Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

В настоящее время в отечественном образовании проявляется проблема подготовки педагогов различных художественных дисциплин, в соответствии с требованиями двухуровневой системы образования. Особенно острые вопросы возникают при подготовке педагогов в области изобразительного искусства.

Как известно, в 2003 году в соответствии с мировой образовательной практикой наша страна присоединилась к Болонскому процессу. Несомненно, европейская система позволяет «уровнять» шансы обучаемых и в получении знаний, и в последующем трудоустройстве. Реформирование системы обучения в целом и высшего профессионального образования в частности потребовало изменения образовательных стандартов. Сегодня ФГОС 3 РФ регламентирует наличие трех основных образовательных блока: «Дисциплины. Модули», «Практики», «Итоговая  аттестация». В образовательном стандарте прописаны структура и объём программы, но набор дисциплин (модулей) и их объём образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с ФГОС ВО. В настоящее время образовательные учреждения действую на основе общей документации, однако каждое подразделение (университет, институт, факультет, кафедра) обладает правом проработать эти общие основания для своей конкретной «образовательной задачи». Поиск практического решения данных «задач» требует научного обеспечения в разработке образовательных программ, аттестационных заданий и критериев оценивания [1].

В последнее время многие вузы перешли на модульно-рейтинговую систему организации учебного процесса на основе зачётных единиц трудоёмкости учебных дисциплин, разработана методика расчёта зачётных единиц с учётом российской системы образования. Эта методика непростая – здесь не только замена количества часов на зачётные единицы, но ещё и другая, асинхронная или нелинейная организация учебного процесса, когда студент сам по определённым правилам выстраивает образовательную траекторию из выбираемых курсов и, соответственно, зачётных единиц на каждую дисциплину [7].

Стремление к «единому образовательному пространству» и возможности сравнения результатов учебы приводит к определённой «стандартизации» и «усредненности» методов обучения. В связи с этим нельзя не отметить и некоторые потери в качестве профессионального образования (особенно художественно-творческого направления),  которое  невозможно  без  последовательного  углублённого  изучения  предмета.  Именно  в асинхронности и нелинейности» учебного процесса зарождаются основные проблемы в подготовке педагогов в области изобразительного искусства.

Не подлежит сомнению, что Педагог, в широком смысле этого понятия, должен хорошо знать свой предмет: быть широко образованным в теории, владеть всеми практическими навыками и умениями, должен быть готов к восприятию, осознанию новой современной информации и к постоянному совершенствованию в профессиональной области. Кажется, что наличие трех основных образовательных блоков: «Дисциплины. Модули», «Практики», «Итоговая аттестация», утверждённых ФГОС, предусматривают все аспекты, способствующие развитию педагогической личности во время учёбы. Однако достаточно часто, как во время обучения, так и на защите ВКР наблюдается явное разделение учащихся на «теоретиков» и «практиков», чего не должно быть у студентов, имеющих одну и ту же подготовку, особенно сложно, в такой ситуации объективно оценить работы студентов (учебные и ВКР).

Следовательно, рассуждая о подготовке художника-педагога, стоит обратить внимание на очевидные вопросы обоснования изменений образовательных программ. Особенно – на их недостаточное соответствие общей идеологии изменений в педагогическом образовании и концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации [4]. Основной целью настоящей Концепции является «сохранение и развитие образования в сфере культуры и искусства». Концепция направлена на решение многих вопросов, среди которых, наиболее важными для автора статьи являются:

-подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства и педагогических кадров для системы художественного образования;

-сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства.

Так же, среди целей настоящей Концепции обозначена одна особенно значимая среди проблем подготовки художников-педагогов:

-обеспечение гарантированного сохранения лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям развития высшего образования, в том числе в рамках Болонского процесса [4];

На что же необходимо опираться при разработке образовательных программ для подготовки художников- педагогов? Дуализм самого определения специальности выявляет межведомственный и межотраслевой характер проблем образования и требует нестандартного подхода к их решению. Известно, что специфика в области гуманитарного образования, коим и является подготовка педагога, строится на научной базе, по принципу перехода от общего - фундаментального профессионального образования к специальному - частному. Именно так строятся образовательные программы по направлению искусствоведения - на изучении научных дисциплин. А специфика подготовки художника, т.е. образования в сфере искусства, проявляется в постижении студентом

«сути осваиваемого вида искусства» и требует освоения трёх обязательных уровней профессиональной подготовки – художественного образования:

I       уровень - детская художественная школа, как необходимая база и фундамент будущего профессионального образования.

