20 января 2018г.
Одной из ключевых фаз в беге на короткие дистанции является старт и стартовый разгон. Именно в
данной фазе спринтер придает ускорение своему телу решая две важнейшие задачи: набор максимальной скорости бега за минимальный промежуток времени и создание условий для эффективного бега по дистанции (использование инерционных сил при перемещении вперед). Улучшение данных показателей требует совершенствования как техники стартового разгона, так и повышения уровня развития двигательных качеств участвующих мышечных групп. В связи с этим в теории и практики подготовки спринтеров является актуальным разработка средств и методов тренировки, совмещающих совершенствование техники
стартового разгона и развитие силовых качеств, повышение мощности
разгона.
В нашем исследовании для решения таких задач применялся бег в упоре с отягощением. В качестве
упора использовалась тележка на колесах со специально установленными ручками. Поверх тележки устанавливались отягощения различного веса, в зависимости от уровня развития двигательных качеств
спортсмена. Ключевой особенностью данного средства было, что выполняя бег в упоре испытуемый мой
сохранять наклон тела и постановку ног, характерные для стартового разгона (см. рисунок 1). Это является главной отличительной особенностью данного устройства, по сравнению с другими общепринятыми
средствами совершенствования стартового разгона (например, бег с отягощением привязанным к поясу).
Таким образом обеспечивалось развитие скоростно-силовых качеств мышц, непосредственно участвующих в стартовом разгоне, в условиях максимально приближенных к
реальным.
Последовательный педагогический эксперимент проводился на группе спринтеров мужчин, квалификации кандидат в мастера спорта - 5 человек и мастер спорта - 3 человека, всего 8 испытуемых. В осенне-зимнем цикле подготовки на этапе С.Ф.П. подготовительного периода испытуемые тренировались по программе, содержащей общепринятые средства и методы совершенствования стартового разгона (бег с
отягощением, привязанным к поясу, различные прыжки, силовые упражнения с отягощением, старты с колодок и без). В весенне-летнем цикле на данном этапе включалась экспериментальная программа продолжительностью 8 недель. Основным отличием данной программы от ранее применяющейся было
использование бега в упоре с отягощением.
Педагогические контрольные испытания проводились в виде тестирования уровня развития
скоростно-силовых качеств мышечных групп, несущих основную нагрузку в стартовом разгоне, а также
двигательных действий, непосредственно определяющих его эффективность.
В качестве таких тестов были отобраны: тройной прыжок в длину с места, бросок ядра лицом вперед
(вес
ядра 6 кг), бег 15 м с низкого старта, бег 30м с низкого старта, приседания со штангой 10 раз с весом 70% от максимального (измерение количества раз за 10 сек). Для большей точности и исключения влияния
времени реакции измерение результата в беге на 15м и 30м производилось с помощью высокоскоростной видеокамеры по количеству кадров, частота съемки 200 к/сек. Также производился замер суммы первых
десяти шагов разгона, чтобы определить влияние применения экспериментальных средств тренировки на длину шага в разгоне.
Результаты тестирования обрабатывались с помощью программы Statgraphics (Статграфикс). Для оценки достоверности различий использовался модифицированный t-критерий Стьюдента для связанных выборок.
Первый экспериментальный месяц тренировок имел схему 3+1 (3 недели развивающие и одна
восстановительная). Количество тренировок в недельном развивающем микроцикле составляло 5 (четверг и
воскресенье выходной), в восстановительном - четыре. В недельном микроцикле можно было выделить дни
по
развитию алактатных возможностей организма (бег на коротких отрезках, бег в упоре с отягощением, старты с колодок), дни, посвященные силовой подготовке (упражнения со значительными отягощениями) и
дни
по
развитию скоростной выносливости.
По мере продолжительности мезоцикла менялась схема применения бега с отягощением в упоре. Первоначально необходимо было определить рабочий вес отягощений. Он должен был быть таким, чтобы
не
менять структуру стартового разгона. Далее он повышался на 20% каждые две недели. Длина отрезка
выбиралась в соответствии с длиной стартового разгона в спринте. Она может немного меняться по мере развития физического
состояния бегуна. Количество повторений и интервалы отдыха выбираются так,
чтобы следующий отрезок выполнялся без снижения интенсивности. Особо важно, что сразу после бега в упоре с отягощением выполняются выбегания с низкого старта.
