Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ РАЗВИТИЯ В СТАНОВЛЕНИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Под бессознательным принято понимать неосознаваемые психические процессы, к которым относятся ощущение, память, мышление, мотивация. Такие процессы, явления, свойства и состояния актуально не осознаются человеком и не рефлексируются. Бессознательное невозможно контролировать и давать оценку результатам действия, так как реальность, которая отражается им, сливается с теми чувствами, переживаниями, которые ощущает субъект сознания.

Бессознательные движения являются сознательными в прошлом, но ставшие автоматическими, а поэтому и неосознаваемыми сейчас, связи с тем, что были часто повторяемы. Сюда же входят и явления, которые вызваны болезненным состоянием (галлюцинации, бред); побуждения к деятельности с отсутствием осознания цели этой деятельности; и психические явления, которые возникают во сне.

Как говорил З. Фрейд: «Сознание – лишь небольшая часть ума; оно включает то, что мы сознаём в каждый данный момент» [3]. Если говорить об основе сознательного, которое характеризует человека и его поступки, то, по мнению многих ученых, оно лежит в бессознательном, а затем переходит в сознательное. Из этого следует, что главное место в психике занимает бессознательное. Это самое бессознательное накапливается человеком в течение всей своей жизни по средствам ощущения, восприятия, сенсорных функций, однако, какая-то доля бессознательного является наследственной, полученная генетическим и филогенетическим путём.

Бессознательное противопоставляется сознательному – «Я» и Фрейдом называется «Оно», характеризуясь при этом силой в структуре психики личности, где главенствуют принцип удовольствия и страсти. «Я» пытается подавить «Оно», замещая при этом принцип удовольствия принципом реальности. Исходя из этого, человечество подавляет свои бессознательные низменные инстинкты живя в социуме. В случае, когда такие инстинкты прорываются наружу, происходят преступления, которые именуются как «на почве аффекта», к ним относятся убийства из-за ревности, из-за внезапной вспышки гнева, изнасилование и тому подобное. Из этого следует, что «Оно» вышло из-под контроля «Я» и в данный момент ему не подчиняется.

Также Фрейдом выделяется «Сверх – Я» или «Я – идеал», которое олицетворяет социальные нормы, идеалы, совесть и всё что ограничивает индивида, при этом делая его цивилизованным и позволяя ему жить в обществе людей. «Сверх – Я» также, как и «Оно», является бессознательным по своей природе. Однако у них есть отличие, «Оно» является наследственным бессознательным, а «Сверх – Я» - это приобретённое бессознательное.

Это высокое бессознательное характеризует то, к чему стремится человек и к чему бессознательно поклоняется. В большинстве случаях таким бессознательным «Я – идеалом» в детском возрасте служит отец, а сложные взаимодействия между сознательным «Я», бессознательным «Оно» и «Сверх – Я» происходят под влиянием Эдипова комплекса. Следовательно, «Оно», которое формирует Эдипов комплекс, наталкивает на «Сверх – Я», препятствующее проявлению «Оно». Так как в «Оно» главенствует принцип удовольствия, а в «Я» он замещается принципом реальности, то в «Сверх – Я» начинает доминировать принцип идеальности, являющийся бессознательным, который удерживает «Оно» от проявлений принципа удовольствия, в том числе от посягательства личности на тело матери и жизнь отца. В таком случае, «Оно» может желать убить отца, но «Я» будет бояться совершить такой поступок, в то время как «Сверх – Я» слишком уважает отца.

Удивителен тот факт, что такие страсти бушуют в едва сформировавшейся душе ещё маленького ребёнка помимо его сознания.

Под бессознательным же З. Фрейд понимает первичные детские влечения, живущие в каждом из нас, которые из-за рассогласования с остальными установками, мотивами и потребностями человека или из- за своей социальной неприемлемости не осознаются. Бессознательное включает в себе только те моменты, которые уже однажды осознавались, или то, что промелькнуло в сознании личности с какой-либо мерой интенсивности. В бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании.

Бессознательный материал обладает непосредственностью, жизненностью, внутренней связанностью, эмоциональной силой. Бессознательный материал является нереализованными влечениями психосексуального характера, отчуждающиеся с помощью механизма вытеснения, которые обнаруживают себя в сновидениях, оговорках, обмолвках, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание. Инстинкты или побуждения – это напряжения, направляющие организм к определенным целям, которые являются последними причинами всякой деятельности.

Бессознательное можно сравнить с обычной пассивной памятью, однако есть значительное различие между ними. Пассивная память используется для того, чтобы запомнить то, что вы узнаёте, а информация таким образом хранится очень долго. Бессознательные содержания, в свою очередь, имеют определённый заряд активной психической энергии и продолжают оказывать скрытое влияние на поле зрение обычного повседневного сознания. Такое взаимодействие пропорционально: чем выше заряд энергии подавления, тем агрессивнее, сильнее её влияние на сознательные процессы. Из этого следует, что бессознательное по З. Фрейду, как иллюстрация борьбы добра и зла, оказывается на позиции враждебного конфликта с сознанием.

Теория Д.Н. Узнадзе определяет бессознательное как установку, которая лежит в основе протекания всей психической жизни того или иного человека и которая определяет своеобразие процессов его сознания. По мере срабатывания установки в воздействии на поведенческую реакцию, на её месте появляется следующая установка, которая соответствует удовлетворению новой последующей потребности личности. Бессознательное в этом случае является ничем иным как содержанием психики, которое не может быть никогда осознанно и ни при каких условиях.

В педагогическом процессе используются методы для выработки высокоавтоматизированных бессознательных действия, умений, привычек и навыков, которые могу быть бытовыми, профессиональными и нравственными, помогая человеку осуществлять деятельность в повседневной жизни. Такие бессознательные действия, умения, привычки и навыки ложатся в основу для формирования у человека других привычек, умений и навыков и являются базой для педагогического процесса. Ни один человек не в силах познать причины этих высокоавтоматизированных и импульсивных действий, они остаются за пределами сознания субъекта.

В современной психологии выделяют следующие понятия подсознательного, надсознательного и бессознательного.

Под подсознательным понимается воспоминания, желания, эмоции, представления, перешедшие из сознательного в бессознательное силу каких-либо обстоятельств. Однако при наличии конкретных условий, например стресса или в постгипнотическом состоянии, они могут снова переместиться на сознательный уровень. Также в подсознательную сферу входят психические явления, которые имеют субъективный компонент, который ещё не стал сознанием (послеобморочное состояние, просоночное состояние взрослого человека, психика младенца и тому подобное).

Надсознательное – тоже является областью бессознательного. Характеризуется усвоением социального опыта, всех ценностей и норм данного конкретного общества или группы людей, стереотипов поведения, идеологии, культуры и прочее. Такое происходит не только на уровне сознания. Менталитет представителя конкретной общности людей часто срабатывает на уровне неосознаваемых установок. Под понятием «менталитет» в психологии принято понимать содержание общественного сознания данного социума, остающееся в нём за вычетом общечеловеческих норм и ценностей. Зачастую этот остаток не успевает изменяться вслед за развитