Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЦЕННОСТЯХ ГУМАНИЗМА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 – 8 КЛАССАХ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Эффективной реализации стандартов второго поколения, усилению ориентации литературного образования на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов содействует преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую, путѐм последовательных изменений в процессе осмысления ценностей гуманизма на уроках литературы в 5 – 8 классах.

Аксиология гуманизма, включающая экзистенциальные (жизнь, смысл жизни, любовь, семья, свобода, участие, труд, творчество и др.); социальные (общество, народ и государство), политические ценности (патриотизм и космополитизм, национальная и международная безопасность, мир и международное сотрудничество), нравственные ценности (принципы и основы этики человечности, совершенствование и совершенство), ценности познания, эстетические ценности и др., является метасистемой, общекультурным основанием для многих других ценностных систем, поэтому изучение литературы в 5 – 8 классах, основанное на глубоком осмыслении гуманистических ценностей, содействует реализации приоритетных целей литературного образования – «формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием,  чувством патриотизма;  развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности» [1, с. 2].

В методических пособиях для учителя, разработанных в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта к учебникам по литературе Г.С. Меркина, содержится описание уроков, ориентированных на поэтапное формирование умений и навыков ценностного освоения учебного материала в процессе реализации различных видов деятельности – репродуктивной, поисковой, исследовательской, рефлексивной [3 – 6].

Одной из приоритетных задач изучения литературы в 5 классе является формирование представлений о краеугольных принципах, составляющих основу человечности: разуме, уважении, доброжелательности и совестливости, эстетическом идеале; развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Выявление сущности понятий, связанных с аксиологией гуманизма, осуществляется в процессе сопоставления их толкований в словарях и составления собственного варианта с опорой на полученные на уроке сведения; определения условий функционирования понятия в тексте на уровне словосочетания, предложения, фрагмента; контекстного значения понятия аксиологии гуманизма; работы со словарями антонимов и синонимов и составления синонимических и антонимических рядов; толкования значений пословиц, афоризмов, крылатых выражений и конструирования синонимичного им высказывания и др.

Исследовательская работа с текстом  способствует определению ценностной функции детали, средств художественной выразительности, значения имени героя литературного произведения.

На этапе обобщения и систематизации знаний предложены суммирующие вопросы и задания, способствующие осмыслению фрагмента произведения (ключевой для понимания текста фразы), соотнесенного с понятием аксиологии гуманизма, ценностной функции образа, позиции автора и героя литературного произведения, выявлению уровня мотивации учащихся, особенностей их ценностной позиции.

В процессе анализа текста происходит интенсивная работа, ориентированная на обогащение лексического запаса школьников словами и словосочетаниями, с помощью которых наиболее полно и разносторонне раскрывается духовный мир человека, создается психологический портрет литературного героя; пополнение лексикона учащихся философской, эстетической лексикой; усвоение изобразительно-выразительных средств русского языка, пословиц, поговорок и афоризмов [2, с. 224-227].

Система уроков литературы в 6 классе ориентирована на эмоциональное, интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, формирование их представлений о человеке, человеческом обществе, его истории, мире в целом, критичности мышления, умения выражать, аргументировать и корректировать собственную позицию, давать неоднозначную оценку явлений.

Всѐ  это  создаѐт  условия  для  эстетического  самоопределения  и  формирования  индивидуального художественного вкуса учащихся, помогает им осознать сложность собственного внутреннего мира, обрести чувство самоуважения и достоинства, обнаружить неисчерпаемый творческий потенциал, научиться общению и равноправному сотрудничеству.

Усложнение исследовательской работы с текстом происходит за счѐт включения заданий, позволяющих определить мировоззренческую позицию автора в процессе выявления жанровых особенностей произведения; ценностной функции понятия, связанного с аксиологией гуманизма, в контексте творчества автора; наблюдения за изменениями лексического состава и интонации стихотворения.

Анализ текста ориентирован на выявление символического значения образа цвета в литературном произведении как носителя ценностного смысла; ценностной функции  сравнений и риторических фигур, сказочных мотивов в повествовании о реальных событиях; особенностей образа героя и рассказчика в процессе сравнения различных редакций произведения. Особое место в системе занимают задания, содействующие установлению сходства в восприятии экзистенциальных ценностей гуманизма в сказках народов мира; формированию представлений о национальной идентичности в процессе сопоставления деталей произведений русских и зарубежных авторов.

