Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УИРС И НИРС НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ СТУДЕНТОВ 1 И 2 КУРСОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ», В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Архангельск
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Выпускники специальности «Медицинская биохимия», помимо работы в клинических лабораториях, могут работать научными сотрудниками НИИ медико-биологического профиля, а также преподавателями вузов кафедр, имеющих медико-биологическую направленность. Именно поэтому, уже с первого курса студенты должны быть мотивированы на учебно-исследовательскую, а на более старших курсах, и научно-исследовательскую работу, которая поможет им в дальнейшем состояться как высоко эрудированным специалистам и найти свою нишу на современном рынке труда. Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда. В связи с этим современный специалист должен владеть не только  необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных  методов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Химия, как дисциплина, изучается студентами специальности «Медицинская биохимия», с первого по четвёртый семестр и включает: «Неорганическую химию» в 1 семестре и «Органическую и физическую химию» во втором, третьем и четвёртом семестрах. В вариативную часть учебного плана включены «Физико-химические методы в медицине» и «Органический синтез». Данные дисциплины входят в состав дисциплин естественнонаучного блока, являются базовыми для дальнейшего изучения биологической химии и являются очень «удобными» для использования УИРС и НИРС.

Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на:

-    учебно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и, следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами;

-   научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

Учебно-исследовательская работа выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя. Основной задачей учебно-исследовательской работы является приобретение студентами навыков самостоятельной теоретической подготовки и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе.

В 1 семестре, изучая неорганическую химию, студенты знакомятся с основными закономерностями физико-химических процессов, протекающих в организме, свойствами биогенных s-,p-,d-элементов и их соединений, связью их строения  с биологической активностью, а также причинами применения некоторых неорганических соединений в медицине. Для младших курсов основными формами УИРС в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках. Уже на первых занятиях студентам предлагаем список рефератов по темам, имеющим наиболее важное медико-биологическое значение, по современным лабораторным методам количественного и качественного анализа. Это помогает выпускникам специальности «Медицинская биохимия» стать специалистами, способными и готовыми к проведению аналитической работы с источниками научной, научно-практической, аналитической, справочной литературы, а также умеющими проводить патентный поиск.

Работа над имеющейся литературой и другими источниками информации при подготовке рефератов являются первичным научным поиском. Начиная научную разработку, студент знакомиться с состоянием информации по данному вопросу. В процессе подготовки обзоров и реферирования студенты составляют библиографический список использованной литературы по теме исследования. Рефераты обычно представляются на занятиях, либо конференциях, проходящих внутри курса или университета.

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план проведения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт. Например, при изучении свойств отдельных семейств химических элементов, предлагается каждому студенту выполнение небольшой исследовательской работы по качественному определению катионов или анионов s-,p-,d-элементов в исследуемом растворе. Кроме того, на последнем занятии нами проводится исследовательская работа по качественному анализу соли в неизвестном исследуемом растворе.

Для выполнения работы студенту выдается прозрачный, бесцветный раствор, в котором необходимо определить присутствующий катион и анион, составив предварительно схему анализа исследуемого раствора. Кроме того, в конце изучения неорганической химии используются деловые игры, например, игра «Что? Где? Почему?», целью которой является подготовка к самостоятельному исследованию неизвестной соли на содержание в ней ионов s-,p-,d-элементов (первому этапу  экзамена), а также проверка степени готовности студентов к первому этапу итогового контроля. Перед студентами ставится задача моделирования и разработки схемы анализа неизвестной соли. Такой вид деятельности стимулирует студентов к более качественной домашней подготовке, а выполнение исследования способствует формированию навыков исследовательской деятельности, аналитического подхода к проблеме, что, несомненно, способствует формированию профессиональных компетенций будущего специалиста.

