Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Реформирование образования приводит к необходимости разработки и соответствующих методических систем внутренней инфраструктуры деятельности образовательной организации высшего образования (ООВО) по реализации процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Методические систем обучения будем рассматривать как локальный уровень педагогической системы. На основе исследований В. П. Беспалько, Н. В. Бордовской, Б. С. Гершунского, А. М. Новикова, В. А. Сластенина и других выделим две структурные составляющие этих систем: проективную, представляющую дидактическую задачу (студенты ООВО, цели обучения, содержание обучения), и процессуальную, описывающую дидактический процесс (организационные формы обучения, средства обучения, процесс обучения) ([1-3]).

Нормативно-правовой подход определения содержания дидактических процессов методических систем обучения предполагает выделение в начале проектирования в каждом элементе методических систем инвариантных составляющих, основанных, с одной стороны, на руководящих нормативно правовых предписаниях, и с другой стороны, научных достижениях, а на следующем этапе разработку  вариативных составляющих, основанных на анализе опыта работы специалистов в выбранном направлении профессиональной деятельности и собственных личных достижениях. На уровне высшего образования это приводит к необходимости выделить преподавателям ООВО нормативную часть педагогической системы соответствующих подготовки. Именно, на основании основополагающих документов определить нормативные составляющие цели, содержания образования, методов обучения, средств обучения, процесса контроля. На уровне практической деятельности преподаватель ООВО тоже обязан знать и уметь реализовывать государственные требования по всем элементам системы обучения и определить эти нормативные составляющие как инвариантную часть. Вариативные части систем обучения разных уровней требуют у преподавателя ООВО привлечения достижений науки и опыта работы в этой сфере. На каждом из уровней в свою очередь тоже выделяются нормативная и вариативная составляющие. Под нормативной частью уже в этой системе подразумевается использования достижений необходимых отраслей наук: педагогической, психологической и других наук. Вариативная составляющая складывается по мере педагогического опыта конкретного преподавателя.

Наш подход заключается в том, что реализация рассматриваемого нормативно правового подхода на уровне проектирования соответствующей педагогической системы подготовки специалиста предлагает разработку по такой методике всех элементов этой системы. В частности, каждый раздел разрабатываемой программы может конструироваться таким образом: излагается нормативное содержание и варианты вариативного подхода. Для подготовки к использованию такого нормативно-правового похода преподавателем ООВО используется метод подготовки своей авторской программы, в которой выделяется нормативная и вариативная части. А для описания нормативно-правовой части образовательной программы используется технологическая документация как нормативная, так и дополнительная.

Приведем вариант реализации описанного подхода на кафедре математики и информационных технологий педагогического института ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск) на примере учебной дисциплины «Математические модели и методы в естественных науках» направления подготовки «Педагогическое образование (5 лет)» профиля «Математика, Информатика». Выделены дидактические единицы дисциплины и соответствующие им проблемные модули: «Математические модели и методы в естественных науках и дифференциальные  уравнения в частных производных»; «Математические модели на основе задач для уравнений диффузии». Выделены содержательные линии: для реализации инварианта теоретико-научного описания обоснования корректности математического моделирования выбрано содержание теории моделирования на основе уравнений в частных производных параболического типа; для реализации практической направленности запланировано исследование спектра математических моделей биологии и экологии; инвариант формирования информационной компетентности будущей профессиональной деятельности содержит последовательность практикумов, тематика и последовательность которых разрабатывалась по кибернетическому принципу и принципа решения задачи на ЭВМ. Обучающийся последовательно изучает основные этапы компьютерного и информационного моделирования по выбранной в начале проблеме исследования. Для этого описаны специальные методические указания выполнения практикумов.

Реализуется образовательная технология в виде информационно-деятельностной модели обучения с использованием совмещенной методики и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в экспериментальной СДО на базе moodle (WEB-2) и активных и интерактивных формах проведения занятий – цифровых лабораторных занятий (ЦЛЗ), в которых предусмотрено выполнение учебного индивидуального проекта, реализация которого осуществляется по этапам, выполняемым в виде минипроектов, соответствующих цифровым практикумам.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов основано на особенности сконструированных проблемный модулей учебной дисциплины, когда изложение учебной дисциплины основывается на их реализациия в традиционных формах лекционных занятий, цифровых практических занятий и практикумов. В результате обучаемый разрабатывает проект, обобщающий результаты всех выполненных работ в виде модели информационного портала «Возможности компьютерного моделирования по выбранному предмету исследования». Описание балльной системы по дисциплине и методика расчета результирующей оценки по дисциплине представляется в табличном формате. Расчет результирующей оценки по дисциплине основывается на подходе В. П. Беспалько: баллы суммируются и аттестация дисциплины оформляется при  сумме баллов больше 70.

Описанный подход разработки внутренней инфраструктуры педагогической системы вуза через такие его составляющие как педагогические системы учебных дисциплин, представленных в виде трансфер-зон современных направлений развития наук реализован в [4-9]. Опыт внедрения позволяет заключить, что такой подход закладывает предпосылки формирования соответствующих компетенций обучаемых.



Список литературы

1.     Поличка А.Е. Проектирование методических систем инфраструктуры комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации региональной системы образования: монография. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2014.

2.     Поличка А. Е. Особенности проектирования инновационной инфраструктуры подготовки кадров информатизации региональной системы образования в условиях функционирования информационно- коммуникационной предметной среды: монография. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2015. – 86 с.

3.     Поличка А.Е., Никитенко А.В. Методические системы обучения в региональной системе подготовки кадров образования // Педагогическое образование и наука. – 2010. – №11.

4.     Поличка А.Е., Исакова А.П. Подходы проектирования содержания организации самостоятельной работы обучаемых в условиях формирования специальных профессиональных компетенций // Педагогическое образование и наука. – 2012. – №7.

5.     Табачук Н.П.  Социальные сетевые сервисы: «парк знаний» или  «игрушка для манипуляций» в образовательном процессе гуманитарного вуза // Дистанционное и виртуальное обучение. –2013. – №7 (73).

6.     Поличка А.Е. Подходы применения сетевой обучающей среды по использованию средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // Образовательные технологии и общество.– 2015. –.Т. 18 – № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_181_2015EE.

7.     Поличка А.Е., Лучанинов Д.А. Творческая инициатива студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды // Образовательные технологии и общество. – 2015. –.Т. 18 – № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_183_2015EE.html

8.     Поличка А.Е., Исакова А.П. Особенности формирования компетенций безопасного существования личности у студентов профессиональной образовательной организации // European social science journal. – 2015. – №1-2(52).

9.     Raisa I. Platonova, Larisa P. Lazareva, Anatoly M. Pechenyuk, Anatoly E. Polichka, Aleksandr I. Ikonnikov, Natalya V. Semenova, Ekaterina K. Dvoryankina, Leonid V. Blinov, Alexey V. Bastrikov Didactic Possibilities of Formation of University Students Professionally Signifi cant Personal Qualities // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S2), 1-5.