Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЗАВИСИМОСТЬ В СЕМЬЯХ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Закономерностями психологических механизмов взаимовлияния семьи и подростка, употребляющего алкоголь и наркотики, занимались отечественные и зарубежные ученые (М. Битти, Б.С. Братусь, Б.М. Тузиков, Н.Н. Иванец, А.А. Мейроян, В.Д. Москаленко, В.Е. Рожнов, Т.Г. Рыбакова, Э. Смит, И.Г. Ураков, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

Созависимость - это чрезмерная привязанность к проблемной личности, например, человеку, страдающему болезненным пристрастием (Большая психологическая энциклопедия, М., 2007). Созависимый испытывает навязчивое стремление помочь страдающему человеку или изменить его, это чувство захватывает его полностью, не давая возможности отделить себя от созависимого, происходит перенос болезни с больного члена семьи на психическую деятельность созависимого.

В психологии выделяются разные подходы к проблеме созависимости, но всех их характеризует единая точка зрения, что созависимость является комплексным нарушением личности по определенному типу и ее можно считать заболеванием.

Чаще созависимость как термин относится к химическим зависимостям и используется по отношению к семьям, имеющих больных алкоголизмом и наркоманией. Больше всего от созависимости страдают дети, матери и жены, именно они чаще всего выступают в роли спасителей, покровителей и покрывателей (как семейной тайны) больных алкоголизмом, наркоманией и другими зависимостями. В последнее время появились новые типы зависимости, и соответственно созависимости членов их семей, это: лудомания и зависимость от ролевых игр.

Созависимость членов семьи приобретает навязчивый характер, где болезнь проецируется на членов семьи, сами участники не осознают нависшей над ними угрозы, напротив, хронически втягиваются в подобные отношения, именно тогда можно говорить о эпидемии распространившейся на микрогруппу.

Предваряет любую созависимость конфликт, нарушение эмоциональных и коммуникативных связей в семье. Проявляется двойное нарушение: разрушаются связи внутри микросреды, и между микросредой и макросредой. Таким образом, семья становится изолированной, что ведет к дальнейшей деструктуризации, потери связи между близкими, родственными членами. Тем самым каждый из членов семьи стремится вырваться за рамки данной микроструктуры: дети уходят к друзьям на улицу, муж ищет новые связи на стороне, жена бежит к подружкам. Таким образом, происходит декомпенсация нарушенных внутрисемейных отношений.

Внутрисемейные конфликты, деструктурирующие отношения, эмоциональная непривязанность, отсутствие любви, уход одного из родителей, воспитание в интернате, родительская жестокость, непоследовательность в системе наказаний может приводить к девиантному поведению подростка, беспризорности, отчуждению от социума, до полной депривации. Именно поэтому необходимо рассмотреть истоки девиации, которые начинаются и закрепляются в семье.

Следует понимать, что базовые механизмы внутрисемейных взаимодействий остаются до конца не раскрытыми и недостаточно изученными (М. Раттер).

Роль семьи в становлении личности ребенка является неоценимой. Семья — основа чувства защищенности для ребенка. Первая социализация происходит в семье, и представление о модели социума формируется также в лоне семьи. Если семья имеет асоциальные внутрисемейные установки с нарушением отношения к законам социума и контроля, то это приводит к асоциализации подростка.

Предпосылкой наркотизации и алкоголизации является семья. Именно она создает предпосылки для формирований у подростка генерализованной неудовлетворенности, либо оказывается неспособной компенсировать факторы наркотической контаминации социальной и биологической природы. Поэтому, к наркотику или алкоголю формируется отношение как к средству, расширяющему его возможности, с помощью которого он достигает не только желаемого эмоционального состояния комфорта, но и компенсирует неудовлетворительные эмоционально-коммуникативные связи. Семья в сознании подростка перестает существовать, с помощью наркотических средств он становится самодостаточным на определенном этапе. Когда данный этап заканчивается, то требуются вновь возобновляемые связи с членами семьи и близкими, но теперь эти люди становятся лишь средством получения химических препаратов и алкоголя. В данной группе подростков, именно семья является источником наркотизации и алкоголизации.