II    уровень - училище или колледж искусств - образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности: работать по приобретенной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении.

III       уровень - высшее учебное заведение, в котором повышается уровень уже полученных ранее профессиональных умений и навыков.

Рассуждая о непрерывном трёхуровневом образовании, мы предполагаем наилучшее качество обучения специалиста (в широком смысле этого понятия). «Художественное образование – важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. Следовательно, важнейшую роль в учебно-воспитательном процессе учащихся начального, среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов колледжей и вузов, а также специалистов послевузовского профессионального образования играет непрерывность художественного образования» [3]. Важно отметить, что в настоящее время и высшее художественное образование разделилось на три уровня – бакалавриат, магистратура и аспирантура. Таким образом, появились ещё две ступени, ведущие к наивысшим профессиональным результатам и раскрывающие перед учащимися дополнительные образовательные возможности. «В контексте этих стандартов требуются комплексные исследования взаимодействия учебных дисциплин всего специального блока, ориентированных и на координацию систем начального, среднего, высшего художественного образования» [5, с.10].

В 2014 году, в соответствии с федеральными государственными стандартами высшего образования для студентов-бакалавров, открылась уникальная перспектива получения различной квалификации бакалавра - академического или прикладного. Обучение в прикладном бакалавриате, в основном, строится на образовательных программах, позволяющих овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками работы. Целью такого обучения является - возможность для студентов приступать к работе сразу после учебы без предварительной стажировки. По окончанию обучения наряду с дипломом присваивается квалификационный разряд. Такой подход к обучению особенно важен для подготовки инженерных технических кадров. Академический бакалавриат, готовит скорее теоретиков, чем практиков. Программы данного уровня необходимы для подготовки людей к научно-исследовательской деятельности теоретического характера. По окончанию обучения выдается только диплом о присвоение степени бакалавра.

Итак, кажется, что возможности современного высшего образования стали намного шире, в сравнении с образованием, получаемым ранее специалистом. Однако, вопросы, связанные с подготовкой художника-педагога остаются нерешёнными, так как достаточно сложно определить какому именно типу деятельности соответствует данная профессия. Этот факт подтверждает и смена направления ФГОС с 540700 - Художественное образование, присуждаемая степень (квалификация) - бакалавр художественного образования на - 44.03.01 Педагогическое образование, с присуждаемой степенью - бакалавр педагогического образования. «Следует подчеркнуть, что государственные стандарты по художественно-педагогическим направлениям имеют тенденциозную культурологическую и искусствоведческую направленность, существенно сократившую учебные часы на практические занятия. Это обстоятельство неизбежно сведет всю работу по эстетическому воспитанию и творческому развитию детей в общеобразовательных и художественных школах в лучшем случае к формализму» [5, с.10].

В нормативных документах о высшем образовании в РФ содержится информация о видах профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата «Педагогического образования», с присвоением квалификации «академический бакалавр»: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: педагогическая, исследовательская, культурно-просветительская [6]. Разница определяется возможностью заниматься проектной деятельностью. И вновь мы сталкиваемся с проблемами «двойной специальности» художник-педагог. В области педагогики проектная деятельность является «методической», а в «художественной» области проектная деятельность – создание художественных произведений, как комплексное решение профессиональных художественных задач (вариативная эскизная часть, грамотное композиционное графическое и колористическое решение, умения и навыки работы в выбранном материале) [1].

«Практическая направленность профессионального образования (в рассматриваемом аспекте – художественного) предопределяет и характер подготовки педагогических кадров. Преподаватель профильных дисциплин осваивает методику преподавания, перенимая ее непосредственно от своего педагога, и, бережно относясь к ее традиционной основе, обогащает ее собственным опытом. Разрыв в непрерывной цепочке "педагог - ученик - педагог" в сфере искусства приводит к невосполнимым потерям. Отсюда вытекает особая важность задачи сохранения педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства» [4].

