Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕСТО ЛОГИКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Гуманитаризация системы высшего образования – необходимая тенденция современной культуры [1], обусловленная объективными требованиями нынешней эпохи с ее выведением на первое место человека, его личности, норм и ценностей, недопустимостью узкопрофессионального и узко технократического подходов к решению сложных проблем, синергетическим взаимодействием науки, экономики, культуры [2]. В этих условиях особое место занимает логика как наука о принципах и нормах правильного рационального мышления.

Рациональное мышление, как мышление при помощи понятий и слов по законам логики, является неотъемлемым компонентом культуры и сознания любого человека, тем более, профессионала [3]. Специфика рационального логичного мышления заключается в том, что законы логики одинаковы для людей любой национальности, рода  занятости, профессии, для  любого вида  деятельности, как  практической, так и теоретической. Тем самым логика включает в себя общекультурный компонент. Но, кроме этого, она включает и методологический, общенаучный компонент, являясь одним из основных инструментов  познавательной деятельности, содержа основополагающие нормы и принципы, которые определяют структуру мышления.

Уникальность логики заключается в широте как ее предмета, так и ее опытной базы. Поскольку законы логики присутствуют в любой мыслительной деятельности человека, логика может обращаться к опыту любой научной и вненаучной осмысленной деятельности для обоснования своих концепций.

Человек воспринимает нормы логически правильного мышления в процессе общения с другими людьми и интуитивно их использует. Тем не менее, для того, чтобы систематизировать и прояснить эти нормы, упорядочить процесс их использования, интенсифицировать интеллектуальный рост человека [4], дать ему возможность овладеть познавательными функциями языка, - для решения  этих задач необходимо изучение логики в системе образования. Логика методологически дисциплинирует рациональное мышление, которое осуществляется на основе языка как знаковой системы; изучая логику, человек овладевает важнейшими знаниями и умениями доказательно, аргументировано излагать свои взгляды, отстаивать свою позицию, опровергать и критиковать ошибочные воззрения и концепции, формулировать точные и ясные определения, обучается четко, по существу, задавать вопросы и давать на них ответы, строить правильные умозаключения и делать выводы из них. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: значение логики в жизни человека и, в частности, в образовательном процессе, практически никем не оспаривается [5], однако, в гимназиях и лицеях логику изучает лишь небольшая, «элитарная», часть школьников, а в высших учебных заведениях, за исключением будущих специалистов по этой дисциплине, с логикой знакомятся, как правило, только будущие преподаватели философских дисциплин, политологи и юристы [6]. Студенты, обучающиеся сегодня на экономических факультетах, в основном, логикой владеют только на интуитивном уровне, и это может отрицательно сказаться и на образовательном процессе, и на их профессиональной деятельности.

В условиях ориентации школьников на подготовку к успешной сдаче выпускных экзаменов, задача обучения искусству  мыслить остается на периферии современной школьной программы. Одной из самых важных, фундаментальных частей процесса «социализации» будущих специалистов является обучение их нормативной науке о правильных формах мышления, рассуждения, аргументации, регулирующей интеллектуальную познавательную деятельность людей - логике. Логика является неотъемлемым компонентом любой науки, как гуманитарной [7], социально-экономической, так и естественной или технической, любой отрасли образования, в частности, экономического образования, а также бизнес-деятельности.

Во-первых, логический подход к исследованию экономических явлений и процессов есть условие постижения их сущности. В результате применения логических методов формируются понятия – экономические категории, формулируются экономические законы. Уже в трудах Аристотеля мы видим результат применения формальной логики к познанию природы экономических явлений, что нашло свое выражение в формулировании ряда экономических категорий, таких как обмен, деньги, собственность, хозяйство, значение которых позднее многократно изменялось и уточнялось. Чтобы сформулировать экономические законы, как и законы любой науки, единичные факты необходимо обобщать при помощи метода индукции, логического умозаключения от частных, единичных случаев к общему выводу, и классифицировать при условии точного соблюдения правил логической операции деления. Обобщения, в свою очередь, можно проверять, в том числе с помощью дедукции, логического умозаключения от общих суждений к частным выводам. Хорошо известно, что сегодня важнейшую проблему отбора, обработки, выявления сущности и анализа экономической информации усугубляет отнюдь не ее недостаток, а, напротив, избыток, включая разнообразные интернет-ресурсы. В свете этого, данная функция логики приобретает большую актуальность.

