Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Одной из наиболее распространенных проблем современного общества является проблема взаимодействия. Анализ многих работ по психологии показал, что взаимодействие рассматривается как процесс взаимного отражения, влияния и воздействия (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн). В психологии - взаимодействие определяется как «...процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь».

Взаимодействие является одной из важнейших сфер жизнедеятельности старшеклассника. Значение процесса взаимодействия в формировании основных компонентов личности в юношеском возрасте велико. От того, как будет складываться взаимодействие, зависит формирование будущей личности. Поэтому наше исследование о психологической структуре механизмов взаимодействия в старшем школьном возрасте является актуальной темой для изучения.

Значимость термина «взаимодействие» в психологии рассматривали, как зарубежные, так и отечественные авторы. По данным А.Н. Леонтьева, взаимодействие – это определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве элемента. Согласно Б.Г. Ананьеву, взаимодействие является особой и главной характеристикой деятельности, именно через него личность строит свои отношения с другими людьми. Представитель гештальтпсихологии К. Левин рассматривал взаимодействие в юношеском возрасте с точки зрения социально - психологического явления. Автор отмечал, что в этом возрасте происходит расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности.

Содержание понятия «взаимодействие» предложенное К.А. Абульхановой - Славской, определяется как «взаимодействие это основной отличительный признак совместной деятельности, такая система действий, при которой действия одного человека обуславливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых.

Особое значение взаимодействие приобретает в образовательном процессе, который представляет единство обучения и воспитания. Основной задачей образовательного процесса есть формирование личности в процессе обучения. Но образовательный процесс только тогда будет выступать условием формирования личности, когда педагоги и учащиеся будут его активными субъектами.

Т.А. Шилова приводит слова о том, что «перед работниками образовательных учреждений стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса».

В качестве еще одного субъекта образовательного процесса мы выделяем родителей, поскольку семейное воспитание является важным условием формирования личности, становления его нравственной сферы.

Старшеклассник занимает особую позицию в системе детско-родительских отношений. Особенности семейного воспитания, в процессе взросления личности играют важную роль, потому что к старшему школьному возрасту формируется определенная стратегия взаимодействия с родителями: подчинение, противодействие, сотрудничество (А.С. Белкин, Л.И. Божович, Л.А. Волуйская, Б.З. Зельдович, А.А. Шведовская).

Для раскрытия личностного потенциала старшеклассника, по данным многих авторов (Е.В. Емельянова, О.П. Макушина, А.В. Мудрик), наиболее подходит стратегия сотрудничества, для осознания своих потребностей, для развития самостоятельности личности. Стратегии подчинения и противодействия характеризуются эмоциональной зависимостью от родителей и неумением самостоятельно принимать решения. Деструктивные стратегии взаимодействия со взрослыми формируются под влиянием неосознаваемых проблем, поэтому они связанны с контролем, эмоциональной дистанцией, конфликтностью и авторитарностью. На позицию родителей в виде подчинения и противодействия, старшеклассники реагируют по - разному: послушанием, зависимостью от старших или бунтарством, протестом. В то же время, взаимодействие с родителями является важным фундаментом для всех других социальных взаимоотношений личности, которые еще придется устанавливать и создавать в будущем.

Согласно Лишину, О.В., один из источников проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира старшего школьника. Родители часто недооценивают значение общения со сверстниками, различных переживаний, некоторых мотивов, тех или иных поступков, стремлений, ценностей характерных для личности этого возраста. По словам автора, представления родителей и учителей о субъективном мире старшего школьника становятся все более непохожими на реальности этого мира. Особую значимость, по мнению многих авторов (Варга А.Я., Столин В.В., 1988; Спиваковская A.C., 2000), приобретает изучение родительского отношения к старшекласснику, обучающемуся на дому, потому что именно родители в сложившихся условиях, становятся социальными партнерами. Определенная стратегия родительского отношения может стать пусковым механизмом формирования искажения в его психическом и личностном формировании, что может создать предпосылки нарушения коммуникативного взаимодействия.

Согласно статистике в последние годы отмечается увеличение количества детей, обучающихся на дому. Можно предположить, что частая и длительная отстраненность учащихся из школьного коллектива может негативно отразиться на их личностном формировании, нарушении основных механизмов взаимодействия с социумом и способствовать возникновению трудностей в построении межличностных отношений.

