Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Под инновациями (innovation – введение извне) следует понимать внутренние изменения (in – внутри) системы, разработку и реализацию разнообразного вида нового, которое порождает существенные положительные изменения в социальной реальности.

Педагогические инновации, это инновации в области педагогики, направленные  на целеустремленное прогрессивное изменение, в результате чего в образовательной организации вводятся новшества, повышающие производительность, как отдельных компонентов, так и всей системы образования в целом.

Педагогические инновации могут реализовываться с учетом внутренних ресурсов образовательной организации, то есть интенсивный путь развития  и через дополнительные инвестиционные ресурсы:  новые объекты, оборудование, технологии, инвестиции в основной капитал и другое, то есть через экстенсивный путь развития.

Подключение интенсивных и экстенсивных путей развития в педагогическую систему позволяет реализовывать интегративные инновации, выстраивающиеся на пересечении разнообразных образовательных подсистем и их многоуровневых компонентов.

Интегрированные инновации не будут казаться надуманными, как чисто внешняя деятельность и произведут глубокие преобразования внутреннего содержания системы. Усилив важные места педагогической системы новейшими технологиями и инновациями, можно поднять ее на новый уровень эффективности [11].

Педагогическая наука рассматривает следующие основные инновационные направления и объекты:

–      концептуальные и стратегические изменения в сфере развития образовательного процесса в образовательных организациях;

–      разработка новых и совершенствование сложившихся педагогических технологий обучения и воспитания обучающихся;

–      совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

–      повышение уровня педагогической подготовки и повышение квалификации педагогических работников;

–      разработка новых современных архитектурных моделей образовательного процесса [6].

Инновации могут возникать на различных уровнях. Для обеспечения наивысшего уровня внедрения инноваций, необходимо их влияние на всю образовательную систему. Передовые инновации имеют научное обоснование и способствуют развитию практики. Теория инноваций и инновационных процессов для педагогической науки является принципиально новой и важной областью. Педагогическая наука признает реформы инновационными, если они направлены на радикальное изменение и совершенствование механизмов функционирования всей образовательной системы.

Имеется определенный алгоритм реализации педагогических инноваций. П.И. Пидкасистый определил следующие стадии разработки и внедрения образовательных инноваций:

–      всесторонний обзор и оценка качества образовательной системы, чтобы определить необходимость реформы с использованием социальных механизмов, экспертиза должна подвергнуть всю педагогическую систему, по результатам которой необходимо установить, что ее требуется реформировать как устаревшую, неэффективную, нерациональную;

–      поиск упреждающих образцов педагогического решения, которые было бы возможно использовать для создания инновационных моделей, на основе изучения передовых педагогических технологий, для этой цели необходимо найти материал, который мог бы быть использован для создания новых педагогических конструкций;

–      комплексный анализ научных исследований, содержащих творческое решение фактических проблем педагогики, для этой цели может быть использован мировой опыт в этой области;

–      проектирование инновационной педагогической модели всей системы или ее части, создание проекта с конкретными инновационными заданными свойствами, имеющими отличие от традиционных вариантов;

–      выполнение интеграционных реформ предполагает персонализирование проблемы, выявление виновных, установление необходимых средств решения проблемы, а также формы контроля;

–      перед введением инноваций в практическое поле применения важно правильно понимать их эффективность и практическое значение;

–      при построении механизма внедрения инновации в практическую деятельность необходимо использовать разработанные общие педагогические алгоритмы, предполагающие использование таких мероприятий, как: изучение тех участков практики, которые требуют обновления или замены; моделирование инновации, основанное на анализе опыта и научных данных; разработка и проведение эксперимента; оценка результатов; корректировка выявленных погрешностей; проведение итогового контроля;

–      при введении в профессиональную лексику новых или переосмыслении прежних понятий, важно опираться на принципы теории отражения и диалектической логики;

–      важно защитить педагогические инновации от псевдонаваторов, необходимо придерживаться принципа эффективности и обоснования инноваций [10].

Факты свидетельствуют, что иногда расходуются большие интеллектуальные и социальные силы, тратятся материальные ресурсы на совершенно пустые, или даже приносящие вред, реформы. Потери от них бывают невосполнимыми, исходя из этого, нельзя поощрять ложное педагогическое новаторство.

Для процессов инновации могут существовать и реально существующие барьеры, которые выделил В.И. Андреев:

− наличие консерватизма у определенной части педагогических работников, особенно опасен консерватизм в управлении образовательных организаций и органов управления образованием;

− дефицит творческих  педагогических  работников и денежных ресурсов для  поддержки и стимулирования педагогических инноваций;

−  неблагоприятные социальные и психологические условия в конкретной образовательной организации [1].

