Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ КАЗАХСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Современные происходящие в Казахстане позитивные процессы, связанные, прежде всего, со стабилизацией общественно-политической жизни, социально-экономического положения людей, модернизацией образования, выдвигают принципиально новые требования к профессиональной подготовке молодых специалистов.

Государством определен социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, способного к сотрудничеству, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, нести ответственность за судьбу страны.

Вместе с тем, как свидетельствует анализ существующей практики, при ориентации учебно- воспитательного процесса высшей школы на подготовку специалиста имеет место отсутствие деятельности по привитию обучающимся социальной успешности.

Необходимо отметить, что анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что интерес к социальной успешности и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Покажем образец активнейшего приобщения степняка-кипчака к общечеловеческой культуре на примере жизни и деятельности крупного ученого Абу Наср аль-Фараби (870-950), насыщенных гуманистическими идеями. Жизнь ученого многоаспектна и отражена в многочисленных трактатах, таких как «Афоризмы государственного деятеля», «Указание пути к счастью», «Трактат о религии», «О взглядах жителей добродетельного города» и др. Аль-Фараби оставил огромное наследие, затрагивающее основы почти всех отраслей знаний раннего средневековья, за что еще при жизни получил прозвище Второй учитель (после Аристотеля) [1].

Ученый указывал, что человеку для достижения поставленной цели, кроме знаний ремесла нужно учиться строить хорошие отношения с людьми, набирать опыт общения, способствовать установлению межличностных связей: «Сила, с помощью которой человек в состоянии определить свои действия по отношению к тому, что он видел, в целом или в каждом городе, или в каждой общине, или в каждом отдельном случае, по отношению к тому, с чем он сталкивается в городе или народе, или в каждом отдельном случае, древние называли рассудительностью. Эта сила приобретается не только знанием всего содержания ремесла и его овладением, но и опытом общения с людьми» [1].

Мы полагаем, что сегодня проблема сущности человека снова вернулась на круги своя, она осталась такой же острой и нерешенной как во времена Аль-Фараби. На заре качественно нового этапа развития общества вновь актуально звучат его бессмертные слова о высших признаках человеческого совершенства. Совершенным «человеком может стать только тот, - завещал он, - кто соединит в себе двенадцать врожденных природных качеств» [1].

Далее он перечисляет эти качества. Мы ниже приводим эти слова мудреца, которые представляют огромную ценность не только в дидактическом плане, но и несут определенную методологическую функцию в психологическом раскрытии структуры личности и структуры деятельности человека, без знания которых невозможно определить структуру и содержание самого образования, а также форм и методов учебно- воспитательного процесса.

Итак, «человек должен иметь абсолютно совершенные органы, силы которых настолько хорошо приспособлены для совершения тех действий, которые они должны выполнять, что если этот человек предпринимает какое-либо действие с помощью какого-либо органа, то он выполняет его с легкостью; умеет от природы отлично понимать и представлять себе все, что ему говориться, осмысливая сказанное ему в соответствие с тем, что имеет в виду говорящий, и с тем, как обстоят дела сами по себе; умеет хорошо сохранять в памяти все, что он понимает, видит, слышит и воспринимает, не забывая из всего этого почти ничего; обладает умом проницательным и прозорливым, так, чтобы, заметив малейший признак какой-либо вещи, он мог быстро схватить то, на что признак указывает, обладать выразительным слогом и уметь излагать с полной ясностью все то, что он задумает; иметь любовь к обучению и познанию, достигая это легко, не испытывая ни усталости от обучения, ни мук от сопряженного с этим труда; быть воздержанным в еде, в употреблении напитков и в совокуплении, от природы избегать игру и испытывать отвращение к возникающим из нее удовольствиям; любить правду и ее поборников, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней; обладать гордой душой и дорожить честью; его душа от природы должна быть выше всех низких дел и от природы же стремиться к деяниям возвышенным; презирать динары и прочие атрибуты мирской жизни; любить от природы справедливость и ее поборников, ненавидеть несправедливость и тиранию, и тех, от кого они исходят; быть справедливыми по отношению к своим людям и к чужим, побуждать к справедливости и возмещать убытки жертве несправедливости, предоставляя всем то, что он полагает добрым и прекрасным; быть справедливым, но не упрямым, не проявлять своенравности и не упорствовать перед лицом справедливости, но быть совершенно не преклонным перед всякой несправедливостью и низостью; проявлять решительность при совершении того, что он считает необходимым, и быть при этом смелым, отважным, не знать страха и малодушия» [2].

Таким образом, на наш взгляд, ученый выше перечислил все необходимые качества, умения, способности, характерные сегодня молодежи с его умением достигать поставленных целей, а также с проблемой поиска средств, с помощью которых личность добивается жизненного успеха. Такие качества, как развитие способности конструктивно строить взаимоотношения с окружающими – умения сотрудничать, разрешать конфликты, на основе навыков анализа ситуации, мотивов, интересов, поступков других людей, понимания себя рассматриваются в качестве основной характеристики социальной успешности личности.

Необходимо отметить, что понимание значения собственной уникальности, ощущение индивидуальной неповторимости, внутренней свободы, ценности личных переживаний - эти важные характеристики человека присущи самосознанию величайшего казахского мыслителя ХIХ века, просветителя, национального символа казахов Абая. Размышления гуманиста о нравственной личности, идеи свободомыслия и творческой активности, глубокие раздумья о смысле жизни, вливаясь в его гуманистическое мировоззрение, нашли свои системные отражения во всем его творчестве.

Самостоятельно направив свои волевые и познавательные усилия на самосовершенствование, на определение своего места в обществе, на творческую, поистине созидательную деятельность. Абай средствами художественного слова сумел показать народу глубины  человеческой психики. Своими произведениями он стремился помочь человеку познать действительность через свои чувства и переживания. Изучив в детские годы ряд восточных языков, он начал осваивать русский язык лишь в зрелом возрасте. С помощью этого языка он освоил не только русскую культуру, но и западноевропейскую.

Самобытностью и оригинальностью отличаются взгляды Абая – поэта, просветителя, родоначальника новой казахской литературы. В огромном наследии Абая важное место занимают «Слова назидания» - плод его многолетних раздумий – представляющее собой философско-моралистические, психолого-педагогические высказывания поэта. Слово пятнадцатое «И действительно, умный стремится принести пользу людям; уши его открыты советам, а память – кладовая светлой грусти. Он постоянно ищет в мире удивительное, необычное, и дни этих поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни» [3]. Такое суждение вписывается в современную характеристику личности, способной понимать ситуации повседневности, прогнозировать их развитие, видеть и предвидеть варианты реального поведения в них других людей, готовой сотрудничать, действовать самостоятельно и ответственно.

Обобщая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что все просветители стремились создать своеобразную модель мира, на основе которой осуществляется целостное, гармоничное, активное развитие личности, нацеленное на социальную успешность.

 

Список литературы

1.      Аль-Фараби Естественно -научные трактаты, Алматы,1987

2.      Антология педагогической мысли Казахстана // Сост. К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев. – Алматы, 1995.-512с.

3.      Абай Кунанбаев. Слова назидания. – Алматы, 1995. -128с.