Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЕСТЕСТВЕННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В основу ФГОС НОО II поколения положен деятельностный подход, предполагающий первостепенность роли ребенка  в «открытии» знаний об окружающей его  действительности,  соответствующих современному уровню НТР. Это удовлетворяет актуальным в настоящее время ориентирам и технологиям преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе: проблемно-диалогической (ПДО), критического мышления, эмпирическому методу, личностно-ориентированному, предметно-практическому подходам и т.д., – требующим от учителя соответствующего уровня подготовки. Данное требование было учтено при разработке и апробации в рамках Научно-исследовательского института столичного образования МГПУ (НИИСО МГПУ) программы повышения профессиональной квалификации «Применение инновационных технологий в курсе ―Окружающий мир‖ как реализация ФГОС НОО второго поколения» (авторский коллектив – Е.Ф. Козина, И.В. Потапов, Т.М. Смирнова): аудитория (категория) – слушатели курсов направления подготовки «Повышение квалификации учителей начальных классов г.Москвы» (ООП «050708.65 – Педагогика и методика начального образования»; форма обучения – очная; длительность курса (аудиторная нагрузка) – 36 ч (6 ч / день; лекций – 18 ч, практических занятий – 18 ч). Она также была создана с учетом современных требований ФГОС ВПО по направлению подготовки «050100.62(68) – Педагогическое образование» и нацелена на ознакомление слушателей с основными концепциями современного естествознания (КСЕ) и современными тенденциями в области обучения младших школьников предмету «Окружающий мир». Достижение этой цели возможно при решении задач: 1) ознакомить слушателей с основными КСЕ и раскрыть возможность использования данных знаний на уроках дисциплины «Окружающий мир» в современной школе; 2) раскрыть технологические особенности естественнонаучной  работы  с  младшими  школьниками  по  разным  авторским  программам  предмета «Окружающий мир» различных учебно-методических комплектов (УМК), дидактических систем; 3) показать методику конструирования разнообразных занятий обществоведческой и естественнонаучной направленности с целью соблюдения преемственности в формировании целостной научной картины мира у детей предшкольного и младшего школьного возраста.

Процесс преподавания данной образовательной программы направлен на отработку у слушателей следующих компетенций: способность реализовывать учебные программы базовых и элективных интегрированных и однопредметных естественнонаучных курсов в различных образовательных учреждениях; готовность применять современные методики и технологии (ИКТ, деятельностные и т.д.) для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на начальной образовательной ступени конкретного учебного учреждения; способность применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать. В результате обучения слушатель должен: 1) знать: теоретические основы естественнонаучного образования (в том числе на начальной образовательной ступени); содержание учебной дисциплины «Окружающий мир» и требования, предъявляемые к ее изучению, согласно ФГОС НОО II поколения и Примерной программе предметной подготовки; многообразие традиционных и инновационных технологий обучения младших школьников по данному курсу и особенности реализации в нем деятельностного подхода; технологию разработки современного урока «Окружающий мир» с учетом требований ФГОС НОО; особенности системы учебников нового поколения «Планета знаний» как средства реализации ФГОС НОО, организации дифференцированного подхода к обучению; 2) уметь: ориентироваться в многообразии современных программ по ознакомлению младших школьников с окружающим миром и технологиях проводимой работы; объяснять особенности, структуру УМК и давать им аргументированную оценку; корректировать содержание авторских курсов, исходя из современной КСЕ; планировать урок по курсу «Окружающий мир» в соответствии с его авторской концепцией и с использованием активизирующих учебный процесс технологий; реализовывать дифференцированный подход в обучении по курсу «Окружающий мир»; организовывать наблюдения учащихся за природными объектами и явлениями, использовать их результаты в учебном процессе; проводить естественнонаучную опытно-практическую работу с младшими школьниками и организовывать  их  проектную  исследовательскую  деятельность;  3)  владеть:  специфической  для  курса «Окружающий мир» методикой обучения (отбирать формы работы, соответствующие содержанию, и формулировать цель занятий с учетом требований ФГОС НОО; разрабатывать и проводить разные типы уроков, в том  числе с использованием ИКТ); навыками  работы с  учебными  пособиями по вариативным программам «Окружающий мир» и самостоятельного поиска необходимой методической информации.

