Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ЦВЕТА В ОДЕЖДЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
02 мая 2020г.

Каждый человек имеет свой гардероб, состоящий из основных базовых цветов, которые он сочетает между собой, получая новые образы.

Базовыми считаются: черный, серый, белый, бежевый или коричневый, бордовый и синий. Они имеют большую вариацию сочетаний с другими цветами (Рис.1).



Человек воспринимает все цвета по-разному – соответственно, и ассоциации будут отличаться.

У каждого может быть несколько любимых цветов вне базовой палитры, которые он может сочетать в своем стиле. При этом никто не отменял понятия общественности и общественных норм. В определенных местах существуют свои рамки, или так называемый дресс-код. Если человек работает в офисе или учится, то он должен носить одежду нейтральных цветов, а не пестрить, вызывая раздражение или возбуждение окружающих его людей [1].

Цвет – то, на чем базируется наше мировосприятие. В мире существуют люди, которые воспринимают цвета отлично от других. Люди, страдающие так называемым дальтонизмом, общее число которых составляет 8,5%, из них 8% – лица мужского пола.

Дальтонизм, иначе цветовая слепота, является наследственным заболеванием, в редких случаях может быть приобретенным. Люди – дальтоники не способны различать все или часть цветового спектра. Это связано с тем, что колбочки, находящиеся в глазу, при воздействии на них света неверно передают полученную информацию в зрительную кору.

Многое о нашем цветоощущении может сказать случай с Сине-черным/Бело-золотым платьем дизайнера Roman Originals (Рис.2). Появившаяся на просторах интернета фотография данного платья вызвала массу разговоров и обсуждений о его истинном цвете.

Спор завязался вокруг того, было ли оно белое с золотыми кружевами или синее с черными кружевами?

Впоследствии было выяснено, что платье все-таки синее с черными кружевами, но фотография была так отредактирована и выполнена при определенном внешнем освещением, что создался подобный эффект.

Этот случай с истинным цветом платья и фотографией вызвал большой интерес со стороны общественности и стал неплохим пиар-ходом, повысившим продажи данного изделия.

Наши эмоциональные переживания, вызываемые восприятием цвета, весьма субъективны и неоднозначны. В действительности каждый из нас совершенно по-разному относится к одним и тем же цветам. Неприязнь ко многим цветовым гаммам пронесена сквозь историю западной культуры и длилась с середины 12-го века [1].

Многие писатели-классики довольно брезгливо относились к цветам, аргументируя это тем, что цвет – это показатель своелюбия, эгоистичности и греха. Ярким цветам не было места на фресках церквей, так же как и в их собственной одежде.

В пример можно привести случай с Генри Фордом, который долгое время отказывался выпускать машины различных цветов, утверждая, что «машина должна быть черной».

«Законы против роскоши». В древние времена одежда являлась отличительным знаком и каждый носил ту, которая принадлежала его статусу. Крестьяне должны были носить тусклую и невзрачную одежду, в то время как яркие цвета носились лишь малым кругом обеспеченных лиц.

Мода на черное, появившаяся в середине 14-го века, по сей день оставляет за собой шлейф человеческого восприятия, взять в пример мужские костюмы-смокинги или маленькое черное платье от Коко Шанель.

Отличным примером, показывающим восприятие цвета в зависимости от психологического состояния человека на данный момент, является цветовой тест Макса Люшера. Проходя тест, человек выбирает более приятный для него цвет [2].

Существует, по меньшей мере, 10 тестов Люшера, и все они отличаются набором карточек. Один из подобных тестов проводится с использованием 30 различных карточек, 23 из которых имеют свой цвет, оставшиеся 7 представляют собой фигуры.

Существует также сокращенный тест, состоящий из 8 цветных карточек (Рис.3). Каждый цвет выбран из 4500 различных оттенков и должен быть напечатан на специальной бумаге для передачи 


С целью анализа, для получения нужных данных, был проведен этот тест среди 20 женщин, по результатам которого удалось выявить, что среди всех опрашиваемых:

-   всего один человек находился в напряжении и был склонен к агрессивному поведению;

-   одиннадцать были совершенно спокойны и уравновешенны;

-   трое – обеспокоены и насторожены;

-   пятеро – возбуждены и уверены в своих решениях и действиях в целом.