Во-вторых, логика позволяет систематически упорядочить весь имеющийся «корпус» экономических знаний, организуя как содержание конкретных дисциплин, так и совокупности отдельных дисциплин данной области научных знаний. Например, по оценке исследователей, известный ученый в области маркетинга Ф. Котлер сделал стержнем маркетинговой системы логические связи и зависимости, и благодаря этому система науки маркетинга в целом может прирастать новыми компонентами, двигаться в своем развитии в новых направлениях. В процессе обучения в экономическом вузе студент встречается с множеством ловушек, в которые могут попасть как начинающий экономист, так и  любой другой человек, пытающийся толковать экономические проблемы с точки зрения «обыденного сознания»[8]. К. Макконнелл и С. Брю указывали, что логические ошибки в экономическом мышлении препятствуют последовательному овладению «экономикс». Логика дает возможность структурировать получаемые знания, изучать экономику систематически.

В-третьих, следует выделить методологическую функцию логики. Применение логики не только обусловливает достижение цели научного познания, понимания категорий и законов, и предоставляет возможность систематизации знаний, но и определяет последовательность изложения материала. Так, тот же Ф. Котлер в Предисловии к «Основам маркетинга» упомянул в качестве одного из своих принципов следующий тезис: само изложение учения, «повествование», должно развиваться логически. Методологическое значение логики становится особенно заметным в периоды «смены парадигм», изменения гносеологических предпосылок, ценностных установок, методологии и методики научного исследования. Логика изложения истории развития общества в целом [9] и обусловленной ею эволюции экономической истории, в частности, также имеет важное значение.

Большое значение для студентов-экономистов имеет также знание логических основ аргументации [10], оно не менее важно, чем, к примеру, знание математики для студентов технических вузов.



Список литературы

1.      Яблочкина И.В. Реализация компетентностного подхода в преподавании истории в университете // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2015. № 4. С. 104-110.

2.      Васякин Б.С. Концепция управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза // Предпринимательство. 2007. № 5. С. 112-114.

3.      Васякин Б.С., Пожарская Е.Л. Развитие управленческих компетенций современными тренинговыми методами // Теория и методика профессионального образования. Сборник материалов международного научного е-симпозиума (Электронный ресурс). Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. С.125-137.

4.      Гусейнов Ф.И. Экзистенция как предмет философии // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5. № 4 (22). С. 94-97.

5.      Яблочкина И.В., Меламуд М.Р. Преподавание отечественной истории на факультете дистанционного обучения: опыт и проблемы // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.2006.№ 2.С.3-7.

6.      Корнилова И.М. Проблемы и противоречия в развитии высшего образования в России в конце XIX - начале XX в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 1 (42). С.19-24.

7.      Гусейнов Ф.И. Введение в философию Габриэля Марселя// Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 2. № 4. С. 29-34.

8.      Корнилова И.М. Высшее образование в России в 1990-е гг. ХХ в.// Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 7. С.117-121

9.      Яблочкина И.В. Политическая история. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям / И.В. Яблочкина, А.Н. Евтушенко; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская экономическая акад. им. Г.В. Плеханова" (ГОУ ВПО "РЭА им. Г.В. Плеханова"). Москва, 2008.

10.   Корнилова И.М. Вузы национальных республик Поволжья на современном этапе // Вестник Прикаспия: археология, история, этнология. 2010. №2. С.172-177.