Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В настоящее время основной задачей является разработка концепции и стратегии радикальных преобразований в сфере здравоохранения и медицинского образования с учетом современных мировых тенденций. Важнейшими направлениями преобразований существующей системы должны являться: модернизация существующей инфраструктуры, системы функционирования и управления, широкое внедрение в практическую медицину высоких медицинских и информационных технологий, разработка адаптированных к условиям отечественного здравоохранения, критериев нормативных актов, протоколов, а при необходимости, осуществление законодательных изменений.

Стратегия инновационного развития  России базируется на реализации  интеллектуального потенциала страны и потому предъявляет высокие требования к уровню и качеству профессионального образования. В связи с этим, инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения, медицинской науки, государства и бизнеса, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.

В декабре 2004 г. Правительством Российской Федерации были утверждены Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, в которых центральное место занимает «повышение качества профессионального образования», «развитие современной системы непрерывного профессионального образования» и «повышение инвестиционной привлекательности сферы образования». Для достижения этих целей сформирован комплекс мероприятий по совершенствованию содержания и технологий образования, структуры образовательной системы, организационно-финансовых механизмов и законодательной базы сферы образования, а также по укреплению связей между образованием, наукой, производством и рынком труда.

Таким образом, единая система непрерывного образования - это сочетание государственных, общественных форм образования, а также самообразования, призванных обеспечить поступательность всестороннего развития личности на основе интеграции учебной и общественно-практической деятельности.

В соответствии с планируемой инфраструктурой в систему непрерывного образования предстоит внедрить три основных элемента, а именно:

· осуществить поэтапный и последовательный переход от системы управления ВУЗами к управлению конкретными (адресными) программами с отказом от аккредитации ВУЗов в пользу аккредитации учебных программ;

· открыть дорогу для введения так называемой кредитно-модульной системы образовательных программ;

· создать единую сеть независимых центров оценки качества образования.

Многоуровневая система позволит более оперативно реагировать на потребности экономики и социальной сферы, а также будет отвечать интересам личности, давая возможность строить гибкие образовательные траектории. С этой же целью в указанные выше законы включаются положения, расширяющие круг организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, а также устанавливающие новый порядок общественно-профессиональной аккредитации таких программ, что обеспечит мобильность этого сектора непрерывного образования в быстроменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Массовый переход на систему многоуровневого образования предполагает достаточно радикальное изменение содержания государственных образовательных стандартов. В настоящее время реальное содержание стандартов – это очень подробное, регламентирующее по времени и видам занятий, изложение того, чему нужно учить специалиста (дидактические единицы). В то же время стандарты весьма ограниченно определяют задачи «на выходе» и еще меньше – компетенции выпускников и способы их контроля.

Опыт российских вузов, успешно реализующих многоуровневую подготовку, подтверждает, что акценты в содержании стандартов должны быть радикально смещены в направлении установления общих и профессиональных компетенций выпускников и методов оценки уровня их подготовки; кроме того, стандарты должны включать требования к условиям, необходимым для достижения требуемого уровня качества. Одновременно с этим степень регламентации образовательных программ и видов учебного процесса должна быть существенно уменьшена; инструментом, обеспечивающим сравнимость и измеримость различных образовательных программ и оценку учебной  работы  студента  (включая самостоятельную),  может служить система зачетных единиц (кредитов).

В России система дополнительного профессионального образования явилась пионером использования различных моделей дистанционного образования, основанного на применении информационно- коммуникационных технологий. По мере их развития дистанционное образование стало самой динамично развивающейся формой обучения как по основным, так и по дополнительным образовательным программам. Дистанционное образование как важнейший элемент  непрерывного образования и действенный инструмент доступа к качественным образовательным услугам развивается в условиях системной государственной поддержки. Создание инфраструктуры образовательных ресурсных центров, приобретение и поставка телекоммуникационных средств и компьютерной техники, разработка образовательных информационных ресурсов и целевая переподготовка кадров поддерживаются в рамках Федеральной программы развития образования, федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной  информационной среды» и «Электронная Россия», инновационного проекта развития образования с использованием кредита Международного банка реконструкции и развития. Наряду с организацией внутривузовских подразделений дистанционного образования и собственных сетей географически распределенной образовательной деятельности, создаются региональные и общенациональные порталы, региональные и международные образовательные сети, виртуальные университеты как форма кооперации учебных заведений, а также корпоративные образовательные структуры.

Переход к деятельностной парадигме образовательного процесса и широкому использованию информационно-коммуникационных технологий, необходимость встраивания высшей школы в систему непрерывного образования и глобальные образовательные сети определяют задачи кардинальной педагогической модернизации российского высшего образования.

В соответствии с последней редакцией закона «Об Образовании» профессиональные образовательные программы (начального, среднего и высшего профессионального образования) должны включать учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы по реализации образовательных технологий.

Одна из перспективных форм, которая реализуется в ряде вузов для повышения качества образования и усиления его связи с производством, – это университетские учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК). Специфика УНИК состоит в том, что благодаря кооперации научных, учебных и производственных мощностей обеспечивается новое качество образования, развитие научных исследований и коммерциализация результатов научно-технической деятельности. На практике было опробовано несколько форм организации УНИК:

· Факультет (кафедра) вуза – лаборатория НИИ вуза или РАН – опытное производство НИИ вуза или РАН;

· Факультет (кафедра) вуза – лаборатория РАН – малое предприятие;

· Факультет (кафедра) вуза – лаборатория РАН – инновационно-технологический центр;

· Факультет (кафедра) вуза – лаборатория РАН – региональный инновационный фонд;

· Факультет (кафедра) вуза – лаборатория НИИ вуза или РАН – крупное промышленное предприятие.

Создание УНИК на базе структурного подразделения вуза (кафедра – лаборатория НИИ вуза – опытное производство вуза) без образования либо привлечения юридического лица позволяет избежать проблем, связанных с  взаимодействием двух  и более юридических  лиц,  особенно если они имеют различную организационно-правовую форму. В данном случае проще решаются вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, а также обеспечивается организация совместного образовательного, научного и инновационного процессов. Недостаток данной формы УНИК – это отсутствие свободных рыночных структур.

Представленные «успешные практики» соединения образовательной и инновационной деятельности в вузах показывают, что при установлении связей с возрождающимися или новыми частными предприятиями начинает активно развиваться научно-образовательная кооперация.

Высшее образование становится социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в 21 веке. За счет этого будет обеспечена конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное рождение инноваций и готовность к восприятию и использованию нового в отраслях не только экономики, руководствуясь при этом интеллектуальной составляющей модернизированного образовательного процесса, но и жизни в целом, принимая во внимание ментальные, социальные и политические последствия системы воспитания принципиально новой генерации.

 

Список литературы

1.      Высшее профессиональное образование – синтез теории и практики. Под редакцией М.Б.Сапунова, И.Б. Федорова – 2009 г.

2.      Использование интерактивных и инновационных методов преподавания правовых и экономических дисциплин [Электронный ресурс]: Электронный научный журнал / Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий – Электронный журнал – СПб: СПбГУНиПТ, 2011.

3.      Стратегия развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года.

4.      Химико-биологическое образование: современные тенденции и технологии в подготовке кадров.