Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Аннотация. В статье рассмотрен педагогический потенциал деятельности молодежного коллектива (студенческой группы) в воспитании нравственности современной молодежи. Автор рассматривает студенческий коллектив как условие нравственного воспитания. Сделан вывод – просоциальная направленность деятельности молодежного коллектива является условием развития нравственности каждого ее члена.

Ключевые слова: молодежь, студент, коллектив, нравственность, нравственное воспитание, ценности. Молодёжный  студенческий  коллектив,  представляет  собой  механизм  для  самоутверждения личности каждого его члена. Для коллектива присущи: единство целей, мотивированная совместная деятельность,  просоциальная  направленность  деятельности,  видение  общего  результата,  специфика общения, развитая сеть социальных коллективных связей. Наиболее развитые формы коллективной деятельности создаются в процессе совместной деятельности, а именно: учебной, трудовой, спортивной, творческой и т.д. Целевая направленность каждого коллектива формирует и отношения внутри этого коллектива, они строятся на единой основе. Сочетание ответственности, самостоятельности, взаимного доверия  являются детерминантами функционирования    молодежного  коллектива.   Степень самостоятельности каждого члена коллектива выступает критерием уровня развития коллектива.

Социально значимая деятельность молодежного коллектива будет реализована в том случае, если она должным образом организована. Такая организация предусматривает:

выполнение каждым своей части общего задания;

цели, поставленные перед коллективом, имеют и личностное значение для каждого; учитывается творческие позиции каждого, в тоже время обеспечивается равноправие в коллективе;

 предусмотрена непрерывность деятельности (например, группа студентов);

деятельность носит социальных характер, направлена на созидание и помощь, на благо обществу.

В развитых формах организации коллектива осуществляется учет интересов, позиций, мнений каждого члена коллектива, возможен индивидуальный и аксиологический подход к организации совместной деятельности.

Если молодежный коллектив организуется взрослыми, то этом случае он является механизмом формирования нравственных качеств молодежи. Активное включение молодежи в решение социальных задач, обеспечивает развитие различных форм общения, способствует развитию каждой личности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы не выпячивать воспитательные функции коллектива, а обращать внимание на социально полезную деятельность, которую реализует коллектив. В противном случае воспитательный потенциал будет нивелирован.

В тоже время, молодежный коллектив может представлять собой и многоуровневую систему, внутри которой молодые люди могут быть членами других групп и объединений, различных по характеру деятельности и длительности существования. Такая многоуровневая система способствует тому, что молодые люди, находясь в каждой группе, осваивают и меняют социальные роли, тем самым создается расширенная сеть социальных связей и отношений. Смена социальных ролей способствует и освоению управленческих навыков: способности к управлению в одной группе и подчинению в другой.

Следует особо обратить внимание на временные молодежные объединения (группы), создаваемые для реализации конкретных задач. Психологический феномен нахождения студента в таком молодежном объединении состоит в том, что здесь очень весомо общественное мнение и, в этом случае, невозможно уклониться от мнения других членов группы, от принятых норм поведения, от норм морали. В небольших молодежных группах каждый ее член может самостоятельно определить для себя роль и положение в совместной работе. Л.А. Саенко [2, с. 45] отмечает, что для молодых людей возникает возможность адекватно выделить свою роль в общей деятельности коллектива с учетом своих индивидуальных возможностей и способностей.

При организации молодежного коллектива, особенно коллектива студентов, следует учитывать возможность построения разновозрастных контактов и объединений студентов. Появление разновозрастных контактов способствует нивелированию тенденций к замыканию внутри групповых интересов одной возрастной группы. Молодые люди, являясь участником каждой возрастной группы, занимая там определенное положение, сами также воздействуют на окружающих, тем самым оптимизируя собственное развитие.

Такое путь развития молодежного коллектива возможен при развитой многоплановой системе воспитательной работы образовательной организации, где в различные контактные коллективы находятся во множественных структурных связях и взаимодействиях.

В общем коллективе, объединяющем различные малые коллективы и группы, формируется особая психологическая атмосфера. Наличие общих интересов для каждого члена коллектива, а именно: общие дела вуза, взаимоотношения среди групп студентов, конкурсы, волонтёрская деятельность и т.д. создают развернутый тип отношений между студенческой молодежью, обеспечивает единство всех студентов данной образовательной организации. Например, единство студентов Ставропольского государственного педагогического института или единство учащихся школы и т.п.

Несмотря на ежегодное обновление студенческого (или ученического коллектива), сохраняются традиции, обычаи, особенности общения и др. Таким образом действующие отношения становятся силой, которая создает, стабилизирует, развивает интересы контактных молодежных коллективов. В тоже время, чем более выражены коллективные начала в студенческом молодежном коллективе (группе), тем более спаянными являются объединения молодых людей. И, чем значимой является общая цель для всех молодежных коллективов, тем более прочные связи коллективов во всей структуре организации.

Молодежный коллектив оказывает влияние на формирование определенных отношений внутри коллектива и ко всему коллективу в целом. В тоже время, деловые отношения и отношение внутри коллектива явления не идентичные. Реальный коллективизм не может основываться только на внутренних делах коллектива, поскольку необходима ориентация на общество, на цель и деятельность на благо общества.

Отметим, что цель педагогической деятельности по развитию молодежного коллектива – это организация просоциальной деятельности, которая будет обеспечивать развитие ответственности, нравственных качеств. Только в этом случае происходит нравственное становление молодежи, для которых становится потребностью участие в общественных делах своей группы. Одним из средств развития молодежного коллектива является самоуправление.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что сформированный молодежный коллектив является средством нравственного развития каждого его члена. Для этого необходимо включение молодежи в «скользящую сеть» коллективов образовательной организации: учебных, трудовых, спортивных, творческих, игровых и т.д. Тем самым мы показали, что поскольку развитие коллектива обеспечивает развитие нравственных качеств его участников, то сам коллектив будет являться педагогическим условием нравственного воспитания молодежи.

Список литературы

 

1.     Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах // Вестник Академии права и управления. 2016. № 42. С. 170-175.

2.     Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. – Ставрополь: Издательство: Компания «Бюро новостей», 2010. – 92 с.

3.     Саенко Л. А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015, № 1 (46). С. 267-271.