Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

В настоящее время современные требования модернизации Российского образования должны реализовываться с учетом исследований особенностей педагогических условий формирования личности в системе дошкольного образования.

Наиболее актуальным направлением практических педагогических исследований мы считаем разработку и внедрение современных технологий, направленных на реализацию задач создания зоны ближайшего развития ребенка, всестороннего раскрытия и максимального развития самостоятельности дошкольников и готовности педагогов к управлению этим процессом.

Нами были  исследованы педагогические условия развития самостоятельности дошкольников при использовании технологии формирования зоны ближайшего развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе их обучения. Понятие зона ближайшего развития определяющее уровень развития личности ребенка, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослым было введено Л.С. Выготским [7].

Главным условием эффективности технологии мы считаем необходимость глубокой целенаправленной работы по подготовке педагогических кадров к смене образовательной парадигмы, по поиску новых методов и технологий организации дошкольного образования, выявлению психолого-педагогических закономерностей, направленных на формирование личности детей, развитие их самостоятельности.

В ряде педагогических и психологических исследований авторы подчеркивают, что важным условием развития личности дошкольника является участие взрослых в деятельности детей, которое побуждает их проникаться ценностным отношением к деятельности, понимать ее значимость [1]. Показано, что формирование самостоятельности происходит в процессе поступательного освоения ребёнком разных видов деятельности, когда появляется желание ребенка активно влиять на ситуацию, овладевать опытом взаимодействия [2, 6].

Таким образом, готовность к самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста формируется при управлении взрослыми различными видами их деятельности на основе создания зоны ближайшего развития, когда внимание воспитателя и родителей обращено на направленность детской деятельности, а в группе предоставлены условия для всех видов труда и занятий детей. Наиболее оптимальной для реализации идеи разработки педагогических технологий способствующих процессу формированию личности детей старшего дошкольного возраста мы считаем систему дошкольного образования.

Нами разработана и экспериментально проверена технология формирования зоны ближайшего развития, состоящая из трех блоков: специально организованного обучения педагогов; совместной взросло-детская деятельности; свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Работа с педагогами дошкольных учреждений представлена нами в виде технологической карты, которая включает в себя смысловое объединение модулей: формирование у детей представлений о выполняемой деятельности; развитие практических навыков проявления самостоятельного поведения в совместной взросло- детской деятельности; осознанное самостоятельное использование детьми накопленного опыта в процессе собственной деятельности. Процесс формирования навыков самостоятельного поведения у старших дошкольников опирается на педагогический опыт работы: выбор образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта,  повторение  образца,  выработка виртуального стереотипа,  ощущение  социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях, сформированность личностной (утилитарной) мотивации [4, 5].

Основными составляющими технологии формирования зоны ближайшего развития в системе дошкольного образования стали проблемные ситуации. Нами использовались основные компоненты, обязательные для любого типа проблемных ситуаций: потребность (необходимость) в новом способе действия; неизвестное, которое должно быть найдено и которое всегда характеризуется какой-либо степенью обобщения; возможности ребенка - наличие знаний и умений, необходимых для активного поиска.

Базой исследования стали дошкольные образовательные организации (ДОО) г.Краснодара, в которых были обследованы дети старшего дошкольного возраста (91 ребенок) и воспитатели (72 сотрудника экспериментальных детских садов: № 185, 191, 200 г. Краснодара).

Был проведен анализ нормативных документов, годовых и календарных планов воспитателей ДОО, проведено анкетирование воспитателей, ориентированное на исследование уровней сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, проявляющихся в практике дошкольных образовательных учреждений. Результаты опроса и анализа планов работы показали, что все педагоги признают необходимость формирования зоны ближайшего развития, но лишь 10% уделяют этим аспектам внимание в процессе реальной педагогической деятельности.

Нами проводилась апробация педагогической технологии формирования зоны ближайшего развития у детей старшего дошкольного возраста. Технологический алгоритм представлял собой целенаправленную реализацию последовательных этапов на основе подготовки воспитателей к организации процесса формирования самостоятельности у детей в различных видах совместной деятельности. Содержание технологии отражено в перспективных планах работы с педагогическим коллективом, который предполагает совершенствование теоретической и практической подготовки воспитателей. План работы включает: подбор методической литературы по проблеме; консультации и семинары-практикумы; консультации по проведению диагностики уровней сформированности самостоятельности у детей; создание банка передового практического опыта по формированию зоны ближайшего развития; круглый стол; обсуждение реализации разработанной технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Важными задачами реализации технологии стали: изучение возможностей формулирования педагогом целей работы, выявление особенностей выбора и решения проблемных ситуаций, изучение возможностей формирования творческих компонент в процессе профессионального образования, создание банка данных проблемных ситуаций, которые позволяют в дальнейшем получать положительные результаты [3].

Работа с педагогическим коллективом по вопросам формирования самостоятельности у старших дошкольников проводилась в рамках повышения квалификации и включала цикл лекций, теоретико- практических семинаров, а также инновационную деятельность воспитателей.

В процессе работы был отмечен интерес педагогического коллектива к изучаемой проблеме. Анализ деятельности детей позволил выявить повышение у них уровней самостоятельности: формирование более устойчивой мотивации, осознанность ориентировки в ситуациях, снижение негативного отношения к процессу и результату деятельности, повышение потребности помогать друг другу.

Перспективы дальнейших исследований проблемы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста мы видим в разработке коррекционных технологий, в совершенствовании содержания и условий внедрения технологии формирования зоны ближайшего развития в реальную деятельность детского дошкольного учреждения, а также в разработке принципов непрерывного образования, определяющих связь личностных качеств с обучением в начальной школе.

Практическую значимость работы составляет анализ конкретных педагогических действий, предполагающих поэтапное включение в образовательный процесс дошкольного учреждения технологических приемов, связанных с созданием зоны ближайшего развития с учетом того, что развитие личности происходит неравномерно, и в разные возрастные периоды ведущими выступают различные стороны деятельности. Так, целенаправленное формирование зоны ближайшего развития позволяет прогнозировать конкретные достижения, мотивацию воспитательного процесса, перспективы дальнейшего обучения.

 

Список литературы

1.      Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000.

2.      Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.

3.      Гусарова Е.Н. Методология исследования личностно-творческих компонент  профессионального становления специалистов социономической сферы// Социально-гуманитарный вестник: Образование, наука, культура в эпоху глобализации. Краснодар, 2010. С. 28-30.

4.      Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. … кан. пед. наук / Данькова, Елена Николаевна, 13.00.07. Челябинск, 2008.

5.      Данькова Е.Н. Изучение ответственности детей дошкольного возраста в теории и практике образования // Мир детства и образование. Магнитогорск, 2007. С.89-92.

6.      Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., 2003.

7.      Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996.