Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЯН КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Под социальным здоровьем человека можно понимать его активную адаптацию и саморегуляцию в условиях общества. Феномен включает в себя:

-    искусство жить в согласии с самим собой (позитивное отношение к самому себе и к окружающим; способность прощать себя за свои ошибки и стремление их исправить; любовь к природе, стране, своему городу, своему дому, к своей работе; наличие цели в жизни, активное желание изменить себя и окружающий мир к лучшему; дорожить тем, что имеешь);

-    умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, в основе которых лежит принцип «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»;

-   защиту от вредных информационных воздействий (от рекламы табака, алкоголя, наркотиков, агрессии,

разврата, любования темными сторонами жизни) [15].

C точки зрения коучинга, менеджмента, процесс работы будет особенно эффективен тогда, когда приносит удовольствие исполнителю. «Процесс учебы должен нести удовольствие, как и процесс работы …. Почему-то из всех образовательных программ удовольствие как-то выпало» [13, с. 67]. Социально здоровый человек способен получать удовольствие от процесса учебы, работы. (Конечно, при условии надлежащей их организации и выбора профессии «по душе».)

Согласно определению, предложенному экспертами Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов» [4, с. 24]. На борьбу с болезнями традиционно выделяется огромное количество финансовых и научных сил. Меньшее внимание психология, общественное сознание уделяют проблемам сохранения здоровья человека, в том числе его духовного здоровья. С точки зрения государства актуальны вопросы здоровья  молодежи, в  том числе студентов,  как будущих работников, профессионалов, носителей интеллектуального потенциала нации. Как и в большинстве развитых стран, в России быстро увеличивается абсолютное и относительное количество пожилых людей, уход за которыми, обеспечение им достойной жизни требует все больше материальных и душевных сил от остальных членов общества. На протяжении всего жизненного пути у личности, особенно у пенсионера, важно формировать, поддерживать адекватное отношение к своему здоровью как ведущей потребности человека [4].

В идеале социальное здоровье человека должно формироваться в условиях наличия «адаптивно- развивающей и безопасной образовательной среды», которую группа исследователей определяет следующим образом. Такая среда представляет собой «совокупность организационно-педагогических условий и психолого- физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивидуума, сохранению и укреплению психологического и физического здоровья обучающихся, социальной самоидентификации, индивидуальному развитию личности, сохранению межличностных отношений, свободных от физического и психического давления и насилия» [6, с. 31].

Более чем тридцатилетняя динамика социального здоровья американских школьников была изучена Т. Ахенбахом путем тестирования более трех тысяч школьников в возрасте от семи до шестнадцати лет, опроса большого количества их родителей и учителей. По сравнению с началом семидесятых годов, в середине восьмидесятых американские дети, подростки чаще испытывали чувства одиночества и депрессии, стали более тревожными, нервными, неспособными к концентрации (собранности). Проявляли большую склонность к деликвентному поведению, то есть к антиобщественным, противоправным поступкам, увеличилась импульсивность и агрессивность. Произошло значительное ухудшение социального здоровья школьников по всем сорока двум показателям, использованным Ахенбахом. В конце девяностых годов было отмечено небольшое улучшение социального здоровья, но не удалось даже приблизиться к величинам параметров семидесятых годов [3, с. 29-30].

Ухудшение социального здоровья россиян было обнаружено сотрудниками Института психологии РАН. За последние тридцать лет (с 1981 по 2011 годы) наши соотечественники стали в три раза агрессивнее, во столько же раз грубее, наглее, во многом потеряли способность к самоконтролю. Количество убийств в России почти в четыре раза превышает этот показатель в США, и примерно в десять раз выше, чем в большинстве стран Западной Европы. Около 80% убийств россияне совершают в состоянии спонтанной агрессивности. Речь идет о бытовых убийствах, не обусловленных соображениями корысти, злого умысла и т.п. В каждой четвертой семье отмечены случаи бытового насилия [5; 1].

