Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫЯВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В IT-СФЕРЕ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В современном мире многие компании нуждаются в использовании различных средств информационных технологий, таких как Интернет, электронная почта, Wi-Fi, спутниковая и сотовая связь и многое другое. Однако внедрение IT-средств, а также методов их эксплуатации существенно отличается для каждой организации, в зависимости от масштаба и сферы ее деятельности. Например, если для небольшой фирмы достаточно только одной автоматизированной системой учета и одним системным администратором, то крупной организации необходим комплексный подход к созданию сетевой инфраструктуры, включающий создание IT-отдела [1].

Следует отметить, что современный IT-отдел, как правило, включает в себя базовые должности, необходимые для поддержания работоспособности предприятия: руководитель IT-отдела, администратор баз данных, программист, веб-разработчик, администратор информационной безопасности, системный администратор, техник. При этом, каждый специалист занят только своей проблемой, решение которой, в итоге, необходимо для выполнения задач, поставленных перед всем IT-отделом.

Подготовкой специалистов такого уровня для обеспечения кадров для IT-сферы занимаются различные направления вузов. В том числе к таким направления относится бакалаврская подготовка по направлению 230100-    ―Информатика и вычислительная техника‖. При обучении выпускников – будущих специалистов IТ-сферы педагоги базируются на Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых прописаны требования к уровню овладения профессиональными и общекультурными компетенциями [4].

В тоже время, под влиянием постоянно изменяющейся ситуации на рынке труда, в IT-отрасли в последнее время стали популярны новые профессии, отвечающие требованиям работодателей сферы информационных технологий: архитектор программного обеспечения, менеджер по информационным технологиям, системный аналитик, специалист по информационным системам, специалист по тестированию в области информационных технологий и др. [2].

Однако, в высшей школе, при подготовке выпускников технических направлений не учитывается специфика новых IT-профессий и требований к содержанию их подготовки. Содержание образовательных стандартов уже не соответствует, в полной мере, требованиям новых профессиональных стандартов в области информационных технологий, а, следовательно, и требованиям работодателей сферы IT-услуг.

Следовательно, перед системой высшего образования ставится актуальная задача повышения качества профессиональной подготовки будущих IT-специалистов, которая заключается в совершенствовании процесса обучения в вузе студентов технических направлений  за счет формирования у последних компетентности  в области информационных технологий.

В своем исследовании ―компетентность в области информационных технологий или профессиональную компетентность будущих IT-специалистов‖, мы определяем, как ―интегративное качество выпускников, характеризующее их способность успешно применять знания, умения, навыки и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях сферы информационных технологий и проявляющееся в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного и личностного компонентов‖ [1].

Следует отметить, что перечисленные четыре компонента в структуре профессиональной компетентности будущего IT-специалиста взаимосвязаны между собой и представляют единое целое. Обладание выпускниками данным интегративным качеством, в конечном итоге, будет характеризовать степень их профессиональной готовности к самореализации в сфере информационных технологий (Рисунок 1).


Конкретизация каждого из компонентов профессиональной компетентности будущих IT-специалистов, в ходе проводимого исследования, показала, что основой каждого из перечисленных компонентов являются определенные профессионально-значимые и личностные качества, необходимые выпускникам, для того чтобы быть востребованными в сфере современных информационных технологий.

Так, когнитивный компонент представлен знаниями в сфере информационных технологий. Деятельностный компонент включает в себя профессиональные умения в IT-сфере и профессиональные IT- навыки. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя мотивационно-ценностную ориентацию к реализации в IT-сфере. И наконец, личностный компонент включает в себя личностные качества IT-специалиста, дающие дополнительные конкурентные преимущества: лидерство, коммуникабельность, умение работать в команде, стрессоустойчивость, стремление к самообучению и развитию, креативность, ответственность, самостоятельность, аккуратность, усидчивость [1].

В ходе проводимого исследования нами было выдвинуто предположение, что, сформированность выявленных качеств выпускников, в итоге будет способствовать формированию у их компетентности в области информационных технологий, которая в свою очередь будет характеризовать степень их готовности к профессиональной деятельности в сфере информационных технологий.

Поиск путей совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих IT-специалистов привел нас к необходимости выявления педагогических условий его эффективного функционирования. Другими словами, определения тех педагогических условий, при которых процесс формирования профессиональной компетентности будущих IT-специалистов протекал бы более результативно.

