Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Общение является важной составляющей деятельности любого человека. Меняется характер и виды деятельности, изменяются формы общения. Однако, по мнению А.А. Леонтьева, общение подчиняется общим закономерностям как форма взаимодействия «человека с человеком» [1]. Благодаря общению вырабатываются общие подходы к выполнению действий, отдельных его операций. Оно помогает достичь понимания, согласованности поступков в процессе обмена мнением, идеями (вербальное общение); чувствами, эмоциями, настроением на основе жестов, мимики, пантомимики (невербальное общение).

Общение военнослужащих характеризуется особыми признаками, потому что имеет специфику видов деятельности. С одной стороны, общение старшего и младшего по воинскому званию прописано Уставом и его можно назвать авторитарным (приказы не обсуждаются, они выполняются). Вместе с тем, в армии существуют такие формы взаимодействия военнослужащих друг с другом, с «младшими и старшими командирами», как коммуникативные, интерактивные и перцептивные.

Коммуникативные формы общения связаны с передачей информации с помощью активного обмена ею. Ценность такой формы общения заключается в том, что военнослужащие могут влиять друг на друга, причем длительное время суток, потому что армейская служба предполагает коллективное общение при выполнении разных уставных действий. Передача информации может осуществляться как в условиях вербальной, так и невербальной коммуникации. Для военнослужащего важно определить для себя какую из трех позиций он занимает в общении.

Д.А. Белухин [2] первую позицию обозначил условно буквой «А», вторую – буквой «Б», а третью – буквой «В». Позиция «А» («над») реализуется командиром, он в общении главный, потому что ставит задачи перед военнослужащими, управляет, контролирует, реализует свои цели.

Позиция «Б» («наравне») может быть реализована в свободное время военнослужащих, когда они могут общаться «на равных» (в часы отдыха).

Наконец, позиция «В» («под») для военнослужащих может проявиться на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в тех случаях, когда командир сам выбирает интерактивные формы общения, такие как собеседование, дебаты, круглый стол и др. Если командир выбрал такую позицию, то военнослужащие (партнеры) вынуждены в общении выбирать для себя позиции «над». Эта позиция активизирует деятельность военнослужащих, но при этом позиция командира становится «пассивной» (подчиненной). Вместе с тем, выбрав такую форму общения как «собеседование», командир предоставляет всем военнослужащим право высказывать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Командир равный собеседник, он имеет право задавать вопросы, обобщать обсуждаемые ситуации. Такое общение называют интерактивным.

Перцептивное общение связано с познанием, восприятием, умением интерпретировать поступки другого человека. Такое общение помогает военнослужащим осознать собственное «Я», сформировать адекватную самооценку и уровни притязаний. Практическая реализация форм воинского общения не препятствует реализации такой его функции как сопереживание, которое позволяет понять чувства другого человека.

Функции военного общения, их содержательные компоненты (конструктивная, организационная, коммуникативно-стимулирующая, информационная, эмоциональная, оценочная) проявляются как в ситуациях авторитарности, подчинении младшего по званию старшему в соответствии с воинским Уставом. В то же время, наличие центрации «Я-другой» заставляет всех участников различных форм взаимодействия строить общение с учетом обстановки в условиях «взаимопонимания» или «отчужденности».

Уровни общения среди военнослужащих могут быть охарактеризованы как высокий, средний и низкий. Высокий уровень общения можно охарактеризовать одним словом – взаимопонимание; средний - взаимопонимание достигается не всегда; низкий - отсутствие понимания, взаимопомощи.  Для получения положительного результата в общении как между военнослужащими, так и между подчиненными и командирами необходима информация, сведения о том, что понимают каждый из них о таком качестве личности, как стиль общения, стиль взаимодействия.

