Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

На современном этапе развития общества иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции придается большое значение как в мировом масштабе – как средство социализации, как условие мирной и счастливой жизни в многокультурном социуме, так и в системе высшего образования России – как одно из важных профессиональных качеств студента, которое необходимо развивать в процессе обучения в вузе.

Необходимость развития языковых способностей для межкультурного диалога акцентируется в первом европейском отчете по обследованию состояния языковой компетентности [5]. По мнению авторов отчета, системы образования европейских государств должны направлять усилия на формирование и развитие языковой компетентности учащихся для успешного трудоустройства в глобальном мире. Наряду с поощрением языкового разнообразия, было акцентировано значение английского языка как основного инструмента для профессионального развития в современном глобальном мире.

Новые образовательные стратегии в области российского высшего образования также требуют изменения языковой политики, со смещением акцента на знания в области иноязычного профессионального и академического дискурса, навыки устной и письменной коммуникации на иностранном языке для профессиональной карьеры и для международной научной деятельности [2].

Актуальность формирования личности с высоким уровнем иноязычной профессиональной коммуникативной и межкультурной компетентности определяется также развитием информационного общества в мире. Благодаря стремительному развитию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также идее непрерывного образования в течение всей жизни, обучение в условиях электронной образовательной среды (Web-based training, e-learning) также претерпело значительные изменения. Эйфория, с которой были первоначально связаны надежды и безграничные возможности использования ИКТ в образовании, постепенно сменилась разочарованием, так как результаты выявили неэффективность использования ИКТ как средства повышения качества образования [5].

Информационные и коммуникационные технологии и среда Интернет имеют огромный дидактический потенциал для развития иноязычной профессиональной компетентности, так как формируют среду будущей профессиональной деятельности. Большинство исследователей признают, что ИКТ создают особую среду общения, интерактивного взаимодействия представителей различных национальных, профессиональных, возрастных групп пользователей.

По мнению И.Н. Розиной, образовательная информационно-коммуникационная среда включает в себя информационное содержание и коммуникационные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей. Для данной среды характерны следующие признаки: интегративная целостность, многокультурность и многоплановость, избыточность, открытость, языковая направленность [4, с.99].

В научной литературе еще не сложилось единой точки зрения на понимание сущности обучения в электронной среде, его форм, методов, критериев оценки его эффективности. Большинство ученых рассматривает обучение в электронной среде как абсолютно новую парадигму образования, принимая во внимание неисчерпаемые возможности ИКТ в процессе обучения и формирования особой культуры.

Электронную образовательную среду, в которой субъекты педагогического процесса могут осуществлять коммуникацию, составляют технологические компоненты или телекоммуникационные технологии. Согласно теории обучения телекоммуникации могут использоваться в качестве структурного компонента образовательной электронной среды в единстве со всеми дидактическими компонентами – целью, содержанием, методами, формами, средствами [1].

Содержательный компонент обучения имеет более существенное значение, так как коммуникация происходит только на основе вербальной, письменной формы. Этот вид общения обладает характеристиками письменной и устной речи, а также признаками публичной, диалогической, монологической речи. Данный вид работы требует много времени на учебных занятиях, подготавливая студентов к грамотно построенному межкультурному и плодотворному диалогу. В рамках дисциплин «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык» бакалавриата и магистратуры мы включаем модуль, направленный на развитие умений и навыков профессиональной межкультурной коммуникации в сети Интернет [3].

Необходимым компонентом компетентности является освоение опыта деятельности. В процессе обучения в вузе необходимо получить такое отражение профессиональной деятельности, которое предоставляет студентам полное отражение их будущей целостной профессиональной деятельности. Важно сконструировать учебный процесс таким образом, чтобы использование телекоммуникаций приводило к созданию целостной электронной образовательной среды для развития личности, профессиональной коммуникативной и межкультурной компетентности студентов.

В современном образовательном процессе вуза есть несколько способов интеграции электронных ресурсов в учебный процесс по иностранному языку. Один из них - разработка и осуществление преподавателями педагогических сценариев встраивания ТКТ в образовательный процесс (на основе использования активных методов обучения).

Во время проведения занятий большое значение имеет проблемное обучение – анализ проблемных ситуаций, задач, конкретных «узловых» моментов межкультурного общения. Проблемное обучение это, по мнению большинства исследователей, такая организация учебной деятельности, при которой обучаемые овладевают профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают свои мыслительные способности в результате решения проблемных ситуаций, подготовленных преподавателем. Информационные ресурсы сети предоставляют огромный выбор проблемных ситуаций по любой теме.

На основе использования данных сайта организации 'Food and Agricultural Organization of the United Nations' (www.fao.org, дата обращения 20.11.2017 г.), возможно организовать разные виды учебной деятельности, так как здесь представлено множество проблем сельского хозяйства. С учетом специфики факультета, направления и уровня подготовки, мы разработали несколько сценариев учебной деятельности. Например, для студентов бакалавриата по направлению «Зоотехния», на сайте представлены несколько узловых тем: 'Animal Health', 'Animal Production', 'Livestock and the Environment'. Каждая из них сопровождается: книгами электронного формата (например, для обсуждения тем птицеводства — 'Decision tools for family poultry development'), статьями (с комментариями пользователей), постерами (Infographics — краткое схематическое изложение проблемы и ее решение), видео (Podcasts, Webcasts), а также электронный дистанционный курс (e-learning course – 'Feeding management of dairy cattle in tropical countries').

Сайты          www.fao.org,           www.globalissues.org,            www.unsdsn.org,           www.foodsecurityportal.org, www.worldbank.org       предоставляют     большое      количество      проблемных      вопросов      и      ситуаций профессионального контекста для разработки кейсовых заданий для студентов сельскохозяйственного вуза разного уровня подготовки.

Значимость и необходимость электронной образовательной среды в системе высшего образования не вызывает сомнений. Активно развивается смешанное или гибридное обучение (blended learning), e-learning, m-learning, используются новые технологии – Web 2.0. За технологиями будущее, но не они первичны, прежде всего, необходимо формирование языковой профессиональной среды для развития личности студента, его профессиональной компетентности.

Список литературы

 

1.       Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М.В. Моисеевой. – М.: Изд. дом «Камерон», 2004. – 216 с.

2.       Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Основы профессиональной лингводидактики: Монография. – М.: АПКиППРО, 2015. – 232 с.

3.       Новикова Л.А. Интернет в межкультурном общении. – Омск: ОмГПУ, 2006 - 52 с.

4.       Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. – М.: Логос, 2005. – 460 с.

5.       European Commission (21 June 2012) First European Survey on Language Competences 2012. URL: http://ec.europa.eu/languages/policy/strategic-framework/documents/language-survey-final-report_en.pdf (дата обращения 20.11.2017).