07 февраля 2016г.
Проблема фундаментального медицинского образования подразумевает под собой поиск конкретных путей внедрения принципов международной образовательной практики в образовательные стандарты российских медицинских ВУЗов. Для модернизации и интеграции общеизвестных стандартов необходимо объединение естественных и медицинских наук, которая может стать концептуальной основой университетского образования. В силу новизны данного направления, стоит не только совершенствовать, но и в отдельных случаях радикально менять систему подготовки медицинских кадров, не только повышая их квалификацию и расширяя технологический спектр предоставляемых населению услуг, но и разрабатывая принципиально новые (многоуровневые и многоступенчатые) подходы к формированию академических школ новых поколений.
На границе 70-х годов прошлого столетия мировая аудитория стала свидетелем всплеска в сфере нано- и биотехнологий, а достижения фундаментальных наук получают такой толчок к развитию, что к 90-м уже остро ощущается необходимость систематизации накопленных знаний и разработки процедурных аспектов внедрения (трансляции) накопленных знаний в практику. Общие же тенденции развития плотно концентрируются вокруг активно обновляемой модели здравоохранения, получившей название предиктивно-превентивной и персонифицированной медицины (ПППМ).
Основами превентивной медицины являются:
1) молекулярная диагностика, в особенности определение полиморфизма по единичным нуклеотидам (ПЕН);
2) интеграция диагностики и лечения;
3) мониторинг лечения;
4) фармакогеномика - это применение геномики для разработки новых лекарств;
5) фармакогенетика;
6) фармакопротеомика - это применение протеомики при разработке новых лекарств.
Так, например, общие принципы построения и функционирования геномов изучает геномика, анализируя структуру и особенности экспрессии генофондов разных уровней сложности. А динамика изменений в таких генофондах влияет, помимо прочего, и на восприятие лекарственного средства, определяя параметры эффективности терапии, длительность действия, побочные эффекты, способствуя при определенных условиях формированию генорезистентности к лекарственным средствам, либо, наоборот, - повышенной восприимчивости к препарату (фармакогеномика).
Реализация целей и задач ПППМ приведет со временем к замене существующей модели взаимоотношений «лечащий врач-пациент» на модель «врач-консультант-здоровый человек» и обеспечит переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны индивидуального здоровья с использованием программ по управлению здоровьем собственным.
Специалисты в области ПППМ должны быть экспертами не только в междисциплинарных (правовых, организационных и статистических аспектах) профессиональной деятельности, но и в фундаментальных открытиях, дающих ключ к поколениям принципиально новых технологий с одной стороны и к персонализации протоколов диагностики, превенции и профилактики, с другой.
Для формирования специалиста такого масштаба, обладающего знаниями в данной области и способного выстраивать междисциплинарную систему охраны здоровья, необходимо не менее 10-12 лет общей и 4-8 лет целевой подготовки, при этом процедура формирования компетентного специалиста должно решаться не только на этапе послеВУЗовской производственной адаптации, но и начинаться на этапе проведения обучающих тренингов в доВУЗовского (школьного) обучения – одновременно с профильными семинарами.
Таким образом, на 1-м (доВУЗовском) уровне образования будет осуществляться ознакомление школьников с современной моделью ПППМ (без углубленного изучения каких-либо отдельных аспектов).
На 2-м (ВУЗовском) уровне будет проводиться углубленное изучение фундаментальных (теоретических) и прикладных (трансляционных) аспектов ПППМ среди студентов;
Сердцевиной же 3-го (постВУЗовском) уровня станут междисциплинарные аспекты ПППМ, аффилируемые к ординаторам и аспирантам.
Планируемая образовательная модель должна содержать в себе:
● образовательно-методическое ядро и образовательные (в том числе экспериментального характера) площадки;
● ключевые платформы базовых знаний;
● систему групповых и частных векторов, демонстрирующих
приоритетные направления и содержательные потенциалы интенсивности и качества развития знаний. Реформа педагогического процесса и создание в структуре медицинских ВУЗов кафедр, а позднее - факультетов ПППМ с участием ведущих НИИ и профессиональных обществ и ассоциаций, а также биофармацевтических компаний будет отражать системный подход к формированию инновационной инфраструктуры, ориентированной на:
● модернизацию управления современным здравоохранением;
● разработку алгоритмов принципиально новых поколений (доклинической диагностики и фармакопревенции);
● эффективное преодоление системных препятствий в сфере коммерциализации разработок с формированием высокоэффективной модели ПППМ.
Сложившаяся на практике ситуация диктует необходимость организации в медицинских ВУЗах специальных учебных программ, включающих в себя технологические, психологические и юридические аспекты постановки доклинического диагноза и разработки при необходимости персонализированного протокола превенции и профилактики с применением соответствующей доказательной базы и процедуры информирования ―здоровых‖ лиц из групп риска и их родственников.
Становится очевидным, что обществу необходима новая научно-практическая школа для формирования специалистов новой генерации, использующих нетрадиционные для сегодняшнего дня критерии и технологический арсенал, основанные на достижениях системной биологии и трансляционной медицины.
Список литературы
1. Фарма – 2020: проблемы и перспективы./ Александр Гордеев, Елена Укусова, Дмитрий Чувелев/ ООО «Парк-медиа» совместно с центром высоких технологий «ХимРар».
2. Стратегия развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года.
3. Дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер фармацевтического инжиниринга» / В.В. Береговых [и др.] – М.: МИТХТ, 2006.