Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Проблема исследования застенчивости связана с тем, что особо негативно застенчивость влияет на личность в процессе взросления, когда формируется подлинная самостоятельность, аутентичность, способность нести ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом. Актуальность исследования застенчивости в подростковом возрасте определяется необходимостью изучить данный феномен в современном социуме, так как в настоящий момент развивается тенденция к открытости, более свободному взаимодействию и коммуникации. Необходимо понять, остался ли прежним масштаб распространения застенчивости или претерпел изменения. Изменение социально–экономической ситуации в обществе, ценностных и социальных ориентаций людей привели к усугублению конфликтов установления контактов и восприятия людьми друг друга.

Как отдельное самостоятельное свойство личности, застенчивость в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ И.С. Кона, А.Б. Добровича, В.Н. Кунициной, Н.В. Шингаева, Е.Н. Бойцовой, Л.Н. Галигузовой [1,2,4]. Несмотря на разное понимание застенчивости различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Это связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений в установлении контактов и процессе общения в целом. В психологии имеют место различные подходы к пониманию причин возникновения застенчивости, – в рамках бихевиористкой теории, как фобическая реакция на социальные события, психоаналитический подход рассматривает в психической конституции застенчивого человека иррациональные составляющие. В теории черт личности застенчивость рассматривается как биологически обусловленная черта, связанная с возбудимостью нервной системы и интровертированностью, а преодоление застенчивости считается практически невозможным (Д. Дэниэлс, Р. Кеттел, Р. Пломин).

Впервые комплексное исследование застенчивости было проведено учеными Ф.Д. Зимбардо и П.А. Пилконисом, которые определили застенчивость как внутренний страх перед людьми. В качестве механизма, запускающего застенчивость, авторами были выделены социальные контакты со значимыми людьми или коммуникация в значимой ситуации. Были определены типы застенчивых людей: застенчивые интроверты (личностно застенчивые) и застенчивые экстраверты (социально застенчивые) [4].

Исследователи рассматривают застенчивость как процесс, как состояние, как свойство личности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, она имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовоспитания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых (Ф. Зимбардо, П. Пилконис, А.В. Тихомиров) [1,4].

Как свойство личности застенчивость связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах (А.Б. Белоусова, Л.Н. Галигузова, Л.В. Краснова). Личностная застенчивость обусловлена биологической предрасположенностью и закрепившись при наличии неблагоприятных социальных влияний, она переходит в черту личности (Г. Айзенк, Д. Дэниэлс, Р. Кеттел) [1,4]. Возрастная застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы (Е.Н. Бойцова, Д. Каган, И.С. Кон, Л.М. Кротова, Е.С Морозова, Н.В. Шингаева).

Основными признаками, характеризующими поведение человека, как сигнализирующее о застенчивости является: нежелание вступать в беседу, затруднителен контакт глаз, свой голос оценивает, как слишком мягкий, избегание людей, непроявление инициативы, что затрудняет социальное общение и межличностные контакты [4].Целью данного исследования является выявить индивидуально-личностные основания подростковой застенчивости. Одной из задач исследования, – исследовать застенчивость и индивидуально-личностные свойстваподростков.В исследовании принимали участие 70 учащихся 9 и 10 классов (33 юношей и 37 девушек в возрасте от 14 до 16 лет) по  следующим  методикам: Стэнфордский опросник  застенчивости Ф. Зимбардо, модифицированный А.Б. Белоусовой, опросник структуры темперамента В.М. Русаловаи методика многофакторного исследования личности Кэттелла/Подростковый вариант. Нами ставилось предположение, что существует взаимосвязи формально-динамических и личностных свойств с застенчивостью у групп подростков, –        используя корреляционный анализ(коэффициент корреляции Пирсона) были получены следующие взаимосвязи. Есть обратная связь (-0,536, р< 0,05) между уровнем застенчивости и фактором H (робость, застенчивость – смелость, авантюризм). При низких оценках фактора H люди застенчивы, сдержаны, боязливы, уклончивы, держатся в тени. Проявляются подсознательное чувство вины, собственной неполноценности. При высоких наоборот незастенчивы. Чем выше уровень застенчивости, тем ниже оценки фактора H. Взаимосвязь логична и ожидаема. Есть прямая связь (0,384;р<0,01)между застенчивостью и фактором I. Чем выше уровень застенчивости, тем больше выражена тенденция к избеганию ответственности в работе и личных отношениях. Свойственная беспричинная тревога. Фактор коррелирует со шкалой тревожности. И наоборот, чем ниже уровень тревожности, тем больше способствуют сплочению интеграции группы, реалистичны, мужественны, независимы. Проявляют скептицизм к культурным, социальным аспектам жизни, ко всему, что субъективно.Есть прямая связь между уровнем застенчивости и фактором J (0,494; р< 0,05). Чем выше уровень застенчивости, тем больше внутренне сдержанны, интроспективны. В общем деле не очень эффективны, в своих оценках очень холодны. Обычно, имеют свое мнение, его не навязывают и часто не сообщают другим. Узкий круг друзей. Существует обратная связь между застенчивостью и социальной эргичностью (компонент социального темперамента). Чем выше уровень застенчивости, тем более выражена социальная пассивность, незначительна потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения (-0,471;р< 0,05). Предполагаем, что данная взамосвязь характеризует тип «личностно застенчивые» подростки или «застенчивые интроверты», и объясняет ее некую природную обусловленность проявления, а не приобретенную застенчивость (по теории Ф.Д. Зимбардо). Есть прямая взаимосвязь между застенчивостью и фактором Q2 (степень групповой зависимости). Чем выше уровень застенчивости, тем выше самостоятельность действий. Не считаются с общественным мнением, реже доминируют. Нельзя сказать, что у них негативное отношение к другим людям, им просто не нужно их одобрение, поддержка. Обобщая результаты анализа следующие выводы:

Почти по всем формально–динамическим свойствам были выявлены статистически значимые различия (по критерию Манна-Уитни) по показателю застенчивости между группами подростков с высоким уровнем застенчивости и низким уровнем. Имеются значимые корреляции между уровнем застенчивости и свойствами личности (H, I, J, Q2), что объясняет поведение подростков и может характеризовать личностные проявления устойчивые черты личности либо характеризовать ситуативную (возрастную) застенчивость причинами которой могут быть различные социальные факторы. Тогда как обратная корреляция застенчивости с социальной эргичностью (компонент темперамента) показывает устойчивое проявление «природной застенчивости» и выделяет тип «застенчивого интроверта». Но данные предположения требуют дополнительных, качественных (лонгитюдных) исследований. Основная проблема, которая рассматривалась в данной работе – это феномен застенчивости среди современных подростков и основания подростковой застенчивости. Следовательно, проявление застенчивости очень разнообразно: от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и трудностей социального и межличностного общения. Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности в связи с тем, что все большее количество людей проживает, концентрировано в городах, где необходимость взаимодействия особенно актуальна. Высокий ритм жизни, обилие информации, своеобразие способов ее приобретения и многие другие обстоятельства обостряют такие свойства личности как застенчивость, аутистичность, интровертированность.

 

Список литературы

1.      Белоусова А.Б. Психологические защиты застенчивых студентов // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. Казань: КСЮИ, 2004. - С.122-124.

2.      Долгинова О.Б. Одиночество и отчуждѐнность в подростковом и юношеском возрасте: Автореферат. Дис. канд. псих. наук. – М., 1996.

3.      Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. – М., 1991.

4.      Куницина В.Н. Трудности межличностного общения. Автореф. дис. докт. псих.наук. – СПб., 1991.