Семья, как элемент микросреды, где каждый член занимает определенную позицию в данной структуре и играет в соответствии с этим определенную роль. Нарушение ролевой структуризации ведет к неусвоению подростком своей роли, а также визуальному закреплению возможных возрастных ролей. Крайним уровням соответствуют разобщенный и запутанный типы взаимоотношений: разобщенный — это эмоциональное разделение, несогласованность поведения, безразличие друг к другу. Запутанный тип характеризуется наличием в семье центростремительных сил, крайностей в требованиях друг к другу, полной зависимостью друг от друга всех членов семьи.

В соответствии с теорией привязанности, сформулированной Д. Боулби и М. Эйнсворт, важнейшие параметры родительского отношения это нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка.

О.С. Сермягина в своем  социально-психологическом исследовании также подчеркивает важность эмоциональных отношений в семье.

X. Шульц-Хенке выделяет те виды влияния родителей на ребенка, которые могут привести к невротическим нарушениям его развития.

Х.Э. Рихтер в качестве главных объяснительных категорий при исследовании аффективных взаимоотношений родителей с детьми использует психоаналитические понятия, анализируя на их основе нарушения взаимоотношений в семье.

Перечисленные особенности нарушений внутрисемейных ситуаций приводят к вытеснению подростка из семьи на улицу, где происходит дальнейшая асоциализация подростка, в семью он возвращается с приобретенными и закрепленными девиациями, с приобретенным, новым типом поведения.

Большую опасность представляют семьи, скрывающие свое (возможно неосознанно) неблагополучие, за внешним статусом благополучия.

Созависимость проявляется, когда подросток начинает эксплуатировать членов семьи. Чем больше члены семьи, чаще мать подростка проявляет гиперопеку, желание не выносить «сор из избы», т.е. скрывает проблему неблагополучия от других, а зачастую и от самой себя.

Проведенный анализ причин возникновения созависимости, показывает, что причиной созависимости является семья и именно с ней необходимо работать в первую очередь при выявлении алкоголизации и наркомании у подростка.

 

Список литературы

1.     Алексеечкина А.А., Фомина С.Н, Характеристика технологий профилактики девиантного поведения подростков /Молодежь и общество: сборник научных статей /Под общ. ред. С.Н.Фоминой. Выпуск 7. М.: Перспектива, 2015. 317 с. С. 178-183.

2.     Колесникова Н.Е., Цветкова Н.А. Интервенция, поственция и превенция суицидальных состояний у взрослых. Учебное пособие для психологов силовых структур. Саратов, 2014.

3.     Колесникова Н.Е., Цветкова Н.А. Особенности социального сопровождения несовершеннолетних с делинквентным поведением //Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2012. № 1(17). С. 65-71.

4.     Комарова А.В., Фомина С.Н. Формирование семейных ценностей молодежи: некоторые аспекты проблемы //Молодежь и общество: сборник научных статей /Под общ. ред. С.Н.Фоминой. Выпуск 7. М.: Перспектива, 2015. 317 с. С. 173-179.

5.     Рыбаков Р.П., Рыбакова А.И. Бедность как социальный феномен. М.: Русайнс, 2015. 138 с.

6.     Рыбакова А.И. Психологическая профилактика суицидальных проявлений //Социально-психологическая профилактика и психотерапия суицидального состояния личности. III Всероссийская научно-практическая конференция /Под науч. ред. Е.А. Петровой, Т.И. Бонкало. М.: Некоммерческое партнерство «Академия имиджелогии», 2014. 213 с. С. 190-196.

7.     Рыбакова А.И., Рыбаков Р.П. Бедность в системах жизненного мира человека – «человек-природа», «человек-общество», «человек-человек». //Ученые  записки Российского государственного социального университета. – 2011. - № 4 – с. 76-82

8.     Цветкова Н.А., Рыбакова А.И. Особенности психического развития детей из бедных семей // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2000. № 4. С. 104-110.

9.     Bonkalo T.I., Rybakova A.I., Bonkalo S.V., Belyakova N.V., Gorohova I.V. Social and psychological provisions for actualization of the professional self-identity of teenagers with disabilities in conditions of the inclusive education // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Т. 12. № 3. С. 2525-2534.

10. Kozjakov R.V., Fomina S.N., Rybakova A.I., Sizikova V.V., Petrova E.A. Educating social-profile specialists for working with a family of a child with health limitations: competence approach // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2015. Т. 6. № 1. С. 1852-1861.