Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

В настоящее время благодаря гуманизации современного образования, в массовые школы попадают дети с разным уровнем подготовки и развития в целом. Поэтому актуальной является реализация дифференцированного подхода к обучению детей младшего школьного возраста.

Дифференциация в переводе с латинского языка означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированным обучением называется такой учебно – воспитательный процесс, в котором учитываются типичные индивидуальные различия учащихся [2].

Согласно мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, позволяющее наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребенка [1].

Проблема дифференцированного подхода исследовалась в работах С.В. Алексеева, И.А. Арапова, Т.Н. Захаровой, О.Б. Лошновой, М.Г. Синяковой, М.Х. Спатаевой, И.В. Тельнюк, И.Э. Унт и других ученых, и в основном при обучении школьников.

Выделяют два основных вида дифференциации обучения младших школьников:

-   внешняя дифференциация: предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями (школы особого типа), а так же проявляется в создании особых классов (профильные классы, классы компенсирующего и коррекционно – развивающего обучения). Данный вид дифференциации делится еще на профильную и уровневую, где идет учет уровня развития детей.

-   внутренняя дифференциация: предполагает организацию работы внутри класса, в микрогруппах, которые формируются по устойчивым индивидуальным особенностям [6].

Данная дифференциация подразумевает работу в несколько этапов:

1.   определение критериев, по которым создаются группы младших школьников для дифференцированной работы;

Большинство классов массовых школ разноуровневые, поскольку дети в них отбираются только по возрастному признаку. Педагоги обычно выделяют для себя среди учеников: «сильных», «средних», «слабых».  Дифференцированный  подход  же  помогает  избежать  усреднения,  и  ориентирован  на уникальность и неповторимость личности каждого ребенка.

Поэтому основными критериями дифференциации младших школьников являются: обученность, которая включает имеющийся на сегодняшний день запас знаний, так и уже сложившиеся способы и приемы их получения (умение учиться) и обучаемость, то есть восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, готовность к переходу на новый уровень умственного развития [4].

2. проведение диагностики на основе выбранных критериев деления;

3. распределение школьников по итогам диагностики;

4. определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп детей;

5.   реализация дифференцированного подхода к детям младшего школьного возраста на различных этапах занятия;

6.      диагностический контроль над динамикой работы, в соответствии с которым для наибольшей эффективности можно изменять состав группы и характер дифференцированных заданий.

В последние годы возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывающие значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям. Причем в большинстве случаев общая оценка интеллектуального развития данного контингента детей  может и  не выходить за пределы средненормативных показателей. Подобные затруднения, по данным разных авторов (Э.М. Александровская, И.А. Коробейников, Е.В. Новикова, Н.Н. Савина и др.), испытывают от 15 - 40% до 60% и более от детской популяции младшего школьного возраста, при этом отмечается тенденция к их дальнейшему увеличению [3]. Это дети с проблемами неуспешности в обучении, впоследствии – это дети «группы педагогического риска». К данной категории детей так же можно отнести детей, находящихся в социально – реабилитационных центрах, которые попадают туда из неблагополучных семей.

В выше упомянутых случаях больше всего подходит уровневая дифференциация. Как и любого подхода у нее тоже есть свои достоинства и недостатки.

Положительные стороны уровневой дифференциации для младших школьников:

- исключение усреднение детей в ходе занятия;

-     появление возможности у педагога подтянуть «слабого», помочь «среднему» в достижении наилучших результатов и уделить внимание «сильному»;

-    повышение вероятности более эффективной работы с  «детьми группы риска» («трудными»), которые плохо адаптируются к общественным нормам;

-   повышение уровня мотивации у «сильных» учеников;

-   повышение «Я - концепции» (с помощью создания ситуаций успеха для «слабых» и уверенности в своих способностях у «сильных»);

-    появление ощущений у детей: что они находятся в группе, где собранные «похожие на меня», учиться легче, нет оценки со стороны, то есть сохраняется индивидуальность ребенка;

-   создание возможности выбора школьником уровня сложности и трудности заданий;

-    создание условий для каждого ученика в приобретении стандартного уровня подготовки, что способствует повышению качества знаний.

Отрицательные аспекты:

-   не все родители и педагоги считают деление по уровню гуманным;

-   «слабые» дети лишаются шанса посоревноваться с более «сильными», тянуться за ними;

-   социально – экономическое неравенство;

-   перевод в группы может восприниматься как унижение достоинства;

-    ошибки несовершенства диагностики приводят к тому, что в группы «слабых» могут попасть неординарные дети;

-    у «сильных» может возникнуть видимость своей исключительности и развиться эгоистический комплекс, а у слабых групп наоборот, снизиться уровень самооценки, признание своей слабости;

-   деление на группы не идет на пользу общей атмосфере класса.

Учитывая отрицательные стороны можно скорректировать работу, но самое главное, такой подход улучшает взаимоотношения между педагогом и ребенком, настраивает на учебный лад и повышает познавательный интерес к деятельности, предмету изучения.

На долю педагога ложится большая ответственность: не только в более качественной подготовке к занятиям, учитывая индивидуальные возможности каждого, а также ведение журналов наблюдений, постоянные проверки эффективности принятых мер, взаимодействие с родителями, а самое важное - создание благоприятной атмосферы для всех учащихся.

Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на разных этапах урока, с использованием разнообразных вспомогательным материалов (наглядных материалов, карточек и много другого). На этапе введения нового материала педагогу желательно работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, с помощью обратной связи удостоверившись, что все понятно донесено, можно переходить к дифференцированной самостоятельной работе. Содержание контрольных и проверочных должно показать учащимся то, что они знают, а не то, что они не знают. Организуя индивидуальную работу важно повысить интерес к занятиям, стремление ликвидировать пробелы в знаниях, этого можно достичь вселив в детей веру в свои силы, отмечая малейшие успехи и объясняя, что все можно еще поправить и научиться. Необходимо так же следить за постепенным увеличением трудности заданий, чтобы ребенок чувствовать свои самостоятельные шаги, продвижение вперед своими силами, но с помощью верного наставника, при необходимости готового дополнительно помочь с пробелами в знаниях, индивидуально.

Дифференцированный подход позволяет избежать перегрузки школьников и обучать каждого на уровне его собственных возможностей и способностей. Это позволяет избежать большого спектра очень серьезных проблем.

 

Список литературы

 

1.   Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно – ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - №1. – С. 17 – 24.

2.   Бутузов, И. Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников / И. Т. Бутузов. - М., 1968, - 65 с.

3. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. – М.: Ред-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. – 126 с.

4.    Менчинская, Н. А., Моро, М. И. Вопросы методики  и психологии  обучения арифметике в начальных классах [Текст] / Н. А. Менчинская, М.И. Моро- М.: Просвещение, - 1965. – С. 41 – 42.

5.   Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. — М.: Педагогика, 1990.— 192 с.

6.    Шабалина, З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников [Текст] / З.П. Шабалина // Начальная школа. - 1990. - № 6. - С. 26-28.