Данный тест не дает 100% показатель психологического состояния человека на протяжении всей его жизни, а лишь на промежуток времени. При повторном тестировании через период времени у этих же испытуемых можно получить совершенно иные данные, даже если временной интервал составит несколько часов.

Человеческие ощущения позволяют познать и узнать некоторые свойства объекта, которые как- либо влияют на его органы чувств, заставляя работать восприятие и проявлять определенные эмоции [2].

В ХХI веке реклама и мода играют важную роль в восприятии. В самой рекламе все упирается в ощущения, так как для рекламщиков является огромной проблемой вызвать определенные эмоции и желания через статичную картинку. Приходится прибегать к некоторым ухищрениям. Чаще всего в рекламе стараются изобразить максимальное, даже слегка преувеличенное удовольствие от ощущений или радость от рекламируемого товара. Но имеется ряд нюансов. На кого направлена данная реклама? У разных групп людей свои предпочтения в конкретных ощущениях, эти группы могут определяться возрастным диапазоном, гендерным отличием, национальностью и ее традициями, физиологическими особенностями и привычками каждого отдельного индивидуума [3].

Однако все эти отличия попадают под влияние моды. В этом случае может быть множество вариантов: человек адаптируется под диктуемые правила моды и принимает их, либо отвергает таковые полностью, оставаясь при своем мнении и отношении, некоторые могут лишь частично поддаться этому влиянию, при этом их восприятие и мышление несколько видоизменяется [3].

Мода и стиль могут быть различны, и примером служат интернет-магазины и их оформление.

Сеть магазинов женской одежды «UNIQUEFABRIC.RU»: весь ассортимент и коллекции одежды выполнены в теплых  пастельных классических  тонах (Рис.4). Вся одежда в основном  предназначена для женщин младшей и средней возрастных групп. Нет никаких броских и ярких деталей, все рисунки и узоры на ткани максимально просты и элегантны.


В противовес данному стилю можно поставить стиль интернет-магазина «LAZER B» (Рис.5), вся продукция которого опирается и направлена на интерес и потребности подростков, которые стремятся к самовыражению. Пестрота и броскость всюду, используется вся цветовая палитра. Огромное количество ярких «кислотных» цветов призывает выделиться на фоне серых масс и поднять настроение не только владельцу данной одежды, но и окружающим.



Восприятие – с его помощью человеку удается получить максимальное количество информации об объекте, оно позволяет отличать объекты друг от друга, создавая их образы в памяти. При использовании различных сочетаний цветов, иначе говоря, цветовых контрастов человек может получить от них как положительные эмоции, так и отрицательные.

Психологом и дизайнером Е. Барановым была проделана работа, из результатов которой выявили сочетания цветов на основе ощущений «грустный-радостный».

В число РАДОСТНЫХ вошли: белый-зеленый, зеленый-желтый, желтый-зеленый. В число ГРУСТНЫХ попали: синий-черный, фиолетовый-черный, черный-синий.

НЕЙТРАЛЬНЫМИ остались такие сочетания, как: желтый-белый, голубой-синий, синий-белый, фиолетовый-голубой.

Затем эти же тесты были проведены Е. Э. Катуниной и О. В. Гордяковой, но в этот раз оценка велась по шкале агрессивности.

АГРЕССИВНЫМИ оказались сочетания: красный-черный, коричневый-синий, фиолетовый-черный, синий-черный, синий-коричневый, зеленый-фиолетовый.

Менее АГРЕССИВНЫМИ стали сочетания, имевшие светлый фон, на котором располагался другой цвет.

Цвет может влиять и на представление об ощущениях от предмета/объекта. Пример: если свитер будет нежно-персикового цвета, то у многих сложится ощущение, что он обязательно будет мягким и приятным к телу, если же этот свитер будет коричневым или черным, многим покажется, что он будет неприятным, колючим и жестким.

Пожалуй, одним из интересующих вопросов является: «Какое же значение несет в себе каждый из цветов?»

Для ответа на него следует разобрать некоторые базовые цвета и оттенки.

