Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Студенчество – это особая социальная группа. Опираясь на свои ценностные ориентиры, студент строит жизненные планы, определяет уровень своих притязаний. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с волевой и познавательной её сторонами. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу её отношения к деятельности.

Назначение системы образования состоит в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нём собственную систему ценностей, реализовать себя как личность [8, с. 66] .

М. С. Каган, например, придаёт ценностному направлению воспитательного процесса такое большое значение, что само воспитание рассматривается как «формирование системы ценностей человека с её специфическим содержанием и иерархической структурой» [4, с. 176] .

Есть множество фактов, доказывающих, что формирование ценностных ориентаций будущих врачей во многом  определяется качественными  характеристиками процесса их профессионального образования [2,5]. По мнению К.А. Альбухановой-Славской, профессиональные ценностные ориентации являются основой жизни человека, через которые реализуется личность, это материальное вознаграждение за труд, средства удовлетворения потребности личности через общественное признание, способы самовыражения, признание обществом индивидуальности личности [1].

По мнению Н.А. Долгушиной, профессиональные ценностные ориентации являются личностным образованием и отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессиональной деятельности как значимой для неё [3, с. 86-87].

Е.Л. Руднева под профессиональными ценностными ориентациями студента понимает «элементы внутренней структуры личности, выражающие её субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и компонентам будущей профессиональной деятельности» [6, с. 130]. Мы считаем, что поскольку в основе ценностных ориентаций лежат нравственные убеждения и принципы поведения, это делает их в то же время объектом воспитания, чему способствует и работа кураторов в студенческих группах [7, с. 133] .

Цель исследования – выявление динамики ценностных ориентаций студентов медико- профилактического факультета.

Задачи исследования:

-        определить особенности  динамики ценностных ориентаций (ЦО) студентов медико- профилактического факультета;

-   на основе полученных данных скорректировать направления воспитательной работы на медико- профилактическом факультете медицинского университета.

Методы исследования. Нами было проведено лонгитюдное обследование студентов      медико- профилактического факультета во время их обучения на втором, а затем на третьем курсе. Всем студентам было предложено анонимно ответить на вопросы методики.

Для  выявления  доминирующих  жизненных  ценностей  был  использован  тест  М.  Рокича «Определение уровня сформированности ценностных ориентаций», содержащий по 18 терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации. Анализируя иерархию ценностей, мы обращали внимание на то, какие ценности студенты ставят на первые три места, а какие на последние.

Результаты и их обсуждение. Анализ терминальных ценностей студентов 2 курса показал, что 28% на первое место поставили здоровье, на 2-3 местах у 45,7% любовь. Через год у этих же студентов, но уже обучающихся на 3 курсе, у 50% на первом месте здоровье, у 22% на 2 месте любовь, у 26% на 3 месте счастливая семейная жизнь. На 16-18 местах у 36% второкурсников счастье других, у 33,6% красота природы и искусства, у 18% удовольствие, у 16% творчество. У третьекурсников на этих же местах у 35% счастье других, у 24% удовольствие, у 18,5% творчество, у 16,7% красота природы и искусства (рис. 1). При анализе инструментальных ценностей выявлено, что на первых трёх местах у 34% второкурсников жизнерадостность, у 18% образованность, у 16% воспитанность. У третьекурсников на эти же места 18,5% поставили воспитанность, 15% образованность, 11% жизнерадостность. У 34% второкурсников и у 37% третьекурсников на последних трёх местах непримиримость к недостаткам в себе и других, а у 18% второкурсников и 31,5% третьекурсников высокие запросы (рис. 2).





Выводы.

1. Для студентов 3 курса здоровье является большей ценностью, чем для второкурсников.

2.   Жизнерадостность и образованность для третьекурсников являются меньшей ценностью, чем для второкурсников.

3.   Для третьекурсников высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) имеют меньшую ценность по сравнению со студентами второго курса.

4.    Обращает на себя внимание терпимое отношение студентов 2-3 курса к недостаткам в себе и других, а также то, что счастье других людей не является ценностью для современной молодёжи.

Таким образом, исследование показало, что у студентов 2-3 курса медико-профилактического факультета доминируют ценности личной жизни и ценности общения. Исходя из полученных результатов, в воспитательной работе кураторам необходимо направить усилия на разъяснение ценности профессиональной самореализации, ценности дела и саморазвития, неравнодушного отношения к проблемам других людей.

Список литературы

 

1.        Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Альбуханова- Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.

2.        Ветштейн С.С. Ценностные ориентации студентов медицинского университета / С.С. Ветштейн,

В.Б. Молотов – Лучанский, Г.С. Кемелова, Р.С. Досмагамбетова // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. - № 8. – с.101-102.

3.        Долгушина Н.А. Теоретическое исследование профессионально-ценносьных ориентаций / Н.А. Долгушина // Альманах современной науки и образования. – 2009. - № 11 – 2.

4.        Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.

5.        Лалов Ю.В., Осадчук О.Л. Методы эвристического обучения как средство формирования ценностных ориентаций у студентов медицинского вуза на практических занятиях по неврологии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - № 4 – с. 133-136.

6.        Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / Е.Л. Руднева; под общ. ред. Б.П. Невзорова. – Кемерова: Изд-во КРИП – КиПРО, 2002. – 302 с.

7.        Тютюнщикова В.Д., Сагитова Т.Г. Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов различных курсов медико-профилактического  факультета // Вопросы образования и науки: теоретические и практические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. – Самара – 2015. – с. 133.

8.        Шипицина Н.Е., Петренко Г.М. Ценностные ориентации в личностном развитии студенчества как педагогическая проблема. // Вестник ЮУрГУ. – 2006. - № 3. - с. 66.