Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ЭКОЛОГИИ И НЕ ТОЛЬКО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Скопин
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Экология – одна из значимых областей знания XXI столетия. Для большинства это утверждение не требует доказательств. Угроза глобального экологического кризиса, проблемы загрязнения окружающей среды, сокращения естественного биологического разнообразия, исчезновения с лица Земли видов животных и растений, появление озоновых дыр, глобальное потепление… Все это на слуху у каждого современного человека. Трудно поверить, что еще в середине XX века термин «экология» был известен лишь отдельным специалистам-биологам, ведь сегодня это понятие широко употребляется в самых различных научных и ненаучных кругах.

На самом же деле в настоящее время существует не одна, а, по меньшей мере, две экологии. Такова объективная реальность, сложившаяся в ходе развития человечества. Причем обе экологии существуют практически раздельно, как два разных мира.

Впервые термин «экология», был предложен Э.Геккелем в XIX веке, а сама наука, начавшаяся с изучения взаимоотношений между организмом и окружающей средой, непрерывно развивалась, обогащаясь новыми фактами и теориями, и постепенно стала рассматривать сложные биологические системы различного уровня, включая биосферу.

В то же самое время в широких кругах происходит становление особой «узкой» экологии, основывающейся лишь на одном из аспектов научного знания – влиянии на организм окружающей среды. Конечно, идея «узкой» экологии не является ошибочной, особенно в условиях современной загрязненной и стоящей на краю гибели биосферы. Но развитие ее идет весьма сомнительными путями. В периодической печати и других средствах массовой информации все чаще используют такие странные словосочетания, как «плохая экология», «хорошая экология», «чистая экология», «экология жилища», «экологически чистый или безопасный продукт», видимо забывая при этом, что речь идет все-таки о науке. Они стали привычными, вошли в обиход. Однако аналогичные фразы «плохая алгебра» или «геометрически чистый продукт» вызывают, по меньшей мере, недоумение. Подменяя словом «экология» санитарные аспекты состояния окружающей среды, ее качество, логичным конечным итогом этих идей можем представить стерильный, застывший в своей неизменности мир. В нем нет места эволюции или любого рода развитию, он постоянно остается таким, каким мы привыкли его видеть и знать. А это – утопия. Следовательно, «узкую» экологию можно рассматривать как не очень удачный способ бегства человечества от реальной действительности, попыткой отрицать очевидные изменения, происходящие в биосфере.

Возникает проблема несоответствия между обыденным пониманием экологии и реальными результатами, фактами, законами и теориями экологии как науки. А поскольку взаимодействие мира науки с обыденным сознанием осуществляется через образование, то данная проблема соответственно обуславливает и ряд неоднозначных ситуаций в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

Прежде всего, большое  количество споров и разногласий вызывает определение целей и задач экологического образования. В настоящее время в научно-методической литературе выделяют два его основных направления. Первое – это эколого-биологическое (натуралистическое) экологическое образование, развивающееся уже более ста  лет и осуществляющееся  в  рамках освоения учащимися естественнонаучных дисциплин. Его основными задачами являются изучение природы, ее охрана, а также рациональное природопользование. Второе направление, возникшее в конце прошлого века, можно назвать мировоззренческим. Оно реализуется в процессе воспитательной работы по формированию общей культуры и направленности личности обучающихся. Основными задачами в данном случае являются становление у школьников основ гармоничного взаимодействия с природой и ее сохранения.

Подобная неоднозначность подходов и задач вызывает затруднения и в реализации. Логичным решением данной проблемы представляется их интеграция в направлении достижения единой цели – формирования высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура в данном случае отражает характер и особенности взаимодействия человека с природой. Ее содержание представлено отдельными личностными качествами (экологическими знаниями, экологическим мировоззрением и мышлением, сознанием и т.п.), а сущностная сторона характеризуется взаимосвязью теоретических, духовно – практических и предметно – практических компонентов, направляющих процесс достижения гармонии в системе «Человек – Общество – Природа». Она является необходимым условием перехода современного общества к модели устойчивого развития. Становление экологической культуры подрастающего поколения происходит в процессе целенаправленного, непрерывного и длительного экологического образования, ключевым этапом которого является школьное экологическое образование, как наиболее массовое и эффективное.