Программа «Применение инновационных технологий в курсе ―Окружающий мир‖ как реализация ФГОС НОО второго поколения» структурирована в соответствии с разделами:

I.    Научные основы школьных курсов естественнонаучного цикла (начальная ступень обучения) (12 ч). Рассматриваемые вопросы: 1) проблемы адаптации уровня современного естествознания в содержании школьных курсов «Окружающий мир»; 2) типичные ошибки в преподавании начального естествознания в разделах «Землеведение (география)», «Ботаника», «Зоология», «Экология»; 3) исследовательская деятельность младших школьников с объектами живой и неживой природы (наблюдения, опытно-экспериментальная работа).

Содержание блока. Проблемы повышения научного уровня содержания курса «Окружающий мир»: типичные ошибки и их преодоление. Современные представления о многообразии органического мира, системе живой природы, разнообразии и классификации растений и животных, об основных функциях растительного и животного организма (питании, дыхании, размножении и развитии), взаимосвязях флоры и фауны (биотические взаимоотношения), структуре биоценозов (природных сообществ). Системный (биогеоценотический) и фактологический подходы к изучению последних в начальной школе.

Определение перечня природных объектов, процессов и явлений, за которыми (в рамках школьной программы) устанавливается наблюдение. Особенности организации наблюдений в природе за объектами и процессам; система заданий для школьников по изучению установленных объектов, явлений и процессов. Организация наблюдений за взаимосвязями между неживой и живой природой, влиянием деятельности человека на природные объекты.

Современные экологические представления: регулирующая роль факторов внешней среды, организация биотического сообщества (биоценоза), структура экосистем, эволюция экосистем (экологическая сукцессия).

Содержание практических работ младших школьников экологической направленности. Составление учащимися плана экоисследований своей местности на основе проведенных ими во время экскурсий наблюдений. Исследовательская экологическая экскурсия в начальной школе.

II.    Обучение младших школьников предмету «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС НОО II поколения (12 ч). Вопросы: 1) содержание и оценка качества современного начального естественнонаучного образования; 2) многообразие подходов к обучению младших школьников предмету«Окружающий мир» в современных УМК; 3) технология организации и проведения современного урока «Окружающий мир».

Содержание блока. Состояние современного начального естественнонаучного образования российских школьников (сравнительные результаты Международных исследований «Trends in Mathematics and Science Study») и особенности его реализации в предметной области «Обществознание и естествознание». Содержание действующей Примерной программы по предмету «Окружающий мир»: цель, личностные, метапредметные и предметные результаты   изучения   курса;   тематические  блоки.   Модели   построения современных   курсов «Окружающий мир»: блочная, антропоцентрическая, эволюционная и т.д. Деятельностный подход в обучении младших школьников дисциплине «Окружающий мир». Основные формируемые способы действия.

Технология современного урока «Окружающий мир»: многообразие, требования к организации и проведению, технологическая карта, «понятийная гроздь». Возможность применения инновационных технологий в курсе «Окружающий мир»: коммуникативно-деятельностной, алгоритмированной, проектной, работы в малых группах  сотрудничества  и  т.д.  Своеобразие  проблемно-диалогического  обучения  младших  школьников «Окружающему миру»: универсальный урок и концептуальные нюансы (УМК «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», системы общего развития младшего школьника Л.В. Занкова и развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Сочетание педагогических технологий работы с младшими школьниками в вариативных программах «Окружающий мир» авторских коллективов: З.А. Клепинина, Н.И. Ворожейкина; А.А. Плешаков (УМК «Школа России», в том числе курс И.П. Товпинец как вариативный УМК «Успешный старт»), А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая (УМК «Перспектива»); А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. (УМК «Школа 2100»); Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова (УМК «Начальная школа XXI века»); О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин (УМК «Гармония»); Л.М. Цветова (УМК «Школа знаний, доброты и здоровья»), Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, О.Н. Федотова (УМК «Перспективная начальная школа»); В.И. Сивоглазов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин (УМК «РИТМ»); В.А. Самкова, Н.И. Романова (УМК «Начальная инновационная школа»); Е.П. Суворова, Е.А. Купирова, В.А. Преображенский (УМК «Диалог»); А.А. Гин, С.А. Фаер, И.Ю. Андржеевская (УМК «Образование для Новой Эры»); Е.В. Копп (УМК «Открываю мир»); Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков (система Л.В. Занкова); Е.Н. Букварева, Е.В. Чудинова (технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