Представляет теоретический и практический интерес проведение специального исследования для получения прогноза состояния социального здоровья российского общества, в том числе подрастающего поколения.

Суицидальное поведение населения бывшего СССР

Социальное здоровье наших соотечественников отражается в количестве случаев подростковой суицидности. В мире за последние 30 лет в 30 раз увеличилось количество суицидов, совершаемых детьми и подростками (данные Всемирной Организации Здравоохранения - ВОЗ). В качестве причины смерти представителей этой возрастной группы суицид находится на четвертом месте - после травматизма, инфекционных и онкологических заболеваний. Согласно этому же источнику, по состоянию на 2010 год, Россия занимала четвертое место среди стран с наиболее высокими показателями частоты завершенных самоубийств у подростков 15-19 лет. По сравнению с 2002 годом, к 2012 году частота самоубийств россиян всех возрастов уменьшилась в 1,5 раза, но среди детей и подростков почти не изменилась. В результате многолетних исследований суицидального поведения Б.С. Положего (2001-2014 годы), Б.С. Положего и Е.А. Панченко (2010 – 2011годы) были определены наиболее существенные причины суицидального поведения. Назовем здесь только некоторые:

-    биологические (генетические) факторы,

-    этнокультурные особенности,

-    социально-экономическое неблагополучие регионов,

-    асоциальная или неполная родительская семья,

-    патологическое воспитание в родительской семье,

-    конфликты со сверстниками, в том числе любовные,

-   индуцирование средствами массовой информации. Сенсационный характер сообщений о добровольном уходе из жизни; смакование особенностей, методов, использованных для этого сверстниками, кумирами потенциальных самоубийц [8].

В результате применения психодиагностических методов обследования людей, которые совершили попытку суицида и находились на последующем лечении, статистической обработки полученных результатов, О.Ю. Гребешкова, Т.В. Пфау подтвердили обоснованность выдвинутой ими гипотезы об определяющем влиянии «ценности собственного будущего», «ценности собственной деятельности» «на формирование смысложизненной концепции» [2, с. 249].

Для представителей народов с большой склонностью к  самоубийствам характерна интровертность, повышенная чувствительность, склонность к внутренним переживаниям в стрессовых ситуациях. «Среди мотивов самоубийств у финно-угров преобладают неагрессивные формы: обида, тоска, грусть. Решающим фактором для них могут стать затронутое самолюбие, личное достоинство. Славяне же идут на крайний шаг, как правило, в экспрессивном состоянии из-за отчаяния, протеста, мести, возмущения, гнева…. У жителей Кавказа не принято проявлять слабость. Свои эмоции они выплескивают на окружающий мир, на внешние вызовы реагируют агрессивно, в отличие от склонных к унынию финно-угров». В России примерно 80% составляют славянские народы, для которых характерна средняя частота самоубийств. Количество суицидов у славян нарастает с возрастом, достигая максимальной величины к семидесяти годам [12].

Возможное проявление эффекта «социальное подражание» при совершении суицидальных поступков

Как показал Дэвид Филипс, после широкого освещения в СМИ ряда регионов случая самоубийства именно на этих территориях резко увеличивается количество аналогичных суицидов. Чем больше рассказывают населению о таком случае, тем затем больше происходит катастроф. Количество самоубийств в авиакатастрофах увеличивается на 1000%! Через неделю после широкого оповещения о случае самоубийства водителя машины среднее количество людей, погибших в автокатастрофах, становится в три раза больше, чем за неделю до этого случая. Обстоятельства смерти, способ ухода из жизни повторяются. При одиночном самоубийстве в результате последующих суицидов погибала только одна жертва; если в результате самоубийства вместе с инициатором погибало еще несколько человек, то впоследствии суицид носил массовый характер. Графики убедительно показывают, что самая большая опасность повторения летальных исходов возникает через 3-4 дня после оповещения населения, следующий пик частоты события отмечен примерно через неделю [16; 14].