Учебно-исследовательская работа студентов специальности «Медицинская биохимия» является составной частью практических занятий и по дисциплине «Органический синтез». Задача УИРС: познакомить студентов с современными методами научных исследований, техникой эксперимента, условиями работы в научно- производственном коллективе и техникой безопасности, сформировать базу для творческой работы современного специалиста. Определяющая форма УИРС по дисциплине «Органический синтез» – решение лабораторных задач по следующим темам: «Методы разделения и очистки органических соединений», «Синтез бромэтана», «Синтез сульфаниловой кислоты», «Синтез диэтилфталата», «Синтез b-нафтолоранжа». Опираясь на уже имеющиеся знания о свойствах отдельных классов органических соединений, полученные в курсе органической химии, а также, совершая самостоятельную библиографическую работу с учебной и справочной научной литературой, студенты знакомятся со свойствами конкретного синтезируемого вещества. Дальнейшая самостоятельная работа связана с выбором оптимального пути синтеза этого вещества, практически исключающего побочные реакции. УИРС студенты начинают с постановки цели и задач исследования. Затем они формируют план исследований, выбирают необходимые методы исследования и составляют схему синтеза. Следующим этапом является осуществление хода синтеза по намеченной схеме, очистка полученного вещества от возможных примесей, расчеты, анализ полученных результатов и формирование  научного  отчета.  Заключительным этапом  УИРС является защита лабораторной работы. Таким образом, в ходе УИРС по дисциплине «Органический синтез» формируются ПК-48 (способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач), а также ПК-49 (способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации).

На занятиях по дисциплине «Физико-химические методы анализа» студенты знакомятся со следующими физико-химическими методами, применяемыми в современных клинико-диагностических лабораториях, в которых они будут работать в недалёком будущем: инструментальные методы анализа, молекулярный спектральный анализ в ультрафиолетовой и видимой области спектра, атомная спектроскопия, молекулярный адсорбционный анализ в инфракрасной области спектра, люминесцентный анализ, хроматографический анализ (газовая хроматография, жидкостная хроматография), электрохимические методы анализа, потенциометрический анализ, кондуктометрический анализ, вольтамперометрия.

Изучение всех этих методов сопровождается выполнением лабораторных работ с использованием спектрофотометров, фотоэлектроколориметров, кондуктометров и другого учебного оборудования. Студенты проводят исследования по заранее составленному плану, обрабатывают полученные результаты, используя методы математической обработки результатов, анализируя их, делают выводы и отчитываются на занятиях. Так, в ходе УИРС на занятиях по дисциплине «Физико-химические методы анализа», формируется ПК-23 (способность и готовность пользоваться измерительными приборами электрических величин, оптическими измерительными приборами).

Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых на кафедре. Уже много лет на кафедре общей и биоорганической химии СГМУ проводится мониторинг состояния воды, воздуха, снеговых отложений и почвы г.Архангельска и Архангельской области, которая традиционно проводится при непосредственном участии студентов, обучающихся по специальности «Медицинская биохимия». Результаты такой работы используются при подготовке курсовых работ, которые включены в учебный план специальности «Медицинская биохимия».

При выполнении курсовых работ закрепляются элементы научно-исследовательской работы студентов в виде научного поиска по заданной теме, проводится обзор литературы и разрабатываются предложения, которые содержат элементы новизны по теме работы. Студенты самостоятельно производят отбор исследуемых проб воды, почвы, снега и воздуха, а, затем под руководством преподавателя, проводят исследования на базе кафедры общей и биоорганической химии СГМУ и научно-исследовательского центра  Северного Арктического Федерального Университета г.Архангельска. Результаты НИРС студентов всегда представляются на научных студенческих конференциях и публикуются в сборниках студенческих научных докладов конференций от внутривузовского до международного уровня.

Таким образом, УИРС и НИРС по дисциплинам химического профиля, реализуемые на первом и втором курсах специальности «Медицинская биохимия», способствуют процессу подготовки будущих специалистов к научной работе, а также формированию некоторых профессиональных компетенций будущих специалистов по лабораторной диагностике.