III.     Система учебников нового поколения «Планета знаний» как средство реализации ФГОС начального общего образования (12 ч). Вопросы: 1) планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир» в составе УМК «Планета знаний» и их диагностика; 2) возможности типографского и электронного учебника «Окружающий мир» (ЭУ) в ознакомлении младших школьников с природой и обществом; 3) основные виды занятий и специфика структуры урока «Окружающий мир» в составе УМК «Планета знаний»; 4) возможности применения инновационных технологий.

Содержание блока. Учебно-методическая система «Планета знаний». Характеристика содержания предмета «Окружающий мир» в составе УМК «Планета знаний». Особенности интеграции естественнонаучной и социальной составляющих содержания курса. Планируемые результаты освоения программы «Окружающий мир» в составе УМК: предметные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные). Базовый и повышенный уровни освоения содержания курса. Диагностика планируемых результатов освоения программы по курсу «Окружающий мир». Особенности структуры, содержания проверочных и диагностических работ. Система учебников нового поколения по курсу «Окружающий мир» как средство реализации ФГОС НОО: возможности современного электронного и типографского учебника в ознакомлении младших школьников с природой и обществом.

Специфика структуры урока «Окружающий мир» в УМК «Планета знаний». Основные виды занятий: уроки-экскурсии, уроки – практические занятия, уроки с демонстрацией натуральных объектов и их изображений, уроки – игры. Реализация на занятиях системно-деятельностного подхода в обучении. Возможности применения в курсе «Окружающий мир» инновационных технологий (дифференцированный подход, групповая работа, проблемное обучение,  проектная деятельность, исследовательские, ИКТ, мультимедийные технологии).

В процессе реализации программы предусмотрен поэтапный контроль: 1) вводный – комплексный тест «на входе»; 2) промежуточный – разработка исследовательского проекта (презентация) (раздел 1), сообщение на тему «―Окружающий мир‖ в начальной школе: проблемы, новации и перспективы (из собственного опыта преподавания дисциплины)» (предварительное задание), презентация аналитической записки к авторской программе «Окружающий мир», разработка технологических карт и конспектов уроков «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС НОО в технике ПДО, с применением ИКТ (раздел 2) и ЭУ (раздел 3); 3) итоговый – тест «на выходе» по тематическим областям на выявление уровня подготовки слушателей, портфолио. После изучения каждого раздела для уяснения динамики подготовки обучающихся рекомендуется также выполнение блоков контрольных заданий, где каждое естественнонаучное задание имеет обязательный методический крен, например: «Оцените роль опытов в естественнонаучном образовании. Определите место опытно-экспериментальной работы в процессе изучения младшими школьниками ―Окружающего мира‖. Приведите по одному примеру опыта для каждого класса. Результаты отразите в таблице (класс, раздел программы, тема урока; содержание опытов; проблема; гипотеза и задачи; вывод)».

Необходимость понимания слушателями практической значимости изучаемого базового академического материала обусловила разработку в качестве методического сопровождения «Учебно-методического пособия для организации самостоятельной работы студентов (цикл естественнонаучных дисциплин)» с аналогичным подходом к структурированию материала в тандеме «теоретический научный блок – методика его подачи в пропедевтическом курсе ―Окружающий мир‖ с целью формирования познавательных УУД». Все задания в нем (логические, проблемные, исследовательские, проектные) носят интегрированный характер, позволяющий обучающимся осознать возможность применения сведений из академических наук в работе с младшими школьниками, например: «В какие более крупные системы могут объединяться клетки? Выстроите цепочку. Докажите, что организм животного – единая целостная система. Сравните свое доказательство с представленным в учебнике А.А. Вахрушева и др.».

Естественно-методическая пере- / подготовка учителей начальных классов требует организации учебного процесса с учетом обязательного изучения современной КСЕ, достижений НТР и используемых в рамках преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в разных УМК технологий работы (метод зеркальной экстраполяции).