28 января 2017г.
В настоящее время благодаря гуманизации современного образования, в массовые школы попадают дети с разным уровнем подготовки и развития в целом. Поэтому актуальной является реализация дифференцированного подхода к обучению детей младшего школьного возраста.
Дифференциация в переводе с латинского языка означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированным обучением называется такой учебно – воспитательный процесс, в котором учитываются типичные индивидуальные различия учащихся [2].
Согласно мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, позволяющее наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребенка [1].
Проблема дифференцированного подхода исследовалась в работах С.В. Алексеева, И.А. Арапова, Т.Н. Захаровой, О.Б. Лошновой, М.Г. Синяковой, М.Х. Спатаевой, И.В. Тельнюк, И.Э. Унт и других ученых, и в основном при обучении школьников.
Выделяют два основных вида дифференциации обучения младших школьников:
- внешняя дифференциация: предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями (школы особого типа), а так же проявляется в создании особых классов (профильные классы, классы компенсирующего и коррекционно – развивающего обучения). Данный вид дифференциации делится еще на профильную и уровневую, где идет учет уровня развития детей.
- внутренняя дифференциация: предполагает организацию работы внутри класса, в микрогруппах, которые формируются по устойчивым индивидуальным особенностям [6].
Данная дифференциация подразумевает работу в несколько этапов:
1. определение критериев, по которым создаются группы младших школьников для дифференцированной работы;
Большинство классов массовых школ разноуровневые, поскольку дети в них отбираются только по возрастному признаку. Педагоги обычно выделяют для себя среди учеников: «сильных», «средних», «слабых». Дифференцированный подход же помогает избежать усреднения, и ориентирован на уникальность и неповторимость личности каждого ребенка.
Поэтому основными критериями дифференциации младших школьников являются: обученность, которая включает имеющийся на сегодняшний день запас знаний, так и уже сложившиеся способы и приемы их получения (умение учиться) и обучаемость, то есть восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, готовность к переходу на новый уровень умственного развития [4].
2. проведение диагностики на основе выбранных критериев деления;
3. распределение школьников по итогам диагностики;
4. определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп детей;
5. реализация дифференцированного подхода к детям младшего школьного возраста на различных этапах занятия;
6. диагностический контроль над динамикой работы, в соответствии с которым для наибольшей эффективности можно изменять состав группы и характер дифференцированных заданий.
В последние годы возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывающие значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям. Причем в большинстве случаев общая оценка интеллектуального развития данного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей. Подобные затруднения, по данным разных авторов (Э.М. Александровская, И.А. Коробейников, Е.В. Новикова, Н.Н. Савина и др.), испытывают от 15 - 40% до 60% и более от детской популяции младшего школьного возраста, при этом отмечается тенденция к их дальнейшему увеличению [3]. Это дети с проблемами неуспешности в обучении, впоследствии – это дети «группы педагогического риска». К данной категории детей так же можно отнести детей, находящихся в социально – реабилитационных центрах, которые попадают туда из неблагополучных семей.
В выше упомянутых случаях больше всего подходит уровневая дифференциация. Как и любого подхода у нее тоже есть свои достоинства и недостатки.
Положительные стороны уровневой дифференциации для младших школьников:
- исключение усреднение детей в ходе занятия;
- появление возможности у педагога подтянуть «слабого», помочь «среднему» в достижении наилучших результатов и уделить внимание «сильному»;
- повышение вероятности более эффективной работы с «детьми группы риска» («трудными»), которые плохо адаптируются к общественным нормам;
- повышение уровня мотивации у «сильных» учеников;
- повышение «Я - концепции» (с помощью создания ситуаций успеха для «слабых» и уверенности в своих способностях у «сильных»);
- появление ощущений у детей: что они находятся в группе, где собранные «похожие на меня», учиться легче, нет оценки со стороны, то есть сохраняется индивидуальность ребенка;
- создание возможности выбора школьником уровня сложности и трудности заданий;
- создание условий для каждого ученика в приобретении стандартного уровня подготовки, что способствует повышению качества знаний.
Отрицательные аспекты:
- не все родители и педагоги считают деление по уровню гуманным;
- «слабые» дети лишаются шанса посоревноваться с более «сильными», тянуться за ними;
- социально – экономическое неравенство;
- перевод в группы может восприниматься как унижение достоинства;
- ошибки несовершенства диагностики приводят к тому, что в группы «слабых» могут попасть неординарные дети;
- у «сильных» может возникнуть видимость своей исключительности и развиться эгоистический комплекс, а у слабых групп наоборот, снизиться уровень самооценки, признание своей слабости;
- деление на группы не идет на пользу общей атмосфере класса.
Учитывая отрицательные стороны можно скорректировать работу, но самое главное, такой подход улучшает взаимоотношения между педагогом и ребенком, настраивает на учебный лад и повышает познавательный интерес к деятельности, предмету изучения.
На долю педагога ложится большая ответственность: не только в более качественной подготовке к занятиям, учитывая индивидуальные возможности каждого, а также ведение журналов наблюдений, постоянные проверки эффективности принятых мер, взаимодействие с родителями, а самое важное - создание благоприятной атмосферы для всех учащихся.
Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на разных этапах урока, с использованием разнообразных вспомогательным материалов (наглядных материалов, карточек и много другого). На этапе введения нового материала педагогу желательно работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, с помощью обратной связи удостоверившись, что все понятно донесено, можно переходить к дифференцированной самостоятельной работе. Содержание контрольных и проверочных должно показать учащимся то, что они знают, а не то, что они не знают. Организуя индивидуальную работу важно повысить интерес к занятиям, стремление ликвидировать пробелы в знаниях, этого можно достичь вселив в детей веру в свои силы, отмечая малейшие успехи и объясняя, что все можно еще поправить и научиться. Необходимо так же следить за постепенным увеличением трудности заданий, чтобы ребенок чувствовать свои самостоятельные шаги, продвижение вперед своими силами, но с помощью верного наставника, при необходимости готового дополнительно помочь с пробелами в знаниях, индивидуально.
Дифференцированный подход позволяет избежать перегрузки школьников и обучать каждого на уровне его собственных возможностей и способностей. Это позволяет избежать большого спектра очень серьезных проблем.
Список литературы
1. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно – ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - №1. – С. 17 – 24.
2. Бутузов, И. Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников / И. Т. Бутузов. - М., 1968, - 65 с.
3. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. – М.: Ред-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. – 126 с.
4. Менчинская, Н. А., Моро, М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах [Текст] / Н. А. Менчинская, М.И. Моро- М.: Просвещение, - 1965. – С. 41 – 42.
5. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. — М.: Педагогика, 1990.— 192 с.
6. Шабалина, З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников [Текст] / З.П. Шабалина // Начальная школа. - 1990. - № 6. - С. 26-28.