Возможное разделение образовательных маршрутов студентов на прикладной и академический бакалавриат потребует изменения в учебных планах и программах, что вполне допустимо в рамках вариативной части. Но наиболее важным станет вопрос о продолжении обучения в магистратуре, видимо, и магистерские программы должны разделиться на «прикладные» и «академические». Здесь уместно обратиться к опыту зарубежного образования: «Первый тип – науко-ориентированная магистратура предполагает подготовку магистров в высшем учебном заведении, организованную таким образом, чтобы гарантировать обучающимся формирование компетенций (при условии освоения основной образовательной программы), необходимых для успешного осуществления научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Второй тип – практико- ориентированная магистратура. Европейскому вузу дано право самостоятельно определять: будет ли он готовить своих магистрантов как будущих ученых или преподавателей, для которых обязательна научная подготовка, либо ограничится лишь практико-ориентированными магистерскими программами» [2].

Возможно, такое разделение образовательных маршрутов позволит улучшить подготовку педагогических кадров для различных видов и ступеней художественного образования:

-      общее художественное (детский сад, общеобразовательная школа, учреждение  дополнительного образования);

-    специальное художественное (детские художественные школы, колледжи, средние профессиональные училища, вузы).

Однако, в контексте рассматриваемой проблемы – подготовки художников-педагогов, намечается явное противоречие в определении «статусов» и «назначения» академического и прикладного бакалавриата. Академический бакалавриат предполагает подготовку бакалавра, способного успешно осуществлять научно- исследовательскую, проектную (методическую), культурно-просветительскую и педагогическую деятельность.

Следуя заданной логике, выпускник академического бакалавриата, как дипломированный педагог соответствует уровню специального художественного образования, а выпускник прикладного бакалавриата соответствует уровню общего художественного образования. Но, следуя той же логике построения образовательного маршрута, занятия художественной практикой (дисциплинами), которая крайне необходима при подготовке педагога – художника, в большем объёме проводятся в прикладном бакалавриате.

С большой долей вероятности можно утверждать, что такие проблемы в подготовке педагогических кадров наблюдаются во всех художественно-творческих областях (музыка, театр, хореография), где залогом успешности и цельности творческой личности является непрерывное образование.

Следовательно:

-      необходимо внести дополнение в определение статуса «прикладного бакалавриата» в контексте подготовки художника-педагога (педагогов творческих дисциплин);

-разработать комплексное методическое обеспечение (научно-обоснованных планов, учебных программ, учебных пособий и учебников);

-      провести научно-методические исследования,  нацеленные на  выявление межпредметных связей (теоретические и практические - художественно-творческие дисциплины в обучении художников-педагогов);

-   разработать и внедрить в учебный план «Модули» и «Практики», позволяющие наиболее продуктивно вести занятия по практическим художественным дисциплинам, при этом, не снижая уровня теоретической подготовки;

-     применить критерии оценивания «Итоговой аттестации», учитывающие все аспекты в подготовке художника-педагога (педагога творческих дисциплин).

 

Список литературы

1.      Векслер. А.К. К обоснованию критериев оценивания художественно-творческой части выпускных квалификационных работ (бакалавриат, специалитет, магистратура) в области декоративного искусства. // URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2400.htm (Дата обращения 30.12.2015)

2.      Бражник Е.И., Комарова Ю.А., Пискунова Е.В. Из опыта обеспечения преемственности уровневых образовательных программ в зарубежной высшей школе. // URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2055.htm (Дата обращения 30.12.2015)

3.      Зрелых Д.Л. «Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком», 2008. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/006-17.pdf (Дата обращения 30.12.2015)

4.      Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. URL: http://edu53.ru/np-includes/upload/2014/03/27/5068.pdf (Дата обращения 30.12.2015)

5.        Медведев Л.Г. «О проблемах художественно-педагогического образования» // Вестник Московского государственного областного университета Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно- прикладному искусству» № 2 Москва Издательство МГОУ 2007, C.-10.

6.      По материалам ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование (Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ, 2013 г.)

7.        URL: http://www.tusur.ru/ru/international/documents/bologna_process.html (Дата обращения 30.12.2015)