19 февраля 2016г.
Аннотация: в работе предложена новая модель начального обучения скутеристов с использованием блочно-модульной системы, позволяющей сформировать двигательные компетенции водителей для предотвращения сложных и критических дорожных ситуаций. Программа апробирована в учебных центрах высшего водительского мастерства гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
Актуальность: анализ аварийности на дорогах общего пользования показывает, что наиболее опасным транспортным средством является мотоцикл. По количеству ДТП с летальным исходом здесь лидируют подростки, поэтому профилактика травматизма среди начинающих скутеристов приобретает особое значение.
Сравнительный анализ технических характеристик мотоциклов и скутеров, показывает ряд проблем, повышающих степень опасности скутеристов. Скутер экономически более доступен, имеет преимущество в городских условиях по маневренности, упрощенной модели управления, однако ряд его технических особенностей увеличивает риск водителя: малый диаметр колёс уменьшает площадь контакта шин с дорогой, отрицательно влияя на динамику разгона и торможения, снижает возможности гироскопической стабилизации скутера. Уменьшенный, по сравнению с мотоциклом, контакт тела водителя со скутером ослабляет возможности предотвратить потерю устойчивости и управляемости. Обучение детей и подростков управлению самокатом или велосипедом создаёт парадоксальные ситуации, при которых родители часто не видят проблем безопасности при самообучении на дорогах общего пользования, где подростки копируют и усваивают неправильные приёмы вождения других водителей, нарушают Правила дорожного движения (ПДД). Статистика ГИБДД подтверждает факт умышленного нарушения ПДД у 80% пешеходов и 50% водителей. Отсутствие профессиональных школ и центров для подготовки подростков к управлению скутером приводит к формированию опасных навыков вождения и создаёт условия к возникновению сложных и аварийных ситуаций. Начальных навыков управления, полученных в форме самообучения, недостаточно для предотвращения аварийных ситуаций. Это подтверждается динамикой повышения аварийности и увеличением ДТП с участием подростков-скутеристов.
В перспективных программах мотошкол, клубов, детских спортивных секций и общеобразовательных школ необходимо расширить разделы по изучению (ПДД), по безопасности жизнедеятельности (БЖД), освоению знаний по устройству мототехники и её эксплуатации, а также формированию двигательных компетенций водителей скутеров.
На Рисунке 1 представлены двигательные компетенции мотоводителей: профессиональные чувства водителей мотоцикла (1);
прогнозирование критических ситуаций (2); опережающие действия (3);
концентрация внимания (4).
Начальное обучение подростков управлению скутером может состоять из двух этапов:
Теоретического этапа - изучение правил дорожного движения (ПДД), изучение элементов активной безопасности и профилактики травматизма, ознакомление с техническими особенностями скутеров различных моделей; практического этапа, с применением блочно-модульной системы обучения - а) общеразвивающие упражнения (ОРУ)
на
неподвижном скутере-тренажёре (модуль 1); б) начальная школа вождения (модуль 2); в) специальная физическая подготовка (СФП) на учебной площадке (модуль 3);
г) ездовая практика (модуль 4);
д) тестирование навыков управления скутером (модуль 5).
На Рисунках 2 и 8 представлены элементы ОРУ для формирования двигательных компетенций:
Заключение: обучение детей и подростков управлению скутером, для профилактики травматизма, следует поставить на профессиональный уровень. Процесс обучения и тренировки необходимо организовать с учётом опыта, накопленного в мотоциклетном спорте. Одним из элементов учебных программ является блочно- модульная система, позволяющая комплексно освоить базовые навыки вождения и сформировать двигательные компетенции водителя.
Список литературы
1. Зудин, В.Н. Соревновательная индивидуальная тактика в трековых мотоциклетных гонках / В.Н. Зудин, Э.С. Цыганков, Г.И. Шулик // Экстремальная деятельность человека. - 2014. - №2 (31). – С. 53-57.
2. Цыганков, Э.С. Экстремальные дисциплины мотоциклетного спорта / Э.С. Цыганков, Г.И. Шулик // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2013. - №3 (25). – С. 20-22.
3. Шулик, Г.И., Цыганков, Э.С. Экспресс-оценка технического и тактического мастерства мотоспортсменов. Теория и практика физической культуры. – 2012. №3. С. 37-39.
4.
Шулик, Г.И. «Классификация дисциплин мотоциклетного спорта» - методические рекомендации по дисциплине
ТиМ избранного
вида спорта (автомобильный и мотоциклетный спорт)
для
студентов, обучающихся по направлению 034300.62 «Физическая культура» / Г.И. Шулик - М. : НРМФ, 2013. – 95 с.