28 января 2017г.
Мобильное обучение – это вид дистанционного обучения, в котором связь между преподавателем и обучаемым происходит через мобильное устройство.
При данном виде обучения процесс познания нового материала может происходить вне зависимости от местоположения человека, а стало быть, значительно уменьшаются ограничения по получению знаний, связанные с местонахождением обучаемого. В отличие от классического обучения, при использовании мобильной технологии можно одновременно посещать несколько курсов, фактически находясь в любом месте, где есть доступ к сети интернет.
Использование в образовательном процессе мобильных устройств очень важно, так как по данным Росстата ими пользуются более трети россиян в возрасте от 15 до 72 лет, из них выходят в Интернет с телефонов или смартфонов – 26%, с портативного компьютера – 10% от общего числа населения. Следовательно, внедрение в практику как формального, так и неформального образования мобильных технологий позволит расширить охват заинтересованных обучающихся.
Кроме того, мобильное обучение открывает широкий доступ к знаниям людям с ограниченными физическими способностями, давая им возможность, не выходя из дома, изучать необходимые им курсы.
Нами на курсах переподготовки и повышения квалификации учителей используется Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, свободное программное обеспечение с лицензией GPL. [4, 5]
Применяя Moodle, преподаватели курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» создают курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, анкет, тестов и т.п.
Данная среда обеспечивает интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса и позволяет не только размещать материалы, но и создавать их непосредственно в самой системе. Однако такой подход не всегда оказывается продуктивным. Создавать курсы с помощью встроенного редактора не очень удобно, он имеет ограниченные возможности для создания мультимедиа курсов, есть недочеты при создании тестов (ограниченная наглядность и интерактивность) и ряд других замечаний. [4; 5] Формальное ДПО в дистанционной и мобильной форме имеет гуманистическую направленность и ориентируется на обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития, реализации природных потенциалов личности студентов курсов переподготовки и повышения профессиональной квалификации.
Лекции, тесты и инструкции для практических работ – электронные обучающие материалы так же интерактивны и создаются посредством универсального инструмента iSpring Suite 8. Данное программное обеспечение расширяет возможности PowerPoint и позволяет создавать электронные курсы для дистанционного обучения, в том числе. При такой организации образовательной деятельности включаются три вида памяти слушателей: зрительная, слуховая и моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к новой теме, но и повторить предыдущую, более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса обучающихся к изучаемому материалу.
Готовый flash-курс может быть размещен в любой Системе Дистанционного Обучения (СДО). В курс можно добавить интерактивные элементы: электронную книгу, временную шкалу, интерактивный каталог и базу часто задаваемых вопросов [4; 5].
Одним из новшеств данной программы является возможность осуществлять запись с экрана, то есть создавать полноценные видеолекции.
Таким образом созданные видео могут сразу отправляться при публикации на YouTube или внедряться в курс.
В последней версии iSpring Suite появился новый компонент - редактор диалогов (TalkMaster), который позволяет с легкостью создавать диалоговые тренажеры для разных задач обучения. TalkMaster использует сценарии ветвления для отработки навыков коммуникации. Диалоговый тренажер состоит из набора сцен, каждая из которых включает вопрос и варианты ответов.
Еще одним из новаций в данной программе является возможность при создании тестов и опросов делать их более привлекательными, используя не только разные шаблоны оформления, но и анимации вопросов и ответов, включение персонажей, звуковая оценка ответов. Такие новинки позволяют выстраивать учебный материал в форме образов и ассоциаций; работать с информацией таким образом, чтобы на неё хотелось посмотреть.
При создании обучающих тестов со сценарием ветвления сочетание графики, аудио -, видео - и текста позволяет яснее и доступнее изложить информацию, показать тот или иной факт. Даже самые скучные данные эффективный дизайн поможет представить в увлекательной форме [4].
Созданный авторский электронный курс, тест или презентация будет проигрываться на всех мобильных устройствах и компьютерах даже без наличия плагина AdobeFlash. Особый интерес для электронного обучения представляет возможность публикации материала (в формате SCORM). Moodle полностью поддерживает форматы SCORM 1.2 и SCORM 2004, что позволяет внедрять в Moodle авторские разработки (например, тесты или диалоги), созданные с помощью iSpring Suite 8 без всяких проблем. [3; 4]
Использование в образовательном процессе универсальных SCORM позволяет реализовать модель BYOD.
BYOD (bringyourowndevice, принеси собственное устройство) - термин, описывающий ситуацию, когда студент вместо компьютера образовательной организации использует для работы собственное устройство, будь то его личный ноутбук, планшет или смартфон. Данный термин появился достаточно давно, но в Росси он начал набирать популярность сравнительно недавно. Используя данную модель можно существенно расширить потенциал аудиторных практических занятий. Если раньше требовалось разбивать на 2 подгруппы, для того чтобы на практике реализовать взаимодействие «один студент-один компьютер». В этом случае численность подгрупп ограничивалась количеством компьютеров в классе, то теперь по возможности возросли. BYOD не ограничивает численность обучающихся.
Модель курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Московской области на базе ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», которая состоит из системы курсов с дистанционной поддержкой, размещенных в виртуальной среде Moodle с интерактивным наполнением, позволит совершенствовать профессиональные компетенции педагогов в комфортных условиях, в удобное для них время и в удобном для них месте.
Список литературы
1. Кузнецова Т.И., Кузнецов И.А. Менеджмент качества обучения как основа управления интеграционными процессами в образовании // Среднее профессиональное образование. №11.2013. С. 32-33.
2. Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Инструментальные возможности Ispring Suite 7 для дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 2 (92). С. 67-73.
3. Лысенкова О.В., Монахова Г.А. Анализ результатов мониторинга уровня подготовки учителей в области ИКТ / Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно- практических конференций. Выпуск 1. 2015/ Науч. ред. Л.Н. Горбунова. – М.: АСОУ, 2015. С. 691-699.
4. Монахов Н.В., Монахова Г.А. Разрабатываемые инструменты дистанционного образования // Ученые записки ИСГЗ. 2013. № 1-1 (11). С. 166-170.
5. Шаронова О.В., Прончев Г.Б., Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Процесс повышения квалификации кадров в условиях становления новой дидактики: мониторинг, анализ, прогноз. Монография. - М.: Экон-информ, 2015, с.160