Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В XXI веке осуществляется переориентация  системы высшего образования на новые ценности, определяемые гуманизацией педагогического процесса и межличностных отношений. В настоящее время перед вузами ставится  ответственная  задача – подготовить специалистов  новой формации с учетом современных требований, используя новые методы, приемы, технологии. Выпускник высшей школы должен стать конкурентоспособной личностью, что предполагает высокий уровень общего развития, владения коммуникативными умениями, высоким профессионализмом, умениями принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться в изменяющихся условиях. [1]

Перспективы современной экономики определяются переходом к новому этапу развития производительных сил, где будут превалировать наука, образование, сфера услуг и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет первостепенно определяться использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления. На передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек – его интеллектуальный потенциал. Интеллектуальный капитал стал самым значимым ресурсом инновационного развития общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно- технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала. [2]

Образование и наука являются одними из основных отраслей инновационной деятельности. Поэтому, с переходом на инновационный путь развития, выдвигаются новые требования к организации профессионального образования. [1]

Поэтому тезис «образование через всю жизнь» для людей должен стать, по сути, образом повседневной жизни. Человек учится в буквальном смысле слова каждый день, приобретая все новые и новые компетенции – профессиональные, общекультурные, трудовые, познавательные и др.

В настоящее время в условиях инновационного развития экономики и общества основным ресурсом становится мотивированный мобильный высококвалифицированный специалист-профессионал.

Основы профессионализма закладывает в абитуриента и в последующем молодого специалиста общество, которое постоянно обучает его в течение всей жизни в разных формах профессионального образования. Но окончательно формирует и шлифует себя как профессионал сам человек, вырабатывая определенные для себя индивидуальные эталоны и стратегии развития и профессионального поведения. [3]

Профессионализм – это мера и степень совершенства человека в своей профессиональной деятельности, глубокое доскональное знание своего дела и умение делать его хорошо и эффективно. Однако это не только высший уровень знаний, это определенная система ценностей, человека, отношение его к людям, к себе, к представлению своего места в профессиональном обществе.

Анализируя данные различных социологических опросов, работодатели отмечают, что для успешного трудоустройства молодых специалистов необходимо наличие как профессиональных, так и личностных компетенций. Среди причин, мешающих молодым специалистам трудоустроится, работодатели отмечают отсутствие профессионального опыта, высокие амбиции вчерашних студентов, несоответствие уровня их профессиональных знаний требованиям рынка труда, слабую мотивацию к труду. [3]

Введение Федеральных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) и формирование образовательных программ, адекватных современным экономическим требованиям и потребностям труда, должны способствовать устранению перечисленных выше негативных тенденций и вывести качество образования на новый более высокий уровень.

В основе Федеральных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) лежит компетентностный подход как идеология и методология решения проблемы, который раскрывает основную идею, главные цели, принципы, этапы и механизмы достижения целей.

При компетентностном подходе цели образования, как и его ожидаемые результаты, отражены в терминах компетентностей и компетенций. Рассмотрим содержание этих понятий.

Компетентность – личностная характеристика, отражающая способность решения задач и готовность к своей профессиональной деятельности в той или иной сфере. Основной показатель компетентности отражается соответствием индивидуальных показателей работника ожиданиям работодателя и общества. Понятие компетентности включает не только обучающую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. [3]

Компетенция – совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик, которые задаются работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника.  Различают компетенции профессиональные  и личностные. В теории считается, что для успешной работы нужны профессиональные компетенции, которые первоначально формируются в вузе. Но как показывает практика, личностные компетенции не менее важны, они весьма важны для достижения карьерного роста. Ситуацию с подготовкой молодых специалистов можно улучшить, если целенаправленно работать не только над формированием профессиональных компетенций, но и развивать личностные компетенции в учебном процессе.

Таким образом, развитие компетенций, как профессиональных, так и личностных позволит повысить конкурентоспособность и востребованность молодых специалистов на рынке труда. [2]

Формирование современного мотивированного и востребованного на рынке труда специалиста, обладающего новым мировоззрением и фундаментальными знаниями, владеющего комплексом компетенций - основная цель высшего образования на современном этапе развития общества. Более всего методологически обоснованным в реализации данной цели в современном образовании является компетентностный подход.

 

Список литературы

1.      Горева, Е.А. Метод проектных технологий как фактор активизации самостоятельной работы студентов [Текст]: сб. материалов II научно-практической конференции ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава» Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации (11 февраля 2011 г.)/ Челябинск, 2011.- С.22-23.

2.      Мильнер, Б.З. Управление знаниями [Текст] / Б.З. Мильнер. - М.: Инфра-М, 2003.-178 с.

3.      Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / Под ред. Я. Кузьминова. И. Фрумина. - М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 336 с.