Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В АДАПТИЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Деятельность современной российской высшей школы в большей степени должна быть направлена на выпуск специалистов, которые могут быть быстро адаптированы к стремительно меняющимся условиями жизни, могут самостоятельно приобретать знания, необходимые в практической деятельности, применять эти знания в своей работе. Могут в период своей практической деятельности заниматься самообразованием для того, чтобы успешно реализовывать свою дальнейшую деятельность. Эта деятельность заложена нами в компетенции ОК-5 обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Математика. Физика» студентами первого курса.

В современной научной литературе проблемам готовности к самостоятельной работе студентов уделяется достаточно много внимания. Как показывают последние работы, проблема формирования готовности студентов к самостоятельной работе у студентов до сих пор остаётся не раскрытой полностью: не выявлена система условий, обеспечивающая её эффективное решение, не разработаны структура, уровневое содержание компонентов готовности к самостоятельной работе, критерии сформированности готовности к самостоятельной работе и др. А проблема готовности к самостоятельной работе в адаптационный период в литературе раскрыта слабо.

Поэтому целью нашей данной работы является выбор содержания и организации самостоятельной работы при изучении математики студентами специальности 31.05.01 «Лечебное дело», в адаптационный период, т.е. в первые два месяца пребывания студентов в вузе.

В настоящем исследовании согласно принятым педагогической общественностью страны определениям под самостоятельной работой студентов мы также будем понимать особого учебную деятельность, осуществляемую в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия студентов и преподавателя, на основе разработанного преподавателем дидактического обеспечения, включающего систему специальных заданий, ориентированных на освоение и развитие приемов самообразовательной деятельности.

Опыт работы многих авторов показывает, что выполняя специальные задания для самостоятельной работы, составленные преподавателем, студент усваивает новые знания, осваивает новые виды деятельности, в которые студенты включаются, работая над новым учебным материалом, обобщает, систематизирует их, развивает мышление (такие важные его качества, как глубину, широту, гибкость), развивает память, внимание, умение работать с различными источниками и носителями информации, свободно переходить от одного носителя информации к другому, умения аргументировать утверждения, логично выстраивать доказательства математических предложений. При этом воспитываются такие важные качества, как сила воли, настойчивость, самоанализ, саморегулирование.

Самостоятельная домашняя работа выдаётся студентам после практического занятия, на котором преподаватель раскрывает теорию изучаемой темы, показывает алгоритмы решения задач по данной теме, привлекает к решению задач студентов, находящихся на занятиях. Всего таких заданий шесть, что соответствует шести темам. Практически весь материал, рассматриваемый в соответствии с рабочей программой, является повторением  школьного курса математики в объёме  10-го – 11-го  класса. Единственная новизна в изучении данных тем математики является выбор задач для решения проблем медицинской физики, биологии, химии, медицины. Причём по содержанию и приемам решения задачи остаются на школьном уровне.

Выдавая самостоятельную работу студентам и объяснив им цели самостоятельной работы и алгоритмы достижения цели, мы ожидаем, что обучающиеся сначала используя знания, алгоритмы решения задач, выработают формирование умений усвоения учебного материала, обсуждённого на занятии, опираясь к тому же и на знания, полученные в школе.

Мы ожидаем, что обучающиеся изучат определения и свойства рассматриваемых величин, формулировки теорем, опираясь не только на конспекты, написанные обучающимися на занятии, но и проведении поиска необходимого учебного и научного материала в различных источниках информации. Следует отметить, что объём источников ограничивается перечнем тех учебников, которым в достаточном количестве обеспечены обучающиеся в  нашем университете. Мы ожидаем, что обучающиеся сумеют проанализировать результаты своей работы в решении тренировочных примеров и задач, используя полученные знания.

Для проверки качества домашней самостоятельной работы обучающихся мы в начале каждого последующего практического занятия выдаем проверочные задания из двух небольших задач из числа тех задач, которые выдавались студентам как самостоятельная и домашняя работа. Объём работы в аудитории очень небольшой, с которым удовлетворительно подготовленный студент справляется, как правило, в течение десяти минут (опыт предыдущих лет работы).

Однако, текущий контроль показывает, что только небольшая часть обучающихся, около 55% от общего числа студентов справляется с самостоятельной работой качественно. Их знания по пятибалльной шкале мы оценивали не ниже оценки удовлетворительно за каждую тему.

Совместный со студентами анализ результатов текущего контроля (анкетирование, собеседование) выявил, что значительная часть студентов приходит в вуз недостаточно подготовленной к планированию, организации, осуществлению самостоятельной работы: не умеют распределить свое время для организации своей учебной деятельности в аудитории и дома, не имеют навыков работы с текстом, не умеют грамотно писать конспекты, что затрудняет понимание того материала, который обсуждался на практических занятиях, не умеют вести поиск необходимой учебной информации, самостоятельно изучать математический текст, аргументировать утверждения, анализировать прочитанное, применять изученный теоретический материал к решению задач, медленно выполняют расчёты из-за пробелов в школьной подготовке.

Объём материала, который необходимо изучить согласно учебным планам для многих студентов в адаптационный период оказывается слишком большим, с чем они не привыкли сталкиваться в школе.

Адаптационный период отягощается для первокурсников организационными проблемами: бытовые проблемы, ранее решаемые родителями, теперь ложатся на плечи самих студентов. Серьёзной проблемой для студентов первого курса является расписание занятий: занятия проводятся, как правило, с 8- ми или 9-ти часов утра до 16 часов. Кроме того, занятия проводятся в разных корпусах университета, расположенных в различных районах города. Задания для самостоятельной работы для большинства студентов оказываются слишком большими, чтобы справиться с ними в вечернее время накануне занятия по данной дисциплине. И, наконец, проблемы здоровья: часто это плохое самочувствие, серьёзная утомляемость за день работы в аудиториях. Эти проблемы, неосознанные студентами в адаптационный период, занижают самооценку студентов, что ограничивает их самореализацию.

Исходя из изложенного, следует сделать вывод о том, что самостоятельная работа студентов должна быть управляемой преподавателем, который в процессе реализации самостоятельной работы должен четко организовывать, корректировать деятельность студентов, обращать внимание на правильность реализации целей самостоятельной работы студентов университета как составной части деятельности университета в области повышения качества подготовки специалистов, обучать студентов самоуправлению.

 

Список литературы

 

1.        Бронникова, Л.М. Самостоятельная работа студентов в условиях реализации стандартов нового поколения в педагогическом вузе /Л.М. Бронникова, Л.А. Одинцова //Электронный научный журнал: Современные проблемы науки и образования// – 2015. – № 5

2.        Бухтоярова, В.И. Самооценка учебной деятельности студентов в адаптационном периоде в медицинском вузе / В.И. Бухтоярова, О.В. Головко // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: сб. науч. тр. по итогам III международной науч.-практ. конф. - Самара. 2016. - С. 19- 22.

3.        Сидорова, Е. Э. Психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы студентов в вузе /Е. Э. Сидорова // Международный журнал экспериментального образования //Выпуск № 9.-2010.- С. 16 - 22.

4.        Одинцова, Л.А.  Дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации стандартов нового поколения /Л.А. Одинцова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2014. – №1. – С.96-99.