Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Авторы:
Город:
Истра
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Ключевые слова: образовательные учреждения. Система обучения. Антитеррористическая безопасность.


Аннотация. В статье анализируются основные формы и организация практического обучения антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях.

Основными практическими формами обучения являются:

-   локальная тренировка;

-   объектовая тренировка;

-   штабная тренировка;

-   тактико-специальное учение;

-   инструкторско-методического   занятие.

Во время подготовки и проведения тренировок или учений  возможно использование следующей системы обучения сотрудников и учащихся:

-проведение совещания;

-   проведение инструктажей;

-   проведение инструкторско-методического занятия;

-   контрольная проверка знаний, обязанностей участников тренировочной эвакуации.

Отдельные вопросы практической подготовки учащихся     отрабатываются во время проведения олимпиад по ОБЖ, конкурсов, викторин, тематических уроков, экскурсий в ОМВД и ФСБ.

В  статье        предлагается   алгоритм   подведения итогов   практического   обучения  вопросам антитеррористической безопасности.

Одним из основных факторов успешного противодействия терроризму является систематическое и комплексное обучение всех категорий граждан умелым действиям при угрозе или при совершении теракта. В образовательных учреждениях накоплен богатый опыт, обеспечивающий компетентное и качественное обучение сотрудников и учащихся. Вместе с тем, не всегда используются все возможности при подготовке и обучении антитеррористической безопасности.

Основными планирующими документами обучения вопросам антитеррористической безопасности в образовательных заведениях являются:

-   План основных мероприятий образовательного учреждения.

-   Приказ на организацию  антитеррористической деятельности образовательного учреждения и назначение ответственного лица.

-   График проведения тренировочных эвакуаций в образовательном учреждении.

-   План работы антитеррористической группы образовательного учреждения.

-         План      профилактической     работы     по     предотвращению     террористических     актов     в образовательном учреждении на учебный год.

-    План работы по обеспечению комплексной безопасности      в     образовательном учреждении на учебный год.

-   План работы     по противодействию терроризму и экстремизму в образовательном учреждении на учебный год.

Обучение антитеррористической безопасности учащихся является составляющей образовательного процесса по предмету ОБЖ. В соответствии с примерной федеральной государственной программой основного общего образования выпускник обязан научиться:

·       классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма;

·       адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

·       адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

·       оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации.

Тем самым учащиеся получают достаточные знания и первичные умения    при возможной угрозе взрыва (при взрыве) и при захвате в заложники.

Как показывает опыт, практические умения учащихся и сотрудников по данным вопросам  не всегда отвечают предъявляемым требованиям. С этой целью необходимо    использовать весь спектр форм обучения.

1.1.     Основными формами        в  системе  практического  обучения  сотрудников и учащихся антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях являются:

-       локальная        тренировка  -  занятие,  предназначенные  для  выработки,   поддержания  и совершенствования у сотрудников и учащихся, общих и специальных навыков.      В локальной тренировке принимает участие только часть учащихся и сотрудников образовательного учреждения. Она проводится, если невозможно привлечь для проведения занятия весь коллектив образовательного учреждения;

-        объектовая  тренировка     -  занятие,  предназначенное  для  выработки,   поддержания  и совершенствования у сотрудников и учащихся, общих и специальных навыков. В объектовой тренировке принимают участие все учащиеся и сотрудники образовательного учреждения. На тренировках отрабатываются один, иногда два учебных вопроса. Тренировки проводятся раз 2-3 месяца;

-   штабная тренировка предназначена для приобретения и совершенствования знаний и навыков по выполнению должностных обязанностей в составе АГ и руководителей аварийно-спасательных формирований. В ходе тренировки обучаемые приобретают навыки в разработке документов, проведении расчетов и подготовке предложений и отчетной документации. Во время штабной тренировки сотрудники практикуются  в организации связи (получение и доведение распоряжений).

Она проводится, как правило, один раз в год. Важной составляющей тренировки является умение организовывать взаимодействие с заинтересованными структурами и совместное с ними действия. Штабные тренировки могут проводиться с использованием документации или на объекте;

- тактико-специальное учение предназначено для практической подготовки нештатных формирований, проверки их готовности к выполнению задач в очагах поражения (заражения), при тушении пожара, оказание первой помощи. Учение проводится один раз в три года с обязательным привлечением взаимодействующих ведомств и организаций. Как правило, они проводятся Управлениями образований муниципальных образований с учебными учреждениями и заинтересованными структурами;

-   инструкторско-методического занятия проводятся для выработки единого подхода и использования наиболее эффективных приемов при проведении тренировок и практических занятий. Важное место в занятии отводится разъяснению целей и задач, стоящих перед обучаемыми, а также организации проведения мероприятия. Инструкторско-методическое занятие, как правило, проводят директор образовательного учреждения и заместитель по безопасности, перед проведением локальной или объектовой тренировки;

1.2.        Во время подготовки и проведения тренировок или учений возможно использование следующей системы обучения сотрудников и учащихся:

- проведение совещания администрации образовательного учреждения или антитеррористической группы;

-   проведение инструктажей с различными категориями участников тренировочного занятия:

*администрацией;

*учителями;

*учениками;

* сотрудниками;

* сотрудниками ЧОП;

*техническими работниками.

-   проведение инструкторско-методического занятия;

-   контрольная проверка знаний, обязанностей участников тренировочной эвакуации.

1.3.    Отдельные вопросы практической подготовки учащихся      отрабатываются во время проведения олимпиад по ОБЖ, конкурсов, викторин, тематических уроков, экскурсий в ОМВД и ФСБ.

Важной     составляющей обучения сотрудников и      учащихся антитеррористической безопасности является организация встреч с участками антитеррористических операций и ветеранами боевых действий.

Кроме этого,     для обучения антитеррористической  безопасности в образовательных  учреждениях возможно использовать следующие формы работы:

·          проведение ежегодного Месячника Безопасности и дня против терроризма;

·          проведение инструктажей;

·          проведение совещаний, круглых столов, собеседований по изучению передового опыта;

·               тренировка оповещения должностных лиц при возникновении ЧС;

·               проведение бесед, показ презентаций;

·          совместные мероприятия с сотрудниками МВД, ФСБ, МЧС;

·          изучение нормативно-правовых и руководящих документов;

·          просмотр документальных или учебных видеоматериалов;

·          подготовка и проведение книжных выставок.

1.4.      Важным элементом обучения антитеррористической безопасности сотрудников и учащихся является подведение итогов проведенных тренировок и учений. Умение вскрыть и показать недостатки при проведении мероприятий позволит их избежать в реальной чрезвычайной ситуации. С этой целью ход проводимых мероприятий рекомендуется фиксировать. При этом видеосъемка должна быть спланирована таким образом, чтобы зафиксировать наиболее сложные вопросы мероприятия.

Как показывает опыт с персоналом, проводящим видеосъемку необходимо проводить предварительную работу для определения места съёмки, маршрута движения и на какие вопросы обратить внимание.

Обучение сотрудников и учащихся антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях требует постоянного совершенствования. Совершаемые преступления террористического характера, как показывают последние события, многообразны и глубоко продуманны. Практически всегда, совершаемые теракты индивидуальны и учитывают национальные    и местные особенности.

Всё это необходимо учитывать при планировании и проведении мероприятий, направленных на обучение сотрудников и учащихся действиям при угрозе и совершении терактов.

 

Список литературы

 

1.     Герасимова О.И., Храмов В.Ю. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство /Журнал Основы Безопасности Жизнедеятельности №3, 2013 С.23-27.

2.    Методические рекомендации по противодействию терроризму (для детских учреждений системы образования и социальной защиты Московской области)

3.         Примерные          программы          основного     общего     образования.     Основы     безопасности жизнедеятельности. - М.: Просвещение.