Для изучения манеры общения, которая становится стилем испытуемых военнослужащим предложен тест, состоящий из двадцати вопросов и трех вариантов ответов [3]: 1) склонны ли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта? 2) как вы ведете себя в критической ситуации? 3) каким считают вас коллеги? 3) как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность? 5) как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу? 6) какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернется с работы позже обычного? 7) как вы ведете себя за рулем автомобиля? 8) какими вы считаете свои взгляды на жизнь? 9) что вы предпринимаете, если не все удается? 10) как вы реагируете на фельетон о случаях о случаях распущенности в среде современной молодежи? 11) что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели бы занять досталась другому? 12) какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм? 13) как вы будете себя вести, если образовалась дорожная пробка и вы опоздали на важное совещание? 14) как вы относитесь к своим спортивным увлечениям? 15) как вы поступите, если вас плохо обслужат в ресторане? 16) как вы поступите, если вашего ребенка обидят в школе? 17) какой вы человек?

18) что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях? 19) какова ваша реакция на статью в газете о хулиганстве в среде молодежи? 20) какое животное вы любите?

Анализ данных проведенного тестирования показал, что 80% респондентов из числа опрошенных, достаточно миролюбивы, они не уверены в себе, в своих возможностях, к критике «снизу» относятся миролюбиво, но побаиваются критику «сверху». Среди опрошенных 20% умеренно агрессивны, у них есть здоровое честолюбие, поэтому им будет сопутствовать успех в жизни. К критике эти респонденты относятся доброжелательно, если она деловая и непривзятая. Из числа опрошенных излишне агрессивных и неуравновешенных в группе не оказалось.

Изучив стиль общения военнослужащих, получив вышеописанные результаты, можно сделать вывод о необходимости проведения еще одного исследования, связанного с  изучением стиля взаимодействия испытуемых. Общение и взаимодействие связаны, однако, взаимодействие людей (военнослужащих) нередко проявляется в действиях, поступках. Для проверки какими они будут у данной группы испытуемых, военнослужащим (контрактникам первого года службы) предложены опросник в котором 20 утверждений. По пяти балльной шкале испытуемые должны оценить как часто интересующий их человек поступает так, а не иначе при взаимодействии с другими людьми: 1) указывает, что надо делать; 2) выслушивает мнения других; 3) дает возможность другим участвовать в принятии решения; 4) дает возможность другим действовать самостоятельно; 5) настойчиво объясняет, как надо что-либо сделать; 6) обучает других работать; 7) советуется с другими; 8) не мешает другим работать; 9) указывает, когда надо делать работу; 10) учитывает успехи других;

11) поддерживает инициативу; 12) не вмешивается в процесс определения целей деятельности другими; 13) показывает, как надо работать; 14) иногда дает возможность другим  принимать участие в обдумывании проблемы; 15) внимательно выслушивает собеседников; 16) если вмешивается в дела других, то по-деловому;

17)       не разделяет мнения других; 18) прилагает усилия с целью улаживания разногласий; 19) старается улаживать разногласия; 20) считает, что каждый должен применять свой талант, как может.

Анализ результатов проведенного опроса позволил группу респондентов условно поделить на четыре группы по отношению к действиям условно выбранного человека. К первой группе (приверженность к директивному взаимодействию) респондентов не обнаружилось. Во второй группе действий (приверженность к коллегиальному взаимодействию) оказалось 20% респондентов. В третью группу действий (приверженность к невмешательству в действия других людей) вошли 80% респондентов. В четвертой группе действий (приверженность к деловому стилю общения) респондентов не выявлено.

Проведенное исследование убеждает в том, что продуктивность взаимодействия влияет на устойчивую потребность в систематическом общении, а оно формирует  такое качество личности, как  общительность. Общение, общительность и умение взаимодействовать друг с другом влияют на способность выполнять различные виды действий, в том числе конструктивные.

 

Список литературы

1.      Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики.-М.: Воронеж, 1996.- 318с.

2.      Бороздина, Г.В. Психология делового общения.-М.:ИНФРА-М, 2007.-295с.

3.      Леонтьев, А.А. Педагогическое общение.-М.: Знание, 1979.-44с.