Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалиста. Реально защищѐнным в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный гибко  перестраивать направление  и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Владение совокупностью умений организации общения и совместной деятельности - необходимое условие успеха современного человека. Поэтому культура делового общения является одним из основных компонентов профессиональной культуры [4].

Проведенный нами мониторинг состояния профессиональной подготовки будущих специалистов в новых социально-экономических условиях позволил сделать вывод о том, что объективная потребность формирования у будущих кадров профессиональных качеств, обусловленных конкретными социально-экономическими условиями; возрастающий творческий, общественный характер профессиональной деятельности специалиста; настоятельная необходимость постоянного самосовершенствования и саморазвития личностных характеристик, обеспечивающих успех социального взаимодействия деловых людей, требуют внесения корректив в учебно- воспитательный процесс, готовящих кадры сельскохозяйственного профиля. Разрабатывая программу формирования культуры делового общения студентов сельскохозяйственного профиля обучения, мы исходили из закономерностей развития и функционирования модели формирования культуры делового общения; собственная работа особенностей коммуникативной деятельности студентов; анализа существующей практики профессиональной подготовки будущих специалистов, а так же представления о том, что формирование культуры делового общения процесс управляемый.Так как большинство использованных нами в качестве операционных методик (стандартизированные и разработанные самостоятельно) - на уровне оценивания тех или иных качеств и характеристик, для большей достоверности полученных данных мы сочли необходимым коррелировать их с данными самооценки личности.

Самооценка является структурным важнейшим компонентом самосознания личности, сущность которого состоит в осознании себя и в определенном отношении к самому себе. Самооценка - одна из наиболее изученных сторон самосознания, еѐ можно рассматривать как «ядро» самосознания, фундаментальное свойство личности, играющее ведущую роль в структуре ее мотивационной сферы, в регуляции человеком своего поведения и деятельности, в формировании качеств личности, самокритичности, уверенности в себе, уровне притязаний. Нами была изучена самооценка уровня выраженности качеств и умений, характеризующих культуру делового общения методом анкетного опроса по 10-бальной шкале студентов 1-2 курсов ГБПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум». В результате обработки анкет мы получили следующие данные:

 

Таблица 1

 

 

Качества и Умения

1 курс, в %

2 курс, в %

зани- жена

адек- ватна

завы- шена

зани- жена

 

Адекватна

 

завышена

Стремление к саморазвитию культуры

делового общения

 

11,43

 

48,57

 

40

 

12,76

 

61,7

 

25,54

Умение выразительно, грамотно говорить

12,00

47,42

40,58

7,09

69,5

23,41

Умение слушать собеседника

13,14

41,14

45,72

9,21

69,52

21,27

Умение управлять своей мимикой,

пантомимикой, интонацией, голосом

 

17,14

 

38,85

 

44,01

 

6,38

 

63,8

 

29,82

Умение создавать оптимальный

эмоциональный настрой

 

15,42

 

34,85

 

49,73

 

9,2

 

53,9

 

36,9

Умение устанавливать первичный контакт

9,73

43,42

46,85

10,63

56,75

32,62

Умение аргументированно высказывать

своѐ мнение

 

16,0

 

35,42

 

48,58

 

9,92

 

58,86

 

31,22

Умение планировать своѐ время

16,0

40,0

44,0

8,52

,60,99

30,49

Умение быть терпимым,

доброжелательным к мнению собеседника

 

8,0

 

42,28

 

49,72

 

9,93

 

45,39

 

44,68

Умение разрешать конфликтные ситуации

9,14

44,58

,46,28

7,09

72,35

20,56

Умение выявить психологический тип

собеседника, особенности его характера, темперамента

12,0

39,42

48,58

7,00

61,7

31,3

Владение приемами стимулирования

интереса слушателей

 

20,0

 

41,14

 

38,86

 

12,05

 

58,86

 

29,09

Умение использовать основные логические

категории и законы

 

9,72

 

44,0

 

46,28

 

9,92

 

73,75

 

16,33

Умение создать имидж, адекватный

16,0

31,42

52,58

8,52

57,44

34,04

ситуациям делового общения внешний вид

Владение современными

информационными технологиями

 

20,

 

42,28

 

37,72

 

11,36

 

58,15

 

30,49

Умение вести деловую переписку в

соответствии с нормативными требованиями

 

13,72

 

40,28

 

46,0

 

10,36

 

49,6

 

40,04

Умение вести себя в соответствии с

правилами делового этикета

 

24,0

 

30,28

 

45,72

 

14,18

 

56,04

 

29,78

 

Как видим, по всем 17 качествам, характеризующим коммуникативный процесс, самооценка студентов 1- го курса очень завышена (от 37,72% до 52,58%), тогда как у студентов 2-го курса завышение колеблется от 16,33% до 44,68% .Объясняется это тем, что студенты второго курса имели возможность углубить познания по вопросам культуры делового общения в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и элективного курса, позволяющих формировать адекватную самооценку. В разработке содержания элективного курса «Культура делового общении» были использованы материалы работ известных педагогов и психологов, ролевые игры и психологические тренинги. Но, учитывая направленность слушателей, мы решили расширить возможности формирования культуры делового общения посредством использования информационных технологий. Это оказалось весьма эффективным. В процессе работы в Интернет студенты совершенствовали навыки организации опосредованного коммуникативного процесса; овладевали умениями грамотного ведения деловой переписки, организацией дискуссии на профессиональные темы. В завершении элективного курса был проведен срез по основным характеристикам культуры делового общения в соответствии с разработанными критериями, в ходе которого было выявлено, что  уровень развития способностей к деловой коммуникации повысился у 12% студентов. Но главным итогом этой работы явилось осознание необходимости и стремление к саморазвитию культуры делового общения у большей части слушателей, когда важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения и проявлять готовность к обучению в течение всей жизни [3].

 

Список литературы

1.      Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М,2006. - 295 с.

2.      Кузин Ф.А. Культура делового общения. – Москва, 1997. -240 с.

3.      Варламова С.Г., Васильев Н.Н., Сокольникова Ф.М. Формирование субъект-субъектного взаимодействия в проектной деятельности. - В сб.: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе Киров, 2014. С. 384-386.

4.      Сокольникова Ф.М. Активные  методы  обучения  в  преподавании  дисциплин «Основы  менеджмента», «Управление персоналом». Педагогика, психология и образование: от теории к практике./Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, ИЦРОН, 2014. С. 61-63.