На этапе обобщения и систематизации знаний усложнение заданий осуществляется в ходе составления рассказа от лица героев, позволяющего определить их нравственную позицию; прогнозирования развития действия.

В систему включены уроки подготовки к сочинению-рассказу о событиях от лица их участника, сочинению-продолжению произведения, сочинению-воспоминанию, сочинению в жанре комического рассказа «Случай из жизни», содействующие выявлению ценностной позиции учащихся.

В седьмом классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Особенно пристальным становится внимание к проблемам добра и зла в человеке; ответственности за собственные поступки; факторам, влияющим на становление личности.

В процессе работы над этими темами происходит формирование представлений о роли художественной литературы в общественной жизни и культуре России, активного отношения к действительности, историзма мышления, обогащение культурно-исторической памяти учащихся.

Становлению личности подростка содействуют задания, направленные на выявление особенностей мировоззрения писателей в процессе изучения автобиографий, знакомства с воспоминаниями современников, дневниками поэтов и писателей, книгами, рекомендованными в рубрике  «Советуем прочитать»; проведения виртуальной экскурсии по выставке сочинений писателя, книг о его жизни, фоторепродукций, составления комментариев к книжной выставке, тезисного плана статьи учебника с включением фрагментов, содержащих слова, соотнесѐнные с понятиями аксиологии гуманизма.

Обогащению представлений о гуманистических ценностях способствует составление психологического портрета героя литературного произведения, определение сходства и различий в мировоззренческих позиций поэтов и писателей. Особую роль играют уроки, посвящѐнные сравнительному анализу текста в аспекте проблемы традиций и новаторства.

В результате освоения содержания курса литературы седьмого класса учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников: самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации художественных образов; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Значительное место в системе уроков литературы седьмого класса занимают задания, содействующие определению философской основы литературного направления в процессе выявления его признаков в тексте; формированию представлений о ценностях традиционных российских религий, системных культурологических знаний о религиозных идеалах в ходе сравнения текста литературного произведения и произведений агиографической литературы. Формы работы на уроке (ролевые игры, создание «творческих групп» и др. ) направлены на сохранение преемственности с основными видами деятельности учащихся на уроках литературы в пятом и шестом классах.

Уроки литературы в восьмом классе направлены на дальнейшее совершенствование умений аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, анализировать и интерпретировать художественный текст, устанавливая связи произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Работа с текстом содействует обогащению    культурно-исторической памяти учащихся, воспитанию у школьника активного отношения к действительности в процессе выявления ценностной функции мотивов, высказываний героев о гуманистических ценностях, способа создания образа, сравнения ценностных позиций персонажей произведения, различных сторон социальных явлений.

Определение особенностей мировоззрения автора осуществляется на основе анализа его высказываний о творчестве, писательском труде проблемах человека, общества и др., выявления нравственного идеала эпохи, составления характеристики пространства описания.

Таким образом, поэтапная реализация системы обучающих заданий, направленных на формирование знаний об аксиологии гуманизма и гуманистических убеждений учащихся с акцентом в пятом классе на выявлении особенностей функционирования понятия аксиологии гуманизма в тексте на уровне словосочетания, предложения, фрагмента; в шестом классе – на определении мировоззренческой позиции автора в процессе анализа текста в ценностном аспекте; в седьмом классе – на выделении философской основы литературного направления и формировании системных культурологических знаний о религиозных идеалах; в восьмом классе – на сравнении мировоззренческих позиций героев, определении особенностей нравственного идеала эпохи, соотнесѐнной со временем создания произведения, и ценностной позиции автора, является условием утверждения в воспринимающем сознании системы ценностей гуманизма и освоения теоретического способа социальной ориентировки.

 

Список литературы

1.      Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

2.      Соловьѐва, Ф.Е. Гуманизм в системе уроков литературы. 5-8 классы: монография / Ф.Е. Соловьѐва. – М.: ООО «Русское слово – учебник », 2014. – 400 с.

3.      Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф. Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина (ФГОС. Инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 344 с.

4.      Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф. Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. (ФГОС. Инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 344 с.

5.      Соловьева, Ф.Е. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература». 7 класс» / Ф. Е. Соловьева; под ред. Г. С. Меркина. – М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2014. – 376 с. – (Инновационная школа).

6.      Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф. Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2011. – 320 с.