В этом случае социальные  психологи говорят о  «феномене Вертера», который состоит в проявлении принципа социального доказательства. Филипс считает, что, узнав о самоубийстве конкретного человека, неуравновешенные люди убивают себя в подражание ему. Если население ряда территорий широко оповещено через телевидение, прессу об использованном способе суицида (аналог рекламы!), то именно в этих регионах возникает подсознательное желание подражать у всех, кто имел, хотя бы незначительные основания быть недовольным жизнью, особенно у молодых людей с неустойчивой психикой, подверженных групповому конформизму.

Особенности социального здоровья жителей Среднего Урала.

По состоянию на июль 2014 года, в рейтинге субъектов России, составленном фондом «Петербургская политика», по уровню социально-политической устойчивости Средний Урал занимал последнее место среди регионов Уральского Федерального Округа. По уровню преступности территория находилась на третьем месте в стране (после Москвы и Московской области). Концентрация промышленного производства в четыре раза превышает среднюю величину по России. Заводы в основном старые, оборудование изношено, используются устаревшие технологии. Накопленные в течение двухсот и более лет отходы промышленного производства отравляют природу, в результате чего происходит техногенная, антропогенная деградация биогеоценозов вокруг предприятий. В 1979 году в Свердловске произошла крупнейшая биологическая катастрофа прошлого столетия. Из-за большого количества серьезных экологических, техногенных катастроф жить на Урале «опасно в принципе» [7]. Благодаря средствам массовой информации у населения создается «ощущение нестабильности, ожидание негативных перемен» [9]. Уральцы боятся роста цен на товары, в том числе, повседневного спроса, инфляции, боятся потерять работу, техногенных катастроф. Они «…нередко испытывают душевный дискомфорт, даже когда еще ничего не произошло – нет ни угрозы увольнения, не грозит голод и нищета». Психолог О. Селькова считает: «Нестабильность мешает человеку что-то планировать, образно говоря, лишает его будущего» [7]. Современные негативные изменения макроэкономики проявляются, в том числе, в высоком уровне безработицы, особенно в многочисленных моногородах. В ряде деревень и сел пенсии и социальные пособия – это единственный источник дохода для людей. «… Люди начинают отыгрываться друг на друге, болезненнее реагируют на мелкие неурядицы» [9].

По мнению главного психотерапевта Свердловской области М.Г. Перцеля, количество суицидов наиболее точно характеризует душевное благополучие населения. Остальные показатели носят опосредованный характер. Например, статистика обращений в медицинские учреждения не позволяет определить количество уральцев, на самом деле испытывающих постоянный психологический дискомфорт. Начиная с 1998-2000 годов - времени последнего экономического кризиса, количество суицидов постоянно снижалось, суммарно более чем в два раза. В настоящее время эта динамика изменилась. Уже весной 2014 года количество суицидов было большим, чем весной 2013 года, и обычного последующего спада числа самоубийств не последовало. Наиболее уязвимыми являются подростки и молодые люди до 30 лет, то есть   начинающие   взрослую жизнь. Они не успели устояться в жизни, создать семейные, социальные, финансовые опоры. Вторую группу риска составляют пожилые люди, которые испытывают трудности из-за необходимости быстрой адаптации к меняющимся условиям. Недостаток солнечного света усиливает влияние названных в статье негативных факторов, отрицательно влияя на эмоциональный фон уральцев. По мнению врачей из других регионов, жители Среднего Урала более серьезны, суровы, чем население южных регионов. «Стрессы у большинства уральцев остаются внутри» [9].

Стресс и дистресс.