СИНИЙ – глубокий цвет, хорошо сочетающийся со многими другими, издавна считался траурным, цветом скорби и печали, недаром Пресвятая Дева Мария изображается в ярко-синих одеждах. Древние римляне считали синий цвет варварским и питали неприязнь к этому пигменту, египтяне же в Античный период обожали данный цвет [4,5].

Сейчас синий считается цветом спокойствия, который вызывает доверие у окружающих, является любимым цветом большого числа людей (Рис.6), поэтому многие фирмы и магазины, а также рекламщики считают, что данный цвет наиболее выигрышный в продвижении, возьмем в пример логотип гипермаркета

«ЛЕНТА». Часто можно заметить работников заправок или консультантов в любых магазинах, одетых в синюю униформу, даже в школьной форме часто превалируют синие цвета и оттенки. Сюда можно добавить и военную форму моряков, палитра которой так же состоит из оттенков темно-синего цвета. Также существует синий Х-образный рисунок на некоторых флагах, а у флагов России и Франции есть синяя полоса.




ЗЕЛЕНЫЙ – спокойный и умиротворяющий, приятен глазу, успокаивающий, египтяне относились к этому цвету особенно, даже само его обозначение в виде иероглифа, означавшего лист папируса, к которому в Египте относились с особым почтением, дает понять его важность (Рис.7). В самом цвете заложены жизнь и развитие, энергия и рост. Во многих культурах зеленый – зарождение жизни. У мусульман этот цвет считается священным, в Коране также прописано о проповедниках в зеленых одеждах. Это нашло свое отражение и во многих флагах исламских государств [4,5].




На западе с 12 века зеленый связывали с дьяволом и демоническими сущностями, это было связано с крестовыми походами и войнами религий.

Сейчас зеленый подразумевает «гибкость воли», самоуважение и указывает на потребность в самоутверждении, величественность, свежесть и свободу.

ЖЕЛТЫЙ – эксцентричный и энергичный, побуждающий, яркий (Рис.8). В средневековье желтый цвет в одежде подчеркивал низменное положение носящего. Отношение к желтому на данный момент можно показать на примере словосочетания «желтая пресса», которое сейчас ассоциируется с ложью, беспринципностью в поисках всевозможных сенсаций и звучных сюжетов, только бы об этом говорили [4,5].

Не стоит упускать и тот факт, что желтый был также и, напротив, показателем достатка и красоты. В Китае, например, цвет яичного желтка был любим правящими императорами, а в Индии этот цвет является духовным и, возможно, божественным, цветом спокойствия и глубокого познания.

Сейчас желтый цвет у каждого ассоциируется с ярким теплым солнцем, дарящим тепло и уют, радость. Его довольно часто используют в одежде из-за его эффектности.


КРАСНЫЙ – влияние этого цвета на человека можно исследовать бесконечно. Данный цвет завораживает, является цветом силы, достоинства (Рис.9). В 2007 году проводились исследования, в которых выявляли влияние красного цвета на интеллект человека.

Результаты показали, что красный притупляет и заставляет человека искать наиболее простые пути решения задач. При этом было установлено, что красная одежда помогала носившим ее побеждать в каких-либо соревнованиях: в единоборствах участники в красном побеждали в 55%; а исследования, которые проводились после второй мировой войны, показали, что английские футбольные команды побеждали гораздо чаще, облачаясь в красную форму. В Древнем Китае же красный ассоциировался со смертью, но сейчас этот цвет для китайцев несет радость и удачу [4,5].

Несмотря на всю помпезность красного цвета, рекламщики, например, стараются как можно меньше использовать данный цвет из-за его броскости и яркости. П.Р. Гофштеттер проводил исследования, итоги которых установили связь между красным и понятием «любовь»/«ненависть». В данном случае больше половины ассоциировали красный с понятием «любовь».

Красный – цвет силы воли, агрессивный, соперничающий, уверенный и чувственный, привлекающий внимание окружающих, также считается, что, если женщина одета в красное, то она 100% привлечет внимание противоположного пола. При этом в чрезмерном своем количестве красный может вызвать раздражение и неприязнь.




ЧЕРНЫЙ – цвет моды и траура (Рис.10). Черный, символизирующий все и сразу. По своей сути черный – это не цвет, а его полное отсутствие.

