Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В современном российском обществе происходят социально-экономические и политические преобразования, поэтому особенность становления человека, который умеет адекватно и динамично общаться с окружающим миром, вызывает большой интерес в педагогической науке. В современной высшей школе существуют некоторые противоречия между процессами развития личности и традиционной системой вузовского образования.

В нашей стране одним из основных средств воспитания человека, сочетающего в себе как духовное богатство и моральную чистоту, так и физическое совершенство стала физическая культура.

Физическая культура представляет собой органическую часть общечеловеческой культуры, являясь при этом особой самостоятельной областью. Наряду с этим, физическая культура  - это специфичный процесс и результат человеческой деятельности, представляющий собой средство и способ физического совершенствования личности. Важность физической культуры заключается в том, что она воздействует на важные стороны человека, которые передаются генетически и формируются под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура может удовлетворять социальные потребности не только в общении, игре и развлечениях, но и в некоторых формах самовыражения личности при помощи социально-активной полезной деятельности.

В этом отношении физическая культура представляет собой некий социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека, который обеспечивает направленное развитие его жизненно значимых физических качеств и способностей. В основе физической культуры заложена целесообразная двигательная деятельность, представленная в виде физических упражнений, формирующих определенные умения, навыки и физические способности, а так же улучшает состояние здоровья и работоспособность человека.

В теории и практике физической культуры выработаны определенные установки по реорганизации системы образования, главной из которых является осуществление гуманистического подхода, в котором личность как высшая социальная ценность переходит из объекта педагогического воздействии в субъект созидательной деятельности.

Личность человека представляет собой синтез психофизиологических, духовных и материальных потребностей человека. Так как человек является сложным и многогранным биосоциокультурным существом, необходимо учитывать значительное количество неблагоприятных факторов, которые влияют на индивида. Собственно в этом случае и выявляется главная ценность физической культуры как основного позитивного явления, при помощи которого формируется социально-адекватный человек.

Кругозор личности в области физической культуры определяется знаниями. Знания делятся на теоретические, методические и практические. Основой теоретического знания является история развития физической культуры, принципы функционирования организма человека в двигательной деятельности и выполнение двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. С помощью методических знаний получают ответ на вопрос: «каким образом применяются теоретические знания на практике, как саморазвиваться и самосовершенствоваться в области физической культуры?». Практические знания отвечают на вопрос: «как правильно выполнять определенной физическое упражнение или двигательное действие?».

Необходимость знаний для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности определяется необходимостью осознания себя как личности, пониманию своих интересов, стремлений и переживаний. Переживание разных эмоций, которые сопровождают самопознание и развивают отношение к себе, образует самооценку личности. У такой самооценки имеется две стороны — содержательная (знания) и эмоциональная (отношение). Знания о себе сопоставляются как со знаниями об окружающих, так и с идеалом. Результатом становится мнение о том, что у человека лучше, а что хуже, чем у остальных, и каким образом приблизиться к идеалу. Следовательно, самооценка является результатом познания себя в сравнении с другими. При помощи самооценки появляются самоуважение, тщеславие, честолюбие. Студент, в процессе занятий физической культурой ставит перед собой цели различной сложности, т.е. у него есть некий уровень притязаний, который должен соответствовать его реальным возможностям. Если этот уровень занижен, это может сковать инициативу и его активность в физическом совершенствовании, в свою очередь, завышенный уровень может стать следствием разочарования в занятиях, утрате веры в свои силы и т.д.

Мировоззрение индивида определяет направленность его оценок и взглядов в области физической культуры, побуждая его активность, становясь принципами го поведения. Особенность мировоззрения студента придает его поступкам особенное значение и направленность.

Потребность в физической культуре становится главной побудительной, направляющей и регулирующей силой поведения личности. Это может быть потребность в движении и физической нагрузки, в общении, проведении свободного времени с друзьями, в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке, самоутверждении, в эстетическом удовольствии, в совершенствовании качества занятий физкультурой и т.д. На основе потребностей возникает система мотивов, определяющая устремленность личности, которая стимулирует и мобилизует личность на определенную активность.

Физическая культура становится серьезным средством в процессе становления личности, так как она способна на формирование интеллектуальных способностей, на реализацию физических качеств, с учетом логики применяемых методов, порядок освоения, оздоровительную значимость специальной нагрузки, на развитие способности к организации и управлением физическим самосовершенствованием, на формирование научного мировоззрения, серьезное отношение к труду, эстетические и нравственные качества, на обучение методам самовоспитания, самосовершенствования, самоконтроля и коррекции. Таким образом, физическая культура способна воздействовать на все стороны личности, то есть способствует развитию полностью сформированной и гармоничной личности. Такая личность гораздо быстрее будет адаптироваться в разных жизненных ситуациях, и ей будет значительно проще найти свое место в социуме.

Итогом деятельности в физической культуре становится физическая подготовленность и уровень совершенства двигательных умений и навыков, значительный уровень формирования жизненных сил, спортивные победы, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие.

В ходе физического воспитания происходит влияние не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальное единство. Следовательно нельзя судить о физической культуре личности, основываясь только на развитии ее физических возможностей, не учитывая ее мысли, чувства, ценностные ориентации, направленность и степень развитости интересов, потребностей и убеждений.

Таким образом, физическая культура представляет собой определенный род культурной деятельности, результаты которой необходимы как для общества в целом, так и для индивидуума. В общественной жизни в системе образования, воспитания, в организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура выражает свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствуя возникновению такого общественного направления, как физкультурное движение.

Вследствие вышесказанного, можно говорить о существенной роли физической культуры в формировании личность студента.



Список литературы

1.      Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И. С. Барчуков. – М. : КНОРУС, 2011

2.      Беляев, B.C. Здоровье и личностный качества – важнейшие факторы конкурентоспособности / В. С. Беляев, А. И. Михеев. – М.: Советский спорт, 1995

3.      Гулько, Я. Н. Социально-биологические основы физической культуры / Я.Н. Гулько. – М., 1994.

4.      Давиденко, Д.Н. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Д.Н. Давиденко, П.В. Половников, Ю.Ю. Глушков. – СПб.: СПбГТУ, 1997.

5.      Морозов      О.С.      Психолого-педагогические      и      методические      основы      физических      упражнений оздоровительной направленности / О.С. Морозов, В.Ю. Фадеев. – Калининград : КЮИ, 2004

6.      Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002

7.      Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003

8.      Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I – III курсов) / сост. В.Н. Буянов, И.В. Переверзева. – Ульяновск : УлГТУ, 2011.

9.      Чоговадзе, А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А.В. Чоговадзе, М.М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №7. – С. 8-10