Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫРАЖЕННОСТИ МОТИВОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Нижневартовск
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный, многоуровневый регулятор (инициируемых потребностей, влечений, стремлений до волевых усилий достижения цели) поведения и разнообразной деятельности человека [7]. Психологические исследования А.Н.Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Г. Леонтьева, Н.С. Пряжникова, А.В. Баташева представляют многообразие теоретических и экспериментальных подходов в изучении мотивации, поражающиеся: во- первых, различными философскими ориентациями современных психологических школ, во – вторых, противоречивостью, многоаспектностью проблемы мотивации [1,2,3,4,7,9]. Психологическая литература располагает фактами существенного влияния мотивации (совокупных стимулов побуждающих и направляющих поведение) на успешность понимания и выполнения конкретной деятельности. С внедрением ФГОС возрастает внимание к проблеме личной обусловленности успешности погружения, освоения и выполнения конкретной деятельности студентами. При этом существует дефицит исследований, связанных с изучением мотивов и их влияния на проявление эмоциональной тревожности как психического состояния. Психическое состояние, как субъективное отражение личностью ситуации, связанное с волевой, эмоциональной тревожностью, интеллектуальной сферами, является малоизученной областью.

Целью исследования являлось изучение влияния эмоциональной тревожности на степень выраженности познавательно-профессиональной и эмоциональной мотивации, социальной позиции студента.

Предметом исследования является процесс мотивации учебной деятельности студентов и эмоциональная среда обучения первокурсников учебной группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер».

Изучение структуры содержательной и социальной мотивации и состояния эмоциональной тревожности, в процессе обучения студентов первого курса позволит определить, влияние состояния уровней эмоциональной тревожности на степень выраженности разных групп мотивов у студентов первокурсников, обучающихся профессии «Повар, кондитер» БУ «Нижневартовский политехнический колледж».

Исследование проводилось в группе первокурсников, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» в составе 27 студентов за два периода их обучения в колледже: с 1 сентября по 15 ноября 2014 года и с 16 ноября 2014 года по 1 марта 2015 года. В оба периода реализовывался комплекс мероприятий на создание комфортности среды обучения и вовлечение первокурсников в жизнь студенческого сообщества колледжа. Это тематические классные часы, психологические занятия с тренинговыми упражнениями, психологические беседы о личностном развитии и участие студентов в спортивно-художественной, внеурочной деятельности в колледже.

Результаты исследования уровня эмоциональной тревожности студентов по методике Кондаша «Учебная тревожность» по трем шкалам: «Учебная тревожность», «Самооценочная тревожность», «Межличностная тревожность» представлены ниже.

Таблица 1 Общие средние показатели уровня эмоциональной тревожности студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» в 2014-2015 году (показатели представлены в баллах).

Уровни эмоциональной тревожности по шкалам

Группа

Учебная

Самооценночная

Межличностная

Общая

1 срез-15.11.14г.

25

22

19

66

2 срез-1.03.15г.

19

18

20

57

 

Анализ исследования по методике Кондаша уровней первого (за период с 1сетября до 15 ноября 2014года) и второго среза (с 16 ноября 2014 года по 1 марта 2015г.) эмоциональной тревожности студентов первого курса группы, обучающейся по профессии  «Повар, кондитер» позволили сделать следующие выводы по общим, средним, показателям по трем тестовым шкалам.

«Учебная» тревожность» - качественно изменилась на 6 баллов с 25б. (повышенного уровня)в первый срез снизилась до 19 баллов во втором срезе(показатель нормы), значит, повышенная травмирующая психику студентов тревожность в исследуемой группе снизилась до нормального ответственного и поддерживающего мотивационное поле первокурсников уровня.

По шкале «Самооценочная тревожность» – качественно изменилась на 4 балла с 22б. (верхней границы нормы)в первый срез снизилась до 18 баллов во втором срезе(показатель нормы), в коллективе студенты больше доверяют друг другу и приняли новые социальные роли (определились со своим социальным статусом), что способствует повышению мотивов к освоению профессии.