Организуя инновационную деятельность необходимо учитывать, что:

−  педагогика передает не сам опыт (технологию), а ту мысль, которая выделяется из опыта;

−  весь      предшествующий     опыт     педагогический     работник     пропускает     через     свое     сознание, сформировавшиеся отношения и взгляды, привычные стереотипы деятельности, чтобы выработать собственный метод, который бы соответствовал своему личностному и профессиональному развитию;

− инновации должны быть хорошо прописаны, убедительны и достаточно реальны для образовательных потребностей общества, они должны успешно вкладываться в реальные задачи, технологии и цели образования;

− инновации должны захватить сознание и ресурсы всех или большинства педагогических работников образовательной организации;

−  инновации     необходимо    стимулировать    морально    и     материально,    необходимо    юридическое сопровождение инновационной деятельности [2].

Исходя из вышесказанного следует, что вопрос о внедрении педагогических инноваций в образовательный процесс образовательных организаций является приоритетным направлением их деятельности. Необходимы комплексные, целеустремленные и прогрессивные изменения, направленные на повышение профессионального уровня, как отдельных частей, так и всей системы образования в целом. Инновации должны иметь четкие направления, быть убедительными и носить практический характер, они должны быть направлены на реализацию конкретных целей, задач и технологий.

Инновационный процесс, это совокупная деятельность, позволяющая создавать, осваивать, использовать и распространять новшества. Инновационный процесс в образовательной сфере, это процесс обновления и изменения образовательных концепций, содержания программ обучения, внедрения новых методов, способов и приемов обучения и воспитания обучающихся. Инновационные процессы в образовании содержат две основополагающие педагогические проблемы:

− анализа, систематизации и распространения передовых педагогических технологий и опыта педагогической деятельности;

− внедрения психолого-педагогических научных достижений в поле практической деятельности [9].

Таким образом, предмет нововведений, механизмы и содержание процессов инноваций, должны находится на одном уровне, объединяя два тесно связанных между собой процесса, которые ранее рассматривались раздельно, то есть  инновации являются результатом использования новшеств, образовавшихся в результате соединения теории с практикой. Все это усиливает значение деятельности по управлению процессами, связанными с созданием, освоением и использованием педагогических инноваций.

Инновации в образовании это процесс, связанный с совершенствованием совокупных методов, приемов, способов, средств и педагогических технологий обучения. Именно сейчас, одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций Российской Федерации является деятельность, связанная с активным поиском, разработкой и внедрением в образовательный процесс педагогических инноваций. Это вызвано тем, что данный показатель повышает конкурентоспособный рейтинг образовательной организации, ее имидж и привлекательность на рынке образовательных услуг, способствует выработке направлений научного роста педагогических работников, участвует в личностном росте обучающихся.

Для того, чтобы формировать инновационную направленность, необходимо использовать определенные критерии, которые бы позволяли делать выводы о результативности той или иной инновации. Исходя из анализа имеющегося опыта педагогических исследований, можно выделить следующие критерии педагогических инноваций:

−  уровень новизны;

−  степень оптимальности;

−  результативность;

−   возможности использования инновации в практической деятельности [4].

Новизна выступает главным критерием любой инновации. Она имеет одинаковое отношение как к научным педагогическим исследованиям, так и к передовому педагогическому опыту.

Образовательные инновационные процессы следует рассматривать в сочетании с той социальной обусловленностью, которая их определяет:

− как система образования соответствует жизненным социальным потребностям;

− как согласуются внутренние части системы образования, и как общество оценивает каждый ее структурный элемент;

−  как образование нацелено на поступательное общественное развитие.

И.П. Подласый считает, что образовательная организация является инновационной, если педагогический процесс в ней организован на основании принципа природосохранности. Эволюция педагогической системы имеет гуманистический вектор направленности, это способствует тому, что организуемый учебный процесс в образовательной организации не приводит к перегрузке обучающихся и педагогических работников. Улучшение результативности образовательного процесса достигается за счет использования скрытых резервов образовательной системы и не может рассматриваться только, как следствие использования дорогостоящего мультимедийного оборудования [7].

С помощью данных критериев возможно определить фактическую степень инноваций, которые осуществляются в любой образовательной организации.  Образовательные организации,  где  внедряются инновации, отличаются от традиционных тем, что работа в них осуществляется на основе внедрения в образовательный процесс принципов: гуманизации, демократизации, индивидуализации и дифференциации.

