17 мая 2016г.
В условиях экономической, политической нестабильности российского общества сохранение духовности, культуры, морали без религии затруднено, хотя существует и светская духовность. Ислам является духовно- нравственным стержнем системы семейного воспитания во многих регионах России, традиционно его исповедующих.
Ислам, с его многовековым социальным опытом, глубоко разработанной системой мусульманских ценностей, обладает огромным воспитательным потенциалом. В нем регламентировано всё содержание семейной жизни людей, исповедующих ислам, поэтому семью нельзя рассматривать в отрыве от исламских ценностей.
Наше обращение к культуре таких религий, как ислам, христианство предопределено воспитанием духовности, уважением к религиозным ценностям, знакомством с философскими учениями. На наш взгляд, для обогащения процесса семейного воспитания нужен не отказ от знакомства с Библией и Кораном, а их изучение.
Коран для мусульманина, как и Библия для христианина, является настольной книгой воспитания и са- мовоспитания, а в некоторых случаях и перевоспитания. Священные книги важны и для неверующих, но верящих в высшие силы.
Нравственные нормы горцев трудно рассматривать в отрыве от исламских ценностей. Как известно, ислам исходит из принципов: равенство всех людей, трудовой образ жизни, чистота, трезвость, целомудрие, милосердие к слабому и милостыня для нуждающегося.
Сплав народного опыта и исламских традиций составляет духовно-нравственный потенциал семьи даге- станских народов. Ислам во многом способствовал в преодолении дагестанцами национальной обособленности, в объединении усилий против внешних посягательств.
Духовно-историческое развитие Дагестана неразрывно связано с исламом. Мусульманская система ценностей, с одной стороны, и мусульманское понимание брака, с другой стороны, составили ту основу, на которой строились представления об идеальных семейных отношениях.
Своеобразный религиозный ренессанс, происходящий в современной России в последнее время, вызвал подъем религиозной активности у населения и открыл большие возможности для использования потенциала ислама в семейном воспитании.
P.M. Магомедов отмечает: «В нынешних условиях распада, когда инфляция морали, культуры, права уже обгоняет инфляцию денег, исламское влияние в нашей республике могло бы стать серьезной опорой для укрепления единства нашего дагестанского общества и возрождения нравственности» [3].
Ислам, который стал распространяться в Дагестане с 642 года, влияет на все стороны семейной жизни людей, исповедующих его, поэтому семейное воспитание в дагестанской семье можно рассматривать в единстве с исламскими ценностями.
В каждом обществе социальный институт брака играет важную роль. Согласно шариату мусульманин мог жениться на иноверке, а мусульманка могла выйти замуж за иноверца только при условии принятия ими ислама и местных обычаев. Несоблюдение этого условия рассматривалось как вероотступничество, оскорбление общественных нравов, нарушение векового адата.
Если женитьба дагестанца на иноверке могла иметь место и не порицалась, то брак дагестанки с иноверцем влек за собой бегство за пределы края, преследования, кровную месть, которая прекращалась только после смерти преступившей адат. Горянка, нарушившая нормы национальной и религиозной гомогенности, была вынуждена прекратить связь с родственниками, которые за ее поступок подвергались односельчанами уни- жениям.
Брак является одним из самых сложных институтов в правовой системе ислама. В семейных отношениях брак выступает как начало всех начал. Указывая на первичность брака по отношению к семье, К. Маркс писал:
«Если бы брак не был основой семьи, то он также не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» [4].
Коран считает вступление в брак священной обязанностью мусульманина. Это означает, что в мусульманском обществе нет места безбрачию (при достижении человеком соответствующего возраста). Другие источники ислама также рассматривают брак как обязанность каждого адепта ислама. В мусульманских преданиях верующим рекомендуется «сочетаться браком и плодиться», и считается, что «худшие из мертвых суть те, которые умерли холостыми» [1].
Семья в Дагестане в основной своей массе подвержена влиянию исламской культуры. Она испокон веков основывалась на таких чертах, присущих большинству дагестанских семей, как: самобытность, верность супругов в браке, любовь и всесторонняя забота о детях и родителях, поддержание добрых родственных отношений, тухумные связи.
Жесткое ролевое поведение, сложившееся исторически, в дагестанских семьях создает гармонию отношений. Как отмечал Н.А. Бердяев, «семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении...» [2].
В Дагестане авторитет непререкаем женщин. Известны предания, в которых отражены случаи, когда самые кровавые схватки прекращались если женщина, особенно старая, появлялась со снятым головным убором среди сражающихся. Обида, оскорбление и убийство женщины считались более тяжкими преступлениями, чем оскорбление или убийство мужчины.
Отношение к женщине образно выражено в пословице: «Мужчина, обидевший женщину старше себя, не человек, а человек, обидевший женщину младше себя, - не мужчина» [5].
Невозможно перечислить все положения ислама, касающиеся воспитания детей, сохранения семьи, одной из опор которой является женщина. Как выразился поэт: «Мать - это школа, которая готовит к жизни благородный народ» [6].
Главное в учении ислама о браке, семье и семейном быту - канонический фундамент, т. е. строгое соблюдение предписаний мусульманской догматики, права и этики, освященных в источниках ислама, и, прежде всего, в Коране. В них разработаны взаимоотношения между супругами при вступлении в брак, при разводе, обязанности родителей и детей, имущественное и наследственные отношения.
Сегодня нередки случаи, когда во многих дагестанских семьях главой семьи выступает женщина. Основная масса женщин, которые считаются главами семей, - вдовы, разведенные и матери - одиночки. В некоторых семьях главой в силу старой традиции выступает пожилая женщина-мать при наличии у нее даже женатого сына.
В основе исламских традиций семейного воспитания в Дагестане лежат следующие положения:
– бережное отношение к детям, исключающее физическое наказание, жестокость, сочетающие в себе любовь, уважение, доверие с требовательностью к исполнению своих обязанностей;
– привитие с младенчества уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, создающее культ предков, родителей, родных, что способствует разобщенности старших и младших, установлению связи поколений;
– любовь, привязанность к родным местам, порождающие бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, развивающие умственные силы и наблюдательность, сообразительность, умение анализировать природные и социальные явления, а также закладывающие основы формирования и развития патриотических чувств;
– посильное участие детей в различных видах домашнего, производительного труда, обусловливающее естественную общность детей и взрослых, их взаимоотношения на равных, а также привитие трудолюбия, понимания значения труда в жизни человека, социальное созревание детей.
Список литературы
1. Алиева Б.Ш. Система семейного воспитания народов Дагестана: эволюция, современность и перспективы.Монография. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2006. – 276 с.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М., 2012.
3. Магомедов Р.М. (Обычаи, традиции народов Дагестана. – Махачкала: Дагкнигиздат, 2007 г. - 568 с.
4. Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество» // Архив Маркса и Энгельса. - Т. 9. – М., 1941.
5. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: Содержание, формы и методы воспитания. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. – 128 с.
6. Омаров С.М. Основы народной педагогики Дагестана. – М., 2000. – 112с.