Подобная формулировка цели экологического образования вызывает вопрос о том, в рамках каких же учебных дисциплин осуществлять ее реализацию? Традиционное школьное биологическое образование предусматривает встраивание в него элементов образования экологического. Но в рамках существующих учебных планов и программ по биологии средней и старшей ступени обучения, особенно при сокращении часов на изучение предмета (например, ботаники в 6 классе, общей биологии в 10-11 классах), формирование всех компонентов экологической культуры затруднительно. Для преодоления этого необходима интеграция на всех уровнях:

-интеграция учебных дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов;

-интеграция форм и методов обучения;

-единство процессов обучения, развития и воспитания.

Также требуется экологизация каждого из указанных направлений посредством включения информации об экологических проблемах и взаимодействиях различного уровня в содержание большинства учебных предметов, актуализацию внимания к человеку, как субъекту деятельности в направлении достижения устойчивого развития общества и биосферы, акцентирование внимания учащихся на уникальности и универсальной ценности природы.

В процессе экологизации и интеграции школьных дисциплин (например, биологии и химии) важно, чтобы они взаимно дополняли и обогащали друг друга, формируя единую систему, и тем самым создавая благоприятные условия для саморазвития обучающихся, становления их экологического мировоззрения и мышления, активизируя творческий потенциал школьников, стимулируя экологически обоснованную деятельность в природе. Взаимное согласование содержания, форм и методов обучения, единая логика развития ведущих идей и понятий, их последовательное изучение и углубление также создают условия для успешного становления и развития экологической культуры личности.

Третьей проблемой является фрагментарность и непоследовательность экологического образования, осуществление его усилиями отдельных педагогов – энтузиастов. При этом экологическое образование во многих случаях ограничивается лишь демонстрацией негативных последствий хозяйственной деятельности человека для мира живой природы, сообщением тревожных и угрожающих данных о состоянии биосферы, качестве окружающей среды, существующих экологических рисках, проблемах и угрозах. Указанная деятельность может формировать у школьников обманчивые пессимистические настроения: что же можно или нужно защищать, любить и беречь, чем восхищаться, если все уже отравлено и разрушено? Преодоление подобных затруднений видится в создании единой экологообразовательной среды школы, в которой экологическое образование последовательно и непрерывно реализуется через систему интегрированных уроков, элективных курсов, внеклассных форм деятельности, работы с родителями. Данная образовательная среда послужит средством, объединяющим всех участников учебно-воспитательного процесса в направлении достижения конкретной цели через систему отношений участвующих в ней субъектов. Именно их содержание, особенности и позитивный настрой являются важными факторами развития личности.

Создание подобной образовательной среды приобретает наибольшее предпочтение, позволяя использовать многообразие подходов, принципов, методов и форм деятельности для достижения целей экологического образования, как в учебной, так и во внеклассной и внешкольной работе. Экологическое образование, осуществляемое в рамках экологической составляющей базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного и внеурочного компонентов учебного плана, отвечает требованиям обновленных ФГОС, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, и позволяет не только повысить учебную мотивацию, делая изучаемый материал более интересным и практически значимым, но и эффективно формировать отдельные компоненты экологической культуры обучающихся.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что формирование экологической культуры – ведущая цель, на реализацию которой должна быть ориентирована вся система образования в целом, ведь гармония человека и природы возможна лишь через понимание сложности и многообразия их отношений. Понимание этого, в свою очередь, реализуется через научное мировоззрение, знание и, в конечном счете, через экологическую культуру личности