В педагогической теории обучения инновационным называется обучение, которое опирается на профессиональное развитие личностных качеств обучающихся. Инновационными технологиями являются те способы обучения, которые формируют навыки в отношениях и взаимодействиях обучающего и обучающегося как субъектов учебной деятельности. Суть их заключается в том, что они основываются не только на восприятии, памяти, внимании, а прежде всего на творческой продуктивности мышления, поведения и общения. Инновационный процесс обучения организован таким образом, чтобы обучающиеся учились:

−  общению и взаимодействию с другими людьми;

−  мыслить критически;

−  решать сложные задачи в условиях меняющейся ситуации;

− анализировать возникающие профессиональные задачи и соответствующую информацию [12].

Современные инновационные технологии обучения существенно изменили содержание процесса обучения:

− обучаемые приобрели статус обучающихся, в результате чего они перешли из категории объекта воздействия, в категорию субъекта взаимодействия

−  изменилась роль информации, она стала средством для развития действий и взаимодействий.

Все инновационные технологии обучения можно разделить на: имитационные и не имитационные. Имитационные технологии реализуются посредством имитационного или имитационно-игрового моделирования, то есть создания ситуаций, приближенных к реальным. Не имитационные технологии реализуются без моделирования тех ситуаций, которые изучаются.

Предполагается необходимым рассмотреть некоторые формы и методы интерактивных технологий обучения:

1.      Проблемная лекция, связана с моделированием проблемной ситуации с последующим ее решением. Противоречия, в такой лекции, модулируются через формулирование теоретической концепции. Главная цель, которую преследует такая лекция, это приобретение обучающимися знаний, в процессе действенного их участия в процессе рассмотрения вопросов, выносимых на обсуждение. Для обсуждения могут быть смоделированы ситуации, связанные с научными, социальными, профессиональными проблемами. Правильно сформулированные проблемные ситуации подвигают обучающихся к активной умственной деятельности, которые пытаются ответить на поставленные вопросы, повышается интерес к излагаемому материалу, активизируется внимание обучающихся.

2.      Семинар-дискуссия связан с мозговым штурмом, целью которого является решение проблемы, путем поиска рационального решения. Он проводится в форме диалога участников семинара. Это способствует высокой умственной деятельности, привитию навыков ведения публичного обсуждения проблемы, выработке умения отстаивать свои убеждения и взгляды, ясно и логично высказывать свою точку зрения. На таких семинарах функции и роли, которые выполняют обучающиеся, могут быть разными [5].

3.      Семинар-диспут, является одним из сложных методов обучения. Он используется в тех случаях, когда необходимо проанализировать проблемную ситуацию, сформулировав при этом однозначный ответ, имеющий альтернативный ответ. В целях вовлечения всех участников семинара-диспута в активный разговор целесообразно, в ходе прений, использовать технику совместного обучения и учебного сотрудничества. Эта техника основана на взаимном обучении с обучающимися, работа вместе в небольших группах. Основная идея образовательного сотрудничества проста: обучающиеся складывают, в единое целое, свой интеллектуальный потенциал, для выполнения общей задачи или реализации совместной цели по решению проблемы. Работа в учебной группе может осуществляться следующим образом:

−  формулирование проблемной ситуации;

−  формирование малых групп по 5-7 обучающихся;

−  обсуждение проблемы в малых группах;

−  представление результатов решений малых групп на обсуждение всей учебной группы.

4.      «Мозговой штурм» направлен на то, чтобы собрать как можно больше идей и освободить обучающихся от инерции мышления, активизировать их творческое мышление, помочь им преодолеть обычный ход мысли в решении проблем. «Мозговой штурм» может способствовать генерированию новых эффективных идей в учебной группе.

5.      Дидактическая игра  является важным средством совершенствования процесса  обучения. Во время дидактической игры обучающиеся должны выполнять такие же действия, которые у них могут возникнуть в последующей профессиональной деятельности, в результате происходит накопление, обновление и преобразование знаний и навыков, приобретается практический опыт и происходит личностное развитие обучающихся [8].

6.      Стажировка, то есть исполнение ролей, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Это метод активного обучения, в котором модель действует, как сфера профессиональной деятельности в реальной действительности и главным образом она направлена на производственное моделирование. Главным содержанием стажировки является усвоение знаний под контролем руководителя стажировки, который является реальным организатором деятельности в практических условиях.

7.      Имитация, это обучение, которое подразумевает наличие определенных профессиональных навыков для работы с различными техническими агрегатами и устройствами, профессиональную деятельность, при этом, имитируют различные тренажеры, технические средства и устройства. Имитация представляет собой практическое упражнение, которое содержит элементы проектирования, строительства технологических, социальных и других видов проектов в условиях игры, воссоздание их в реальной действительности. Этот метод имеет высокую степень индивидуальных и комбинированных программ, разработанных для обучающихся. Создание единого группового проекта требует от обучающихся знания каждой технологии в процессе проектирования, а также способности войти в контакт и поддерживать межличностные отношения для решения профессиональных вопросов [3].