По шкале «Межличностная тревожность», включающей эмпатичность внутрисемейных отношений и общения с близкими родственниками и друзьями – показатель изменился на 1балл с 19б.( граница нормы)в первый срез до 20 баллов во втором срезе(показатель нормы), что подчеркивает уровень стабильного эмоционального фона в общении с близкими, которые создают прочный фундамент для студентов и мотивируют на успешность в развитии общей мотивации в обучении профессии, что очень важно для первокурсников.

Общий средний показатель уровня эмоциональной тревожности студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» снизился с 66 баллов(верхней границы нормы) до более комфортного уровня 57 баллов( граница средних значений уровня нормальной тревожности), что показывает повышение комфортности процесса обучения и следовательно качественно отразится на выраженности мотивов поддерживающих активность студентов в обучении профессии.



График 1 Общие средние показатели уровня эмоциональной тревожности двух срезов студентов  первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» в 2014-2015 году (показатели представлены в баллах).


Результаты исследования мотивации студентов первого курса проходили по методике Г. Карповой

«Учебная   мотивация»   в  направлении   развития  двух  групп   мотивов:  «Содержательной»,  «Социальной» направленности», представлены ниже в Табл.2.

Таблица 2 Общие средние показатели выраженности мотивов студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» (данные представлены в процентах, где 99% соответствует «отлично», 88%

- «хорошо», 77%- «хорошо с минусом», 66%- «удовлетворительно»).

 

Группа

Содержательных мотивов

Социальных мотивов

 

Сред. пок.

 

Пока- затели

Позн

Сам

Дост

Проф

Содер

Эмоц

Ком

Одоб

Позиц

Социа

Общ

1й срез

75

67

69

78

72

57

67

71

75

68

70

2й срез

79

77

83

85

81

75

78

79

81

78

79

 

Анализ структуры и качественных характеристик мотивационного поля студентов группы, обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в сравнении первого (15 ноября 2014года) и второго срезов (16 марта 2015года).

В группе «Содержательных мотивов»- качественный рост составил -9% (с 72% в первом срезе мотивы качественно возросли до 81% во втором срезе). Здесь:

*познавательная мотивация качественно изменилась на 4% (с 75% -до 79%);

*мотивация саморазвития значительно возросла на 10% (с 67% - до 77%);

*мотивация достижения успеха выросла на 14% (с 69% - до 85%), студенты поверили в свой потенциал;

*профессиональная мотивация качественно изменилась на 7% (с 78% - до 85%), повысился интерес к изучению профессии.

В группе «Социальных мотивов» – как      мотивов, исходящих,  от  социума влияющих  на личностное развитие студентов учебной группы - рост качества на 9%(с 68% в первом до 78% во втором срезах). Здесь:

* в эмоциональной мотивации произошел скачек на 18% (с 57% - до 75%);

*коммуникативная мотивация качественно изменилась на 11% (с 67% - до 78%), уровень общения в группе также повысился;

* мотивация позиция студента колледжа качественно изменилась на 6% (с 75% - до 81%);

*значимость мотивации одобрения и порицания возросла на 8% (с 71% - до 79%).

Общая мотивация – возросла на 9% с 70% в первом срезе и составила 79% на 16 марта 2015 года.

В мотивационном поле студентов первого курса группы, обучающихся по профессии «Повар, кондитер доминирующим мотивом является – профессиональный мотив -85%, а также:

2)    мотив достижения успеха -83%;

3)    мотив позиция студента колледжа -81%;

4)    мотивы: познавательный, поощрения и наказания - 79%.

В мотивационном поле студентов группа  мотивов содержательной направленности возросла на 9% во втором срезе (с 72% рост качества - до 81%).

Группа мотивов социальной направленности - также возросла на 10% во втором срезе (с 68% в первом срезе качественно возросли до 78% во втором срезе).