В начале и в конце этапа С.Ф.П. подготовительного периода осенне-зимнего цикла подготовка
среди испытуемых были проведены тестирования. Почти во всех видах тестирования наблюдалось небольшое улучшение, но различие не достоверно (p>0,05), кроме полуприседа со штангой, где (p<0,05).
В весенне-летнем цикле подготовки, также проводились тестирования, до и после применения бега в упоре с отягощением (см. таблицу 1). Несмотря, на некоторое снижение объема традиционно применяемых средств развития скоростно-силовых качеств спринтера (прыжковые упражнения, метания
снарядов, работа с отягощениями), ввиду использования бега в упоре с отягощением, наблюдается
достоверно значимое улучшение почти по всем видам контроля (p<0,05), кроме тройного прыжка с места. Эти результаты говорят об эффективности развития данных качеств экспериментальными средствами
тренировки и возможном замещении ими некоторых общепринятых упражнений в случае двигательных ограничений. Отдельно следует отметить улучшение времени стартового разгона в беге на 15 м и 30м, на
0,04с
и 0,05с соответственно (P<0,05).
Таблица 1 - Результаты тестирования испытуемых в начале и конце экспериментального цикла подготовки (n=8)
|
|
15 м н/с (сек)
|
30 м н/с
(сек)
|
Бросок ядра (м)
|
Тройной
с
места (м)
|
Полуприсед
со штангой
10 раз (сек)
|
В начале
|
x ± S
|
2,47±0,01
|
3,70±0,02
|
15,23± 0,24
|
8,91±0,13
|
7,8±0,1
|
σ
|
0,04
|
0,05
|
0,67
|
0,37
|
0,2
|
В конце
|
x ± S
|
2,43±0,01
|
3,65±0,02
|
15,38± 0,23
|
8,92±0,15
|
7,5±0,1
|
σ
|
0,03
|
0,05
|
0,63
|
0,43
|
0,1
|
P-value
|
|
0,002
|
0,00001
|
0,01
|
0,62
|
0,0003
|
p
|
|
<0,05
|
<0,05
|
<0,05
|
>0,05
|
<0,05
|
Согласно данным Озолина (2010) и
др.
специалистов частота шагов после второго шага в стартовом
разгоне не меняется, а скорость растет только за счет увеличения длины шагов, причем наибольшее изменение длины наблюдается на первых восьми-десяти шагах. В связи с этим, нами проводились замеры
длины первых десяти шагов стартового разгона у испытуемых в начале и
в конце обоих циклов подготовки.
Данные результаты представлены в таблице 2. В осенне-зимнем цикле подготовки наблюдалось небольшое
увеличение длины шагов, но различие не достоверно.
В весенне-летнем цикле подготовки, когда
применялся бег в упоре с отягощением, наблюдается значительное увеличение длины шагов (в среднем
почти на 20 см, P<0,05). Причем, спринтеры, которые улучшили результаты в беге на 15м и 30м, значительно увеличили
суммарную длину шагов.
Таблица 2 - Средние значения суммы первых десяти
шагов стартового разгона испытуемых (n=8)
|
Осенне-зимний
цикл (м) (контрольный)
|
Весенне-летний цикл (м)
(экспериментальный)
|
|
начало
|
конец
|
начало
|
конец
|
x ± S
x
|
18,77±0,04
|
18,80±0,04
|
18,82±0,04
|
19,01±0,03
|
σ
|
0,13
|
0,11
|
0,12
|
0,11
|
P-value
|
0,31
|
0,00005
|
P
|
>0,05
|
<0,05
|
Результаты проведенного исследования доказывают эффективность применения бега в упоре с отягощением для совершенствования стартового разгона.
Список литературы
1.
Гагуа, Е.Д. Тренировка спринтера / Е.Д. Гагуа; Моск. рег. центр развития легкой атлетики ИААФ.- М.: Олимпия Пресс: Терра-Спорт, 2001.-72с. - ISBN 5-94299-003-4.
2.
Озолин, Э.С. Спринтерский бег / Э.С. Озолин; Моск. Регион. Центр развития легкой атлетики ИААФ. –М.: Человек, 2010. – 175с. − ISBN 978-5-904885-13-7
3.
Тютиков, П.А. Использование современного тренажера VertiMax в подготовке спринтера / П.А. Тютиков, С.Е. Войнова; // Легкая атлетика: сборник научно-методических трудов / под. ред. А.В. Масленникова; М-во спорта Российской
федерации; Нац. гос. ун-т
физ. культуры, спорта и
здоровья им. П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург.- Санкт-Петербург, 2017. - С.62-66.