Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов актуализировало необходимость решения проблемы формирования и развития личностных качеств обучающихся средствами различным предметных областей. Решение выделенной проблемы возможно только при условии обеспечения процесса смыслообразования обучающихся.

Смыслообразование - это понимание обучающимися истинного мотива учебной деятельности, установление связи между целью этой деятельности и ее мотивом. Поиск ответа на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?», «Какое значение для меня и моего будущего имеет определенный результат моей учебной деятельности?» и т.д. Процесс смыслообразования выступает фундаментальной основой для формирования самоопределения обучающихся, их нравственно-этического оценивания осваиваемого содержания. В основе этого процесса лежит понимание обучающимися смысла реализации учебной деятельности. Смысловые образования как проявления мотивационной и ценностной сферы личности, по исследованиям ряда авторов, являются доминирующими  в регуляции жизнедеятельности человека  (Л.С.  Выготский, А.Н.  Леонтьев, А.Г. Асмолов и др.) и оказываются той инстанцией, которая подчиняет себе другие жизненные проявления личности (А.Н. Леонтьев).

Изучая процесс смыслообразования в контексте анализа личностных УУД, Е.Г. Белякова пришла к выводу, что «общие условия смыслообразования при изучении предметов разных учебных циклов реализуются через  индивидуализацию  обучения,  активизацию  личностно-смыслового  фактора  в  отборе  и  освоении содержания образования, привлечение гуманитарных текстов, межпредметную интеграцию на аксиологической основе» [1]. Учитывая данные выводы, считаем обеспечение смысловообразования обучающихся в процессе обучения математике происходит через а) актуализацию субъектного опыта обучающихся; б) отбор содержания задачного материала; в) формирование рефлексивных умений.

В традиционной системе обучения предполагается передача обучающимся сформированного на протяжении определенного исторического периода научного опыта. Задача обращения к индивидуальному (субъектному) опыту ребенка не ставится, поскольку воспринимается как несовершенный, несущественный для освоения новых знаний и овладения новыми умениями. При таком подходе учитель может «потерять» обучающегося, поскольку основной задачей становится усвоение ребенком знаний и умений, которые не связаны ни с его интересами, ни с его потребностями. Субъектный опыт психологи определяют как опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности. В нем представлены как результаты целенаправленного обучения, так и взаимодействия с окружающим миром. Субъектный опыт не предполагает оценки его истинности, научности. Согласно И.С. Якиманской любую новую информацию человек «пропускает» через свой субъектный опыт, поэтому он является образовательной ценностью [8]. В процессе обучения математике следует постоянно обращаться к личностному опыту обучающихся, к тем личностным смыслам, которые он вкладывал в тот или иной математический факт или явление. В частности на этапе целеполагания изучения каждой конкретной темы необходимо выяснять ранее сложившееся у обучающихся отношение к изучаемому вопросу, их осведомленность в данной области, сформированные на основе этого убеждения, личностные ценности.

Наиболее перспективными задачами с целью обеспечения процесса смыслообразования обучающихся средствами предметной области «Математика», на наш взгляд, являются задачи регионального содержания, прикладные и проектные задачи [4, 5, 7]. Решение данных задач позволяет обучающимся понять зачем нужно изучать математику, где лично каждому могут пригодится усвоенные знания и умения, иными словами понять смысл самого изучения математики, осознать социально-личностную значимость изучаемого материала. Интерпретация содержания формулировок выделенных типов задач позволяет обучающимся сформировать личностное отношение к описанным ситуациям. Работа над проектными задачами обеспечивает совершения обучающимися осмысленного выбора в условиях описанной ситуации, проявляя их в коммуникативно- деятельностной форме. Особым смыслообеспечивающим потенциалом обладают проектные задачи, сконструированные на региональном содержании, развернутом как в историческом, так и в современном аспектах. Любой из выделенных типов задач может быть представлен фабулой, в которой каждый из обучающихся сможет найти интересующий его смысл и соответствующие этому аргументы.

Осмыслению своих действий в процессе изучения математики и результатов ее изучения в соответствии с собственными целями и мотивами учения способствует рефлексия - особый вид деятельности, заключающийся в выяснении субъектом оснований своих знаний или способов действий, позволяющего обнаружить причины неуспешности деятельности и на основе этого выработать иной способ действий. В связи с этим одним из фундаментальных звеньев в организации процесса обучения математике с позиций системно-деятельностного подхода, выступающего методологической основой новых стандартов, является формирование рефлексивных умений учащихся через создание условий, стимулирующих учащихся к реализации рефлексивной деятельности [6]. Формирование рефлексивных умений средствами предметной области «Математика» обеспечит формирование аргументированной ценностно-смысловой позиции.

На основе анализа литературы можно выделить три основных вида рефлексии, обеспечивающих смыслообразование обучающихся в процессе обучения их математике:

·       Рефлексия настроения (Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса.

Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.);

·       Рефлексия учебной деятельности (Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала,  при защите проектов. Он помогает ученикам  осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.);

·       Рефлексия содержания учебного материала (Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.);

·       Рефлексии собственных стратегий взаимодействия  с миром, осознания целей и способов их достижения. Условием выявления смысловых интенций личности выступает особый смысловой контекст – «Я и моя жизнь, мои цели и ценности, мое отношение к миру» [2].

В ходе рефлексии ученики смогут самостоятельно выявить свои успехи или неудачи в процессе изучения математики, что позволит им скорректировать свою деятельность для достижения лучшего результата.

Обеспечение данного процесса влияет как на качество математической подготовки обучающихся, так и на их успешное будущее, поскольку умение устанавливать истинный мотив своей деятельности является неотъемлемым результатом успешной жизнедеятельности. Когда человек формулирует для себя цели, это способствует более качественному решению любых жизненных ситуаций. Описанный подход позволит преодолеть складывающуюся десятилетиями в российском образовании ситуацию, когда «действующий учебный процесс насыщен значениями и не насыщен смыслами» [3].

 

Список литературы

1.     Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: Автореф. дис. …д-ра пед. наук. – Тюмень, 2009. – 50 с.

2.     Белякова Е.Г. Способы активизации смыслообразования в процессе обучения // Вестник ТГУ, 2009. №5 С. 8 – 15.

3.     Леонтьев A.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977, С. 132.

4.     Тумашева О.В. Задачи регионального содержания на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 7.С. 18 – 20.

5.     Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27 – 30.

6.     Тумашева О.В. Об особенностях обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты Материалы III Всероссийской научно- методической конференции. 2015. С. 75-78.

7.     Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 31 – 34.

8.     Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии.1995. №2. С. 31 – 42.