19 февраля 2016г.
Поиск новой образовательной парадигмы в России идет в основном в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с ориентацией на интеллектуальные и материальные ценности - без должной заботы о духовности.
Целью нашего исследования, проведенного на базе кафедры медицинской информатики и статистики и кафедры педагогики и психологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, стал анализ показателей, характеризующих личностные ориентации студентов медицинского ВУЗа. Анализ данных показателей приобретает все большую актуальность в связи с необходимостью духовно-нравственного воспитания студентов, особенно будущих врачей.
В начале исследования была разработана анкета, охватывающая личностные ориентации студентов, такие как
1. Кто в наибольшей степени влияет на развитие личности
2. Основная цель в жизни:
3. Назови любимого героя:
4. Какие качества характера привлекают в герое
5. Назови свой жизненный девиз:
6. Чего бы тебе в жизни хотелось больше всего?
7. Что бы ты сделал, если бы все смог?
8. Что дает тебе твой ВУЗ?
9. Мои родители помогают мне разобраться в жизненных проблемах
10. Мои преподаватели помогают разобраться во многих жизненных проблемах
11. Мы с преподавателями разговариваем о многих жизненных проблемах
12. Мои друзья помогают разобраться во многих жизненных проблемах
13. При обсуждении важных жизненных проблем в компании сверстников я могу играть активную роль
14. Пол
С помощью метода экспертного оценивания были выбраны наиболее значимые вопросы (выделены в списке полужирным).
Для всех показателей были рассчитаны численные и нормированные оценки лингвистических показателей. Данные оценки для наиболее значимых показателей представлены в Табл.1.
Таблица 1
Численные оценки показателей, характеризующих личностные ориентации студентов.
Лингвистическое значение
показателя
|
Численная оценка
показателя
|
Нормированное значение показателя
|
1
|
2
|
3
|
1. Кто в наибольшей степени влияет на развитие личности
|
семья
|
1,125
|
0,1267
|
ВУЗ
|
4
|
0,4500
|
окружающая среда
|
7,125
|
0,8
|
я-сам
|
8,875
|
1
|
2. Основная цель в жизни
|
окончить ВУЗ
|
3,75
|
0,1229
|
получить хорошее образование
|
7,25
|
0,2377
|
достичь запланированного
|
8,625
|
0,2827
|
достичь духовного и
материального благосостояния
|
9,875
|
0,3237
|
успех в жизни
|
12
|
0,3934
|
не толстеть
|
18,5
|
0,6065
|
иметь хорошую работу
|
23,25
|
0,7622
|
не определился
|
30,5
|
1
|
6. Чего бы тебе в жизни хотелось больше всего?
|
любви и счастья
|
2
|
0,0898
|
начать взрослую жизнь
|
6
|
0,2696
|
ВУЗ, работа, семья
|
8,5
|
0,3820
|
достичь успеха
|
10,125
|
0,4550
|
благополучия
|
11,125
|
0,5000
|
выучиться
|
14,25
|
0,6404
|
встретить настоящую любовь
|
17,5
|
0,7865
|
красивой жизни
|
22,25
|
1,0000
|
8. Что дает тебе твой ВУЗ
|
образование и общение
|
1,75
|
0,2153
|
основа для будущего
|
3,125
|
0,3846
|
ум, знания
|
4,625
|
0,5692
|
ничего
|
8,125
|
1,0000
|
9. Мои родители помогают мне разобраться в жизненных проблемах
|
полностью согласен
|
2,5
|
0,1724
|
скорее согласен
|
3,625
|
0,2500
|
затрудняюсь ответить
|
6,375
|
0,4396
|
скорее не согласен
|
9,75
|
0,6724
|
не согласен
|
14,5
|
1
|
14. Пол
|
юноша
|
1
|
1
|
Был проведен корреляционный анализ всех показателей личностных ориентаций студентов, фигурирующих в анкете.