8.      Компьютерные технологии в обучении заключаются в использовании в образовательном процессе информации собранной, обработанной, хранящейся и передающейся при помощи современных информационных систем. В современных компьютерных технологиях, компьютер выполняет следующие основные функции:

− он является важнейшим средством оказания помощи обучающимся в получении необходимой информации и для подготовки к занятиям;

− он выполняет роль дополнительного источника получения информации субъектами образовательного процесса;

−  он является средством для осуществления контроля за уровнем усвоения знаний обучающимися;

− он выполняет роль универсального тренажера, для проведения практических и групповых занятий с обучающимися;

− он активно используется для проведения деловых игр, проведения тестирования и образовательных экспериментов по изучаемым учебным дисциплинам;

− он является одним из важнейших элементов рабочего места будущего профессионала, в его практической деятельности.

9.      На современном этапе во многих образовательных организациях разрабатываются и используются, в качестве отдельного программного обеспечения для образовательных целей, автоматизированные системы обучения в различных учебных дисциплинах. Автоматизированная система обучения включает в себя такие сложные элементы, как: теоретическую базу, практическую базу, специально разработанное программное обеспечения, которые позволяют управлять процессом обучения. Появление операционной системы нового поколения позволило, в области профессиональной подготовки, использовать ее новые возможности. Кроме того, стало возможным широкое использование чертежей, графиков, карт, рисунков, фотографий, таблиц и диаграмм. Использование элементов компьютерной наглядности значительно повысило уровень профессиональной подготовки обучающихся, позволило улучшить понимание и усвоение ими информации. Повышение производительности персональных компьютеров позволило увеличить использование мультимедийных технологий на достаточно широком уровне.

10.   Новые перспективы профессионального образования открывают гипертекстовые технологии. Гипертекст (hypertext, сверх текст), система гипертекста, это совокупная разнообразная информация, которая располагается на разных электронных носителях, как на файлах, так и на компьютерах. Главная особенность гипертекста заключается в том, что возможно переходить на так называемые гиперссылки, которые выглядят либо как специально сформированный текст, либо как графическое изображение.

Современной системе обучения гипертекст предлагает удобные условия обучения, в которых легко найти необходимую информацию, вернуться к уже изученному материалу. Автоматизированные системы обучения, основанные на гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшее обучение не только из-за наглядности информации, гипертекст дает обучающемуся возможность выбора вариантов изучения необходимого материала. Обучающие системы гипертекста предоставляют возможность работать с информацией так, что обучающемуся, после графических или текстовых ссылок предоставляется возможность пользоваться различными схемами для обработки материалов [13].

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день необходимо внедрение современных инновационных технологий в педагогический процесс образовательных организаций Российской Федерации, с учетом специфики будущей профессии обучающихся и социальных запросов общества к образовательной системе, по подготовке высоко компетентных и профессионально грамотных специалистов.

 

Список литературы

1.      Виневская А.В. Педагогические технологии. Вопросы теории и практики внедрения. - Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 256 с.

2.      Гурьев М.Е. Технологии прогнозирования и проектирования как фактор инновационного педагогического процесса в ВУЗе. В сборнике: Инновации в технологиях и образовании. Сборник статей участников VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева». - Белово, 2014. - С. 128-132.

3.      Дутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Козачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии. Основная школа. - СПб.: КАРО, 2015. - 176 с.

4.      Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник. - М.:

Дашков и Ко, 2014. - 304 с.

5.      Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - М.: КАРО, 2008. - 368 с.

6.      Коржунов А.В., Садыкова А.Р. Педагогический поиск. Теория, методология, прикладные аспекты. - М.: Либроком, 2014. - 200 с.

7.      Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. - М.: Академия, 2014. - 160с.

8.      Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 360 с.

9.      Олейников В.С., Хальзов В.И., Душкин А.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие / под общ. ред. В.Я. Слепова. - СПб.: СПбУМВД России, 2014. - 136 с.

10.   Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Шелихова Н.И., Гогоберидзе А.Г., Голованова Н.Ф., Бабаева Т.И., Горшкова Е.А., Репкин В.В., Зверева М.В. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Учебник. - М.: Академия, 2004. - 512 с.

11.   Сухомлин В.А., Шайденко Н.А., Якушин А.В. Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров. - М.: Синергия, 2007, 128 с.

12.   Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

13.   Чошанов М.А. Инженерия обучающих технологий. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2011. - 240 с.