В определенной степени эмоциональные переживания необходимы каждому человеку, причем для поддержания эмоционального фона индивид совершает определенные поступки, например, стремится к развлечениям. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал, что «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». «С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» [10, с. 27]. Человек, который находится под влиянием стресса, сам регулирует количество, интенсивность поступающих соответствующих раздражителей. Этот «полезный» стресс, по мнению Г.Селье, следует отличать от дистресса, сигналы которого не регулируемы и  поэтому способны оказывать разрушительное действие на организм [10, 11]. Негативный стресс возникает, когда «психологическая нагрузка трудно переносится человеком или не переносится вообще. Длительное нахождение в состоянии непреодолимого стресса ведет к разрушительному действию сначала на психику, а затем на вегетативную нервную систему, иммунитет и в целом на состояние организма» [9]. Например, для некоторых мужчин отрицательным воздействием внешней среды может быть нежелательный выход на пенсию, сопровождаемый сильным дистрессом, отсюда их повышенная смертность в ближайшие месяцы после освобождения рабочего места.

Из рекомендаций главного психотерапевта Свердловской области М.Г. Перцеля

Создайте для себя реалистическое отношение к жизни. Мир вокруг нас не соответствует информации, которую мы получаем  по телевидению, радио, из газет.

Жизнь - это совокупность возможностей для самореализации. Сформулируйте основные ценности жизни, ориентируйтесь на них. У человека есть семья, дружба, природа, творчество [9].

 

Список литературы

1.      Владыкина Т. Сейчас взорвусь // Российская газета. 2013. № 278 (6254).

2.      Гребешкова О.Ю., Пфау Т.В. Особенности смысложизненной концепции у людей, предпринявших попытку суицида // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Санкт- Петербург, 2015. С. 248-250.

3.      Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. Пер. с англ. А.П. Исаевой. М., 2013. – 478 с.

4.      Залевский Г.В. В поиске интегративного подхода к проблеме психологии здоровья и здорового образа жизни // А 43. Проблемы здоровья личности в теоретической и прикладной психологии: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. Н.А. Кравцовой. Владивосток:, 2011.

5.      Институт психологии РАН: Россияне стали злее и агрессивнее. 10.12.2013. [Электронный ресурс]: Режим доступа:       http://kprf-pskov.ru/index.php/201312102107/poslednie_novosti/institut_psihologii ran_rossiyane_stali_zlee_i_agressivnee.html (дата обращения: 27.07.2013).

6.      Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Красношлыкова О.Г., Руднева Е.Л., Свиридова И.А., Семенкова Т.Н., Федоров А.И. Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи и педагогов: региональные проблемы // Педагогика. 2014. № 4.

7.      Смирнов А., Боженко Р., Заякин А., Рыжаков А. Опорный край: приказано выжить // Аргументы и факты – Урал. 2014. 20-26 августа. № 34 (1082).

8.      Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 11.09.2014).

9.      Рыжаков А. Уральцы прячут стресс внутри // Аргументы и факты – Урал. 2015. 18-24 марта. №12 (1112). С.17.

10.   Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. - 126 с.

11.   Селье, Г. От мечты к открытию: Как стать ученым / Общ. ред. М.Н. Кондрашевой и И.С. Хорола; Послесловие М.Г. Ярошевского и И.С. Хорола. М.: Прогресс, 1987. - 368 с.

12.   Склонность к суициду имеет этнокультурную основу, считает ученый Борис Положий. 14 апреля 2014 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asiarussia.ru/news/2681/ (дата обращения: 18.08 2014 года).

13.   Трубицына Л.В. Профилактика нарушений социализации детей и подростков // Педагогика. 2014. №3.

14.   Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2000. (Серия «Мастера психологии»).

15.   Чернышева Е.С. Социальное здоровье ученика // Методическая разработка. 2012. 2 декабря. С. 1-4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsportal.ruelena-cher; ссылка на сайт: Мой http://nsportal.ru/elena-cher" > сайт социального педагога (дата обращения: 25.08. 2014). 

16.   Philips D.P. The influence of suggestion оn suicide: Substantive and theoretical implications of the Werther effect.American Sociological Review, 1974.