В своей работе, под педагогическими условиями формирования профессиональной готовности студентов вуза к реализации в IT- сфере, мы понимаем комплекс взаимосвязанных мер педагогического процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение студентами высокого уровня компетентности в области информационных технологий. В своем исследовании нами были выделены следующие педагогический условия:

-   интеграция содержания дисциплин профессионального цикла при подготовке будущих IT-специалистов, с учетом требований современных работодателей сферы информационных технологий;

-   внедрение в образовательный процесс интерактивных форм и методов организации учебной деятельности студентов;

-    использование различных средств информационных и коммуникационных технологий и возможностей единого     информационного     пространства    при     проведении     аудиторных    занятий    и     для    организации самостоятельной работы студентов;

-        формирование у студентов профессионально-ценностных ориентаций путем вовлечения в профессиональную деятельность в области информационных технологий (Рисунок 1).


При этом, каждое из перечисленных педагогических условий направленно на формирование соответствующего компонента профессиональной компетентности будущих IT-специалистов. Так, первое условие направленно на формирование профессионально-значимых качеств, второе –личностных качеств, и, наконец, третье, на формирование ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в сфере IT-услуг.

Следует отметить, что при разработке педагогических условий формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в сфере IT-услуг мы опирались на компетентностный, деятельностный, аксиологический, а также личностно-ориентированный подходы, которые находятся во взаимосвязи и определяют совокупность основополагающих принципов организации рассматриваемого процесса. К таковым принципам относятся: профессиональной целесообразности, принцип индивидуализации, ценностного наполнения содержания образования, принцип системности.

Раскрывая сущность каждого из предложенных подходов, хотелось бы отметить, что реализация компетентностного подхода при обучении будущих IT-специалистов предполагает не просто передачу студентам некоторого набора теоретических знаний и практических навыков, а формирование у них определенных компетенций, соответствующих задачам и потребностям, которые ставят перед ними потенциальные работодатели сферы информационных технологий. Деятельностный подход предполагает, что усвоение содержания обучения происходит не путем передачи информации, а в процессе собственной активной учебно- познавательной деятельности студентов и предполагает использование современных интерактивных форм и методов организации учебного процесса при подготовке современных IT-кадров. Внедрение аксиологического подхода в вузовской подготовке направлено на формирование и развитие у будущих IT-специалистов ценностных ориентаций, в том числе в профессиональной деятельности, в осознании значимости ценности своей профессии. В основе личностно-ориентированного подхода лежит признание индивидуальности каждого студента, внимательное изучение его личностных свойств. При этом используются индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, реализованные как на аудиторных занятиях, так и при организации самостоятельной работы.

Выбранные подходы и принципы выступают в качестве требований к содержанию процесса формирования профессиональной компетентности будущих IT-специалистов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Это, в итоге, находит отражение, с одной стороны, в выявленных педагогических условиях, с другой – в методике их реализации. Для реализации перечисленных на Рисунке 2 педагогических условий, в ходе проводимого исследования нами была разработана авторская образовательная технология, направленная на формирование компонентов компетентности в области информационных технологий.

Внедрение указанной образовательной технологии предполагает использование при обучении студентов совокупности интерактивных форм и методов, а также средств информационных и коммуникационных технологий, применяемых как на аудиторных занятиях, так и как для организации самостоятельной работы студентов. Таким образом, предложенная образовательная технология позволит сформировать профессионально- значимые и личностные качества студентов технических направлений вузов, что будет способствовать формированию компетентности в области информационных технологий, которая, в конечном счете, будет характеризовать степень профессиональной готовности будущих IT-специалистов к профессиональной деятельности в сфере информационных технологий.

 

Список литературы

1       Насейкина Л.Ф., Тагиров В.К. Реализация компетентно-ориентированной оценки профессиональной подготовки IT-кадров в вузе / Энергетика: состояние, проблемы, перспективы: труды VII Всероссийской научно-технической конференции. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. – C. 365-370 c.

2       Профессиональные стандарты в области ИТ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.apkit.ru /committees/ education/ meetings/ standarts.php (дата обращения: 20.10.2014).

3       Сиднева  И.Е.  Педагогические  условия  формирования  готовности  студентов  к  организационно- управленческой деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/ conference/2013/167/pedagogicheskie_usloviya_formirovaniya_gotovnosti_studentov_k_organizacionnoupravlen cheskoj_deyatelnosti/ (дата обращения: 20.10.2014.)

4       Федеральный Государственный Образовательный стандарт Высшего Профессионального образования по направлению подготовки 09.03.01 – ―Информатика и вычислительная техника‖. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/230100b.pdf. (дата обращения: 20.10.2014.