Корреляционный анализ показал, что показатель «кто в наибольшей степени влияет на развитие личности» имеет достоверную сильную связь с фактором «что дает тебе твой ВУЗ» (0,98). Показатель «основная цель в жизни» имеет достоверную сильную взаимосвязь с такими показателями, как «любимый герой» (коэффициент корреляции 0,98), «качества характера, привлекающие в герое» (0,94), «жизненный девиз» (0,92), «чего хотелось в жизни больше всего» (0,98), «Что бы ты сделал, если бы все смог» (0,92). Показатель «любимый герой» достоверно коррелирует с «качествами характера любимого героя» (0,96), «жизненным девизом» (0,94), «чего бы тебе хотелось в жизни больше всего» (0,98), «что бы ты сделал, если бы все смог» (0,95). Показатель «качества характера, привлекающие в герое» имеет достоверную прямую линейную связь с фактором «жизненный девиз» и «что бы ты сделал, если все смог» (коэффициент корреляции равен 1).
На следующем этапе нашего исследования был разработан интегральный показатель, характеризующий личностные ориентации студентов.
Сам интегральный показатель представляется в виде свертки:
rij – оценка j-го эксперта, n – количество параметров, m – число экспертов, xi – балльная оценка показателя. В нашем случае были рассчитаны веса wi и получена следующая модель интегрального показателя: Y=0,308*x1+0,325*x2+0,233*x6+0,158*x8+0,150*x9+0,075*x14, (3)
где x1, x2, x6, x8, x9, x14 - значения нормированных оценок отобранных показателей.
Модель работает следующим образом: после анкетирования студента из Табл.1 отбираются вопросы 1, 2, 6, 8, 9, 14. Согласно предложенному ответу выбирается значение нормированной оценки из приведенной таблицы и подставляется в модель (3). Согласно полученному результату и сравнению его со значениями, представленными в Табл.2, делается вывод об уровне личностных ориентаций у студентов.
Таблица 2
значение интегрального показателя уровня личностных ориентаций у студентов
|
низкий уровень
|
0..0,3
|
средний уровень
|
0,31..0,7
|
высокий уровень
|
0,71..1
|
Таким образом, разработанный показатель уровня личностных ориентаций у студентов медицинского ВУЗа апробирован в условиях педагогического процесса на кафедре медицинской информатики и статистики и кафедре педагогике и психологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко и показал высокую эффективность определения уровня личностных ориентаций у студентов.
Список литературы
1.
И.Э. Есауленко. Технологический подход в педагогическом процессе как необходимое условие совершенствования качества высшего медицинского образования / И.Э. Есауленко, И.Е. Плотникова, С.В. Колотий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. Т.!2, №3-2. С.299-302.
2.
Набродов Г.М., Филозоп А.А. Духовно-нравственные компетентности врача / Современные тенденции в образовании и науке. Сб-к научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 26 частях. 2012. С.105-106.
3.
Петрова Т.Н. Сравнительный анализ состояния здоровья студенческой молодежи в зависимости от профиля ВУЗа /Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. № 3. С. 804-809.
4.
Петрова Т.Н. Комплексный подход к оценке состояния здоровья студентов медицинского ВУЗа/Т.Н. Петрова, О.В.
Судаков // Системный анализ и управление
в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. № 1. С. 121-128.
5.
Есауленко И.Э. Мониторинг здоровья учащейся молодежи на основе компьютерных технологий / И.Э. Есауленко, Т.Н. Петрова, О.В. Судаков //Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2014. Т. 13. № 2. С. 483-487.
6.
Сравнительный анализ личностного развития студентов 6 курса и ординаторов 1 и 2 года обучения / Т.Н. Свиридова, О.В. Судаков, И.Е. Плотникова, Н.Ю. Алексеев,
В.В. Овсянникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-2. С. 89-97.
7.
Елизарова И.О. Оценка адаптационных возможностей студентов медицинского ВУЗа с учетом метеорологических факторов/ Елизарова И.О., Фурсова Е.А. // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2015. Т. 14. № 1. С. 184-188.