменить.

Одним из условий успешной адаптации детей выделяем их включение во внеурочную деятельность, которая организуется в соответствии с интересами, желаниями детей и их родителей, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Одним из условий эффективности работы учителя начальных классов в данном направлении является четкая координация в действиях со школьным психологом, родителями, педагогами, которые занимаются с детьми во внеурочное время. Учителя, психолог в тесном сотрудничестве с родителями могут оказать более эффективное влияние на процесс обучения и формирования личности ребёнка, создавая ему ситуации психологического комфорта. Поэтому задача учителя начальных классов - создать все условия для такого контакта и взаимодействия. Модель такого взаимодействия можно представить в виде следующей схемы 1.


Основными формами их взаимодействия являются: - посещение уроков, занятий во внеурочное время (наблюдение, карта наблюдения за ребенком); индивидуальные консультации (обсуждение результатов посещения занятий, полученных данных проводимых диагностик); педагогические консилиумы (примерно, в середине четверти, по итогам наблюдения и диагностики); родительские собрания, на которых могут родители познакомиться, например, с рекомендациями для успешной адаптации своих детей.

От благополучия протекания процесса адаптации первоклассника зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям. Таким образом, в процессе обучения под пристальным вниманием учителя постоянно находятся дети с различным уровнем школьной зрелости. Это дает возможность получать более точное представление о динамике развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка, что позволит более объективно строить прогноз дальнейшего развития и эффективность достижения нового образовательного результата в начальной школе.

 

Список литературы

1.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

2.     Уфимцева, Л. П. Диагностические программы для оценки риска школьной дезадаптации учащихся первых классов / Л. П. Уфимцева, Т. В. Толочко // Коррекционная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 9-18.