Если проанализировать качественные изменения  в группе  мотивов содержательной направленности и группе  мотивов  социальной  направленности,  то  прослеживается  тенденция  в  приоритетах  студентов (качественное различие составляет 4-3%) к группе содержательной мотивации.

Доминантами группы мотивов содержательной направленности являются: профессиональный мотив -85%, мотив достижения успеха -83% и познавательный мотив -79%.

Доминантами группы мотивов социальной мотивации являются два мотива: позиция студента колледжа - 81% и поощрения и наказания -79%.

График 2 Общие средние показатели выраженности мотивов студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» (данные представлены в процентах).


Психологическое изучение мотивации и мотивов, присущих данному возрасту показало, что мотивационная сфера личности при снижении уровня эмоциональной тревожности до нормы и сопровождающих занятий со студентами позволяет качественно повлиять на группу мотивов выступающих в качестве личностнообразующей системы и связанных с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе профессионального образования.

Результаты двух исследований студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер», позволяют выявить следующие взаимосвязи:

В мотивационном поле студентов мотивы группы содержательной направленности    возросли на 9% во втором срезе (с 72% качественно возросли до 81%).

Мотивы группы социальной направленности - также возросли на 10% во втором срезе (с 68% качественно изменились до 78%).

Снижение повышенного уровня по шкале эмоциональной «Учебной тревожности» (с 25б. – до 19б.) до нормы повлияло на качественный рост на 18% эмоциональной мотивации (с 57% в первый срез - до 75% во второй срез), а следовательно, познавательной (на 4%) и профессиональной (на 7%) мотивации.

Снижение показателя по шкале уровня эмоциональной «Самооценочной тревожности» на 4 балла (с 22 баллов в первый срез – до 18 баллов во второй срез) повлияло на повышение качества коммуникативной мотивации у студентов на 11% в ее развитии.

Стабильные показатели по шкале эмоциональной «Межличностной тревожности» (от 19 баллов в первом срезе до 20 баллов во втором срезе) подтверждают одобряемый родственниками и близким окружением студентов профессиональный выбор студентов и поддерживают влияние на качественный рост значимости мотивации: одобрения и порицания на 8% и на позиции студента колледжа - 6%.

Снижение общих средних показателей эмоциональной тревожности на 7 баллов(с 66б. до 57б). в целом повлияли на рост показателя групп содержательной и социальной мотивации в среднем на 10%.

Студенты первого курса данной группы, обучающиеся по профессии «Повар, кондитер» получили рекомендации о влиянии результатов индивидуального развития эмоциональной тревожности на особенности выраженности доминирующих мотивов в мотивационном поле, для целей качественного планирования учебно- профессиональной деятельности и реализации личностной внеучебной занятости.

Исследование двух периодов состояния эмоциональной тревожности и структуры содержательной и социальной мотивации в процессе обучения студентов учебной группы первого курса, профессии «Повар, кондитер» подводит к выводу о качественном слиянии снижения уровня эмоциональной тревожности на повышение качества выраженности мотивов познавательно-профессиональной и эмоциональной мотивации, социальной позиции студента.

 

Список литературы

1.      Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 2001 – С. 122.

2.      Агеев В.В. Учебная деятельность как способ профессиональной адаптации студентов [Электронный ресурс] / В.В.Агеев, А.К. Файзуллина.- http://www.ageyev.kz/articles/artrus/08.htm

3.      Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Новгород, 2003.

4.      Божович Л.И. Изучение  мотивации  поведения  детей  и  подростков  /  Под  ред.  Л.И. Божович  и Л.В. Благонадежной. – М.: Владос-пресс, 2001.

5.      Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 2006.

6.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: ВЛАДОС, 2007 – 304 с.

7.      Леонтьев Г.В. Мотивация и психологические механизмы нн формирования Новосибирск ., 2002. – 262с.

8.      Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Академия, 1997. – 432 с.

9.      Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. М., 2008.-367с.