Цель данного исследования - изучить психологическую структуру механизмов взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому.

Условия и методы исследования

Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико - социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В исследовании приняли участие 60 старшеклассников, в возрасте 15 – 16 лет г. Москвы: 30 учащихся, обучающиеся в общеобразовательной школе, 30 человек - испытуемые, обучающиеся на дому.

Для проведения нашего исследования, были использованы следующие методики: методика «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский); методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко; методика исследования самоотношений В.В. Столина, С.Р. Пантелеева.

Расчет основных количественных показателей методики исследования самоотношений В.В. Столина, С.Р. Пантелеева показывает выраженные различия в личности старшеклассников. Среди учеников посещавших общеобразовательную школу, высокую самоуверенность показали 56%, 40% - высокую самоценность, по остальным шкалам: саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие, самопривязанность, внутренний конфликт, самообвинение – средние значения. Среди испытуемых, обучающихся на дому - у 77% испытуемых преобладает высокая замкнутость, у 53% старшеклассников, обучающихся на дому, преобладает низкая самоценность, 44% отметили низкое самопринятие, 67% указали на высокий внутренний конфликт, 47% отметили высокое самообвинение.

Для оценки уровня общительности, мы применили методику «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский), которая позволяет определить уровень общительности, коммуникабельности личности.  Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что 47% школьников показали нормальную коммуникабельность, любознательность, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. 33 % обучающихся имеют средний уровень, охотно знакомятся с новыми сверстниками, любят бывать в центре внимания, могут вспылить, но быстро отходят. 20% учащихся показали низкий уровень общительности. Старшеклассники, обучающиеся на дому, в большинстве имеют уровень общительности ниже среднего- 43%, испытуемые с уровнем общения ниже среднего общительны в определенной мере, не пугаются новых проблем, однако с новыми людьми сходятся с оглядкой; в спорах и диспутах участвуют неохотно. Испытуемые с низким уровнем общительности  - 47% , замкнуты, неразговорчивы, имеют мало друзей. Новая ситуация и обстановка могут вывести их из равновесия. 10% старшеклассников, обучающихся на дому, показали нормальную коммуникабельность.

Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко предназначенная для выявления негативных коммуникативных видов установок личности по отношению к другим людям показала следующие результаты: что среди старшеклассников, посещавших общеобразовательную школу, имеют выраженную негативную коммуникативную установку - 66% учащихся, 23% - отмечают завуалированную жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них, 33% - показывают открытую жестокость в отношениях к людям. Среди испытуемых, обучающихся на дому, 83% старшеклассников имеют выраженную негативную коммуникативную установку, 37% - отмечают завуалированную жестокость в отношениях к людям, 23% - показывают открытую жестокость в отношениях, 17% старшеклассников, обучающихся на дому, выделили негативный личный опыт общения с окружающими.

Таким образом, важным результатом нашего исследования являются выраженные различия проблем взаимодействия старшеклассников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. Старшеклассники, обучающиеся на дому, характеризуются некоторыми личностными особенностями, которые затрудняют их эффективное взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности. Разработка и применение программ комплексного, системного подхода в работе специалистов по оказанию психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, обучающихся на дому, позволят процессу социальной реабилитации и интеграции быть наиболее успешным.

 

Список литературы

1.     Рыжова  О.С.  Сущность  и  специфика  социально-педагогических  технологий  работы  с  детьми  с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. 2014. № 4. С. 44.

2.     Шилова Т.А. Профилактика алкогольной       и наркотической зависимости у подростков в школе: Практическое пособие. - М. Айрис-пресс, 2004.- 96с.

3.     Шилова Т.А. Диагностика психолого - социальной дезадаптации детей и подростков. Практическое пособие. - М. Айрис-пресс, 2006.-112с.

4.     Шилова Т.А. Состояние проблемы неравномерности и гетерохронности и ее роль в психическом развитии в онтогенезе/ Т.А. Шилова // Системная психология и социология №3 (I) 2011, С 67-77.

5.     Шилова Т.А., Костерева Л.И. Психологические особенности направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому// Вестник РУДН. – Серия: Психология и педагогика. 2015. №2. С.98-102.