Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ГРУПП РИСКА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Современное обстановка, в которой в данный момент оказалось российское общество требует поиска новых форм и моделей общественного воспитания подрастающего поколения. Жизнь диктует задачи воспитания личности в открытой социальной среде, при этом необходимо самое тесное взаимодействие всех социальных институтов воспитания – семьи, школы, общественности. В ходе такого сотрудничества очень важную роль играет такое направление педагогической науки, как социальная педагогика.

Деятельность социального педагога – важный компонент воспитательной работы образовательного учреждения, потому что социальный педагог – специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка. Это профессионал - посредник. Поддержать ребенка в трудную минуту, помочь в поисках выхода и нахождении путей решения из сложной жизненной ситуации, вселить веру ребенка в свои силы, убедить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел – главная задача социального педагога.

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяли в самостоятельную категорию. Их определяли по-разному: трудные, педагогически запущенные, проблемные, дети группы риска и т.д..

Дети группы риска – дети с проблемами в развитии; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально- психологической помощи и поддержке [1]. Таким детям нужна помощь, направленная, с одной стороны на изменение трудных жизненных или социально опасных ситуаций, в которых они оказались, а с другой – на минимизацию их социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Главная цель при работе с такими детьми – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать, так чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Социально - педагогическая работа с детьми группы риска в МБОУ Лицей №113г. Новосибирска имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок [3].

Для диагностирования проблем личностного и социального развития  детей и подростков  существует огромный арсенал методов: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, тестирование, анализ документов, биографический метод и др. [6]. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении ребенка, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Поэтому распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития позволяет предотвратить серьезные последствия в будущем.

Для выявления обучающихся группы риска, мы в своей работе используем: методику диагностики склонности к различным зависимостям (автор Г.В. Лозавая), методику первичной диагностики и выявление детей «группы риска» (авторы М.А. Рожков, М.А. Ковальчук) [4, 6].

Исходя из собственного опыта, считаем самым приемлемым и доступным методом педагогической диагностики - педагогическое наблюдение ребенка в процессе его разносторонней деятельности, общения со сверстниками, взаимодействия с взрослыми. Педагогическое наблюдение проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения, систематически и целенаправленно, а не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями ребенка. Результаты диагностической деятельности оформляются в карту-характеристику личности.

По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы, подбирает психолого- педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения. Социальным педагогом в нашем лицее разработаны и реализуются целевые программы «Подросток», «Мы за здоровый образ жизни», «Трудовой десант», направленные на оказание своевременной социально-педагогической помощи ребенку, профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Формирование социальной активности подрастающего поколения происходит через реализацию различных мероприятий, акций, проектов. Наиболее ярким примером мероприятия данного направления является ежегодная акция «Анти СПИД», которая традиционно посвящается Всемирному Дню борьбы со СПИДом. В этом году акция «Анти СПИД» проведена силами волонтёров-старшеклассников, в том числе и подростков группы риска. В 4-7классах старшеклассники-волонтеры под руководством социального педагога ведут работу по профилактике вредных привычек, особенно курения. В 8-9классах обсуждаются проблемы пивного алкоголизма и злоупотребления энергетических напитков. Итоги работы отражаются не только в выпусках газеты лицея, но бывают представлены в программе видео-новостей, которую подготавливают сами ребята.

Включение подростков группы риска в социально значимые виды деятельности происходит через непосредственное их участие в мероприятиях: день самоуправления школьников, неделя добрых дел, акция по сбору корма для животных; социальный проект по изготовлению кормушек для птиц. Выступая в роли волонтеров в подготовке команд к военно-спортивной игре «Победа», ребята получают возможность не только реализовать свои организаторские, творческие способности, но и приобретают социальные компетенции: умение общаться, поддерживать дружеские связи, конструктивно разрешать конфликты, принимать на себя ответственность.

Активные занятия спортом, посещение секций, кружков, участие в различных мероприятиях - все это способствует активизации личностных ресурсов, которые в свою очередь обеспечивают активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Хорошей традицией стало проведение встреч с выпускниками лицея различных профессий, где они охотно делятся своим опытом, знаниями. Эти встречи, проходящие в непринужденной, спокойной атмосфере способствуют формированию у ребят  мотивации  на эффективное социально-психологическое и физическое развитие, позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни.

Профилактика различных форм девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Особенности социально- педагогической профилактики проявляются в том, что, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные методы профилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения. Активное обучение социально-важным навыкам, проводимое социальным педагогом, успешно реализуется в таких формах, как тренинги формирования жизненных навыков самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации; резистентности к негативному социальному влиянию. В процессе деятельности изменяются установки на девиантное поведение, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, формируются навыки принятия решения [3, 5].

Любая проблема лучше решается комплексно. Выявляя психологические, педагогические, медицинские, правовые и другие проблемы и трудности у ребенка, социальный педагог, являясь, посредником взаимодействия со специалистами различных служб. Мы в своей работе тесно сотрудничаем с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства, МУЗ наркологическим диспансером, МУЗ поликлиникой №17,МКУ. Налажены профессиональные связи с центром психолого-педагогической поддержки молодежи «Родник», ГЦОЗ «Магистр», МБУ «Комплексным центром социального обслуживания населения», центром психолого- педагогической помощи и пропаганды ЗОЖ в молодежной среде «Ювентус-Н», городским центром по профилактике социального сиротства «Солнечный круг», МПО «АСЕТ», учреждениями культуры, спорта и др.

Социальный педагог работает в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика. Это накладывает на него огромную ответственность. Сегодня, оттолкнув ребёнка, каким бы он не был, завтра мы получим очередной асоциальный элемент нашего общества. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность.

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми», так писал Антон Семенович Макаренко. От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Воспитание настоящего человека – одно из главных условий национального возрождения.

 

Список литературы

1.     Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов вузов (под редакцией Галагузовой М.А., Мардахаева Л.В.) - М.: Академия, 2002. -192с.

2.     Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н., Морозова Н.Л., Тупарева Н.В. – Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010.- № 16 (20). с.84–91.

3.     Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2003. - 96с.

4.     Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков Уч-метод. Пособие. И-во ВЛАДОС.- М.: 2004. – 144с

5.     Физиологические основы здоровья: Учеб. пос./Абаскалова Н.П., Айзман Р.И., Кривощеков С.Г., Боровец Е.Н., Бочаров М.И., Герасев А.Д., Иашвили М.В., Иглина Н.Г., Керимшеева О.А., Колесникова О.П., Мельникова М.М., Рубанович В.Б., Суботялов М.А., Труфакин В.А., Хаснулин В.И.; Отв. ред. Р.И. Айзман.-2-e изд., перераб. и доп. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -351 с.

6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.