28 января 2017г.
Ключевые слова: образовательные учреждения. Система обучения. Антитеррористическая безопасность.
Аннотация. В статье анализируются основные формы и организация практического обучения антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях.
Основными практическими формами обучения являются:
- локальная тренировка;
- объектовая тренировка;
- штабная тренировка;
- тактико-специальное учение;
- инструкторско-методического занятие.
Во время подготовки и проведения тренировок или учений возможно использование следующей системы обучения сотрудников и учащихся:
-проведение совещания;
- проведение инструктажей;
- проведение инструкторско-методического занятия;
- контрольная проверка знаний, обязанностей участников тренировочной эвакуации.
Отдельные вопросы практической подготовки учащихся отрабатываются во время проведения олимпиад по ОБЖ, конкурсов, викторин, тематических уроков, экскурсий в ОМВД и ФСБ.
В статье предлагается алгоритм подведения итогов практического обучения вопросам антитеррористической безопасности.
Одним из основных факторов успешного противодействия терроризму является систематическое и комплексное обучение всех категорий граждан умелым действиям при угрозе или при совершении теракта. В образовательных учреждениях накоплен богатый опыт, обеспечивающий компетентное и качественное обучение сотрудников и учащихся. Вместе с тем, не всегда используются все возможности при подготовке и обучении антитеррористической безопасности.
Основными планирующими документами обучения вопросам антитеррористической безопасности в образовательных заведениях являются:
- План основных мероприятий образовательного учреждения.
- Приказ на организацию антитеррористической деятельности образовательного учреждения и назначение ответственного лица.
- График проведения тренировочных эвакуаций в образовательном учреждении.
- План работы антитеррористической группы образовательного учреждения.
- План профилактической работы по предотвращению террористических актов в образовательном учреждении на учебный год.
- План работы по обеспечению комплексной безопасности в образовательном учреждении на учебный год.
- План работы по противодействию терроризму и экстремизму в образовательном учреждении на учебный год.
Обучение антитеррористической безопасности учащихся является составляющей образовательного процесса по предмету ОБЖ. В соответствии с примерной федеральной государственной программой основного общего образования выпускник обязан научиться:
· классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма;
· адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
· адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
· оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации.
Тем самым учащиеся получают достаточные знания и первичные умения при возможной угрозе взрыва (при взрыве) и при захвате в заложники.
Как показывает опыт, практические умения учащихся и сотрудников по данным вопросам не всегда отвечают предъявляемым требованиям. С этой целью необходимо использовать весь спектр форм обучения.
1.1. Основными формами в системе практического обучения сотрудников и учащихся антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях являются:
- локальная тренировка - занятие, предназначенные для выработки, поддержания и совершенствования у сотрудников и учащихся, общих и специальных навыков. В локальной тренировке принимает участие только часть учащихся и сотрудников образовательного учреждения. Она проводится, если невозможно привлечь для проведения занятия весь коллектив образовательного учреждения;
- объектовая тренировка - занятие, предназначенное для выработки, поддержания и совершенствования у сотрудников и учащихся, общих и специальных навыков. В объектовой тренировке принимают участие все учащиеся и сотрудники образовательного учреждения. На тренировках отрабатываются один, иногда два учебных вопроса. Тренировки проводятся раз 2-3 месяца;
- штабная тренировка предназначена для приобретения и совершенствования знаний и навыков по выполнению должностных обязанностей в составе АГ и руководителей аварийно-спасательных формирований. В ходе тренировки обучаемые приобретают навыки в разработке документов, проведении расчетов и подготовке предложений и отчетной документации. Во время штабной тренировки сотрудники практикуются в организации связи (получение и доведение распоряжений).
Она проводится, как правило, один раз в год. Важной составляющей тренировки является умение организовывать взаимодействие с заинтересованными структурами и совместное с ними действия. Штабные тренировки могут проводиться с использованием документации или на объекте;
- тактико-специальное учение предназначено для практической подготовки нештатных формирований, проверки их готовности к выполнению задач в очагах поражения (заражения), при тушении пожара, оказание первой помощи. Учение проводится один раз в три года с обязательным привлечением взаимодействующих ведомств и организаций. Как правило, они проводятся Управлениями образований муниципальных образований с учебными учреждениями и заинтересованными структурами;
- инструкторско-методического занятия проводятся для выработки единого подхода и использования наиболее эффективных приемов при проведении тренировок и практических занятий. Важное место в занятии отводится разъяснению целей и задач, стоящих перед обучаемыми, а также организации проведения мероприятия. Инструкторско-методическое занятие, как правило, проводят директор образовательного учреждения и заместитель по безопасности, перед проведением локальной или объектовой тренировки;
1.2. Во время подготовки и проведения тренировок или учений возможно использование следующей системы обучения сотрудников и учащихся:
- проведение совещания администрации образовательного учреждения или антитеррористической группы;
- проведение инструктажей с различными категориями участников тренировочного занятия:
*администрацией;
*учителями;
*учениками;
* сотрудниками;
* сотрудниками ЧОП;
*техническими работниками.
- проведение инструкторско-методического занятия;
- контрольная проверка знаний, обязанностей участников тренировочной эвакуации.
1.3. Отдельные вопросы практической подготовки учащихся отрабатываются во время проведения олимпиад по ОБЖ, конкурсов, викторин, тематических уроков, экскурсий в ОМВД и ФСБ.
Важной составляющей обучения сотрудников и учащихся антитеррористической безопасности является организация встреч с участками антитеррористических операций и ветеранами боевых действий.
Кроме этого, для обучения антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях возможно использовать следующие формы работы:
· проведение ежегодного Месячника Безопасности и дня против терроризма;
· проведение инструктажей;
· проведение совещаний, круглых столов, собеседований по изучению передового опыта;
· тренировка оповещения должностных лиц при возникновении ЧС;
· проведение бесед, показ презентаций;
· совместные мероприятия с сотрудниками МВД, ФСБ, МЧС;
· изучение нормативно-правовых и руководящих документов;
· просмотр документальных или учебных видеоматериалов;
· подготовка и проведение книжных выставок.
1.4. Важным элементом обучения антитеррористической безопасности сотрудников и учащихся является подведение итогов проведенных тренировок и учений. Умение вскрыть и показать недостатки при проведении мероприятий позволит их избежать в реальной чрезвычайной ситуации. С этой целью ход проводимых мероприятий рекомендуется фиксировать. При этом видеосъемка должна быть спланирована таким образом, чтобы зафиксировать наиболее сложные вопросы мероприятия.
Как показывает опыт с персоналом, проводящим видеосъемку необходимо проводить предварительную работу для определения места съёмки, маршрута движения и на какие вопросы обратить внимание.
Обучение сотрудников и учащихся антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях требует постоянного совершенствования. Совершаемые преступления террористического характера, как показывают последние события, многообразны и глубоко продуманны. Практически всегда, совершаемые теракты индивидуальны и учитывают национальные и местные особенности.
Всё это необходимо учитывать при планировании и проведении мероприятий, направленных на обучение сотрудников и учащихся действиям при угрозе и совершении терактов.
Список литературы
1. Герасимова О.И., Храмов В.Ю. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство /Журнал Основы Безопасности Жизнедеятельности №3, 2013 С.23-27.
2. Методические рекомендации по противодействию терроризму (для детских учреждений системы образования и социальной защиты Московской области)
3. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Просвещение.