Стоит понимать, что абсолютно черного цвета не существует. Со времен Леонардо да Винчи черный считался самым привлекательным в одежде. Черные ткани были гораздо роскошнее [4,5].

В конфуцианстве черный цвет рассматривался как цвет мудрости и знания.

В наше время этот цвет довольно противоречив, для одних он несет хмурость и траур, для других элегантность и изысканность. Черный сейчас используется как в повседневной одежде, так и для вечерних нарядов.



БЕЛЫЙ – несет в себе нечто светлое и притягательное (Рис.11). Данный цвет считается эксклюзивным и аристократичным, белый ассоциируется с богатством и властью. В XVI-XVIII веках только самые богатые могли позволить себе кружевные элементы одежды и отбеленные шейные платки [4,5].

В Китае белый считается цветом траура, а в Японии в белый наряжают невест, поскольку данный цвет показывает чистоту и невинность.

Несмотря на то, что белый цвет легко замарать любым другим, он все равно является символом чистоты.

Сейчас его используют для пошива платьев невест, иногда мужских смокингов.Стоит также обратить внимание на то, что принадлежность к месту обитания тоже способствует переносу настроения самого города или другого населенного пункта в оттенки одежд его жителей. В качестве примера можно рассмотреть прекрасный город Санкт-Петербург и его цветовую палитру (Рис.12).




Почти все цвета данной палитры лишены особой эффектности или вычурности, сдержанность данной палитры видно невооруженным взглядом, но, несмотря на это, в ней все равно присутствуют оттенки зеленого, синего, красного и желтого цветов, что не может не вносить разнообразие. Большинство людей, проживающих в Санкт-Петербурге, отдают предпочтение данным цветам в своей одежде. Некоторыми из таких цветов являются: бежевый, цвет меди, различные голубые оттенки, оттенки коричневого, бордовый, серый и многие другие.

Бежевый – нейтральный цвет, удобен и практичен, прост и самодостаточен, но при этом довольно скучен. Являясь одним из оттенков желтого, с малой долей красного, он символизирует уют и тепло, несет в себе полное умиротворение и гармонию.

Серый – спокойный, «средний», как середина между контрастными цветами белого и черного, являет собой их смесь. Нет особых любителей данного цвета, но и питающие ненависть к этим оттенкам тоже вряд ли найдутся. Серый не раздражает глаз, но чаще ассоциируется с нейтральностью, отрешенностью, скукой, плохой пасмурной погодой и унылым дождем. Чем темнее данный оттенок, тем более гнетущее влияние он оказывает на человека. Однако даже при таких значениях данный цвет остается при своей загадочности.

Бордовый – неброский, но при этом очень роскошный оттенок, привлекающий внимание окружающих, он говорит всем о своем достоинстве и богатстве, вызывает уважение. Способен возбудить нервную систему и сподвигнуть человека или окружающих на различные поступки.

Цвет меди – ассоциируется с элегантностью, мягкий и благородный оттенок, двуликий оттенок, который способен внушить строгость, используясь в офисной/рабочей одежде, или же способен украсить любой праздничный наряд.

Коричневый – нейтральный, спокойный, способствует сосредоточению, ассоциируется с надежностью и силой, успокаивает и придает человеку уверенность в себе, вызывает доверие.

Столь не пестрящая палитра способна многое передать как эмоционально, так и физически. Но если большинство жителей города носят темную верхнюю одежду, это не значит, что под черным пальто не может скрываться белая кофточка с желтым принтом или красное платье.

В процессе исследования был проведен социологический опрос в феврале 2020 года, на основе полученных результатов определились лидирующие цвета и оттенки в одежде жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Исходя из ответов было выявлено, что больше половины опрошенных предпочитают бордовый или винный цвет несмотря на то, что в неуместный момент он может вызвать раздражение и развести панику; меньше половины отдали предпочтение персиковому/бежевому, остальные ссылались на непрактичность данного цвета; лишь несколько человек выделили для себя коричневый цвет;

меньше половины выбрали оттенок сахарный миндаль; малому количеству приглянулся оттенок желтого – темный чедр; классический синий встал наравне с бордовым; оттенки "голубой камень" и изумрудный также были выбраны небольшим количеством опрошенных; виноградный оттенок стал фаворитом у тех, кто ранее выбирал коричневый и бордовый; некоторые люди оценили достоинства кораллово-розового цвета; и почти половина опрошенных положительно отнеслась к оттенку "перец чили".

Бордо – 65% Персиковый крем – 40% Коричневый – 20%

Сахарный миндаль – 40% Темный чедр – 27% Классический синий – 65% Голубой камень – 36% Изумрудный – 30%

Виноградный – 40%

Кораллово-розовый – 25%

"Перец чили" – 45%

Вес респонденты согласились с тем, что черный цвет является самым практичным цветом для носки, а белый решатся носить лишь экстремалы.

В начале было сказано, что цвета воспринимаются каждым человеком совершенно различно, но на восприятие большое влияние оказывает мода и реклама.

Пример такого влияния можно показать, отследив все цветовые нововведения за последние десять лет:

2010 год – год бирюзы, бирюза отлично сочетается почти со всеми другими;

2011 год – год одного из оттенков розового, «жимолость»: яркий и чувственный цвет;

2012 год – мандариновый цвет, яркий и броский; 2013 год – изумрудный, глубокий и богатый;

2014 год – нежно-фиолетовый оттенок, мягкий и спокойный;

2015 – винный, красно-коричневый цвет, терпкий и притягательный;

2016 – сиреневый или розовый. Этот год стал особым исключением из правил, поэтому на него




пришлось сразу два оттенка;

2017 – светло-зеленый, свежий и спокойный;

2018 – ультрафиолетовый, взрывной и провокационный;

2019 – коралловый цвет, насыщенный и завораживающий;

2020 год – год классического синего: элегантный и спокойный цвет.

Все эти цвета в свои года действительно были востребованы, о них кричали и рассказывали где только можно, лишь бы большее количество социума отреагировало и приняло новые указы моды. Это больше похоже на навязывание, что, несомненно, работало в обществе, но, несмотря на это, люди продолжают формировать свой гардероб и его палитру такой, какой они ее видят. Ищут что-то новое и добавляют в «копилку». Мода и реклама давно работают в своеобразном тандеме, стараясь привить всем чувство прекрасного, в чем нет ничего плохого, главное, чтобы это не доходило до полнейшего абсурда. В наше время многое решает реклама, возьмем в пример рекламу съедобной продукции: какое мороженое захочется съесть ребенку больше? Ярко окрашенное или просто белое? Какую фирму телефонной связи выбрать? «Мегафон» с их фиолетово-зеленой окраской или «Билайн» - черно-желтых? Купить ли кофту черного цвета или тот свитер молочного цвета?

Выбор есть у каждого, люди разные, и реагируют и воспринимают мир соответственно в разные этапы своей жизни. Мода и вкусы на цвет меняются. Но людям с неустойчивой нервной системой (очень уравновешенным и очень неуравновешенным) стоит прислушаться к советам психологов при выборе цветовой гаммы своего гардероба, чтобы для одних цвет не стал доминантой над личностью, а для других не вызывал агрессию к окружающему миру.

 

Список литературы

 

1.                   Тайная жизнь цвета / Кассия Сен-Клер; [пер. с англ. А.В. Соловьева].-Москва: Эксмо, 2019.- 320 с. (Дата обращения: 18.03.2020)

2.                   Джос В. Практическое руководство к тесту Люшера URL:https://world- psychology.ru/wpcontent/uploads/2016/01/1raygorodskiy_d_ya_prakticheskaya_psikhodiagnostika_metodi ki.pdf (Дата обращения: 20.03.2020)

3.                   Александр Николаевич Лебедев-Любимов «Психология рекламы» серия «мастера психологии» 2003г. (Дата обращения: 22.03.2020)

4.                   Николай Серов: Символика цвета URL:https://www.libfox.ru/589690-nikolay-serov-simvolika- tsveta.html (Дата обращения: 24.03.2020)

5.                   Иттен И. «Искусство цвета» URL:http://www.pigareva-t at. r u/cata lo g s/Йо ха нес %2 0 Ит ен%2 0 -%2 0 Иск усс т во %2 0 цве та. p d f (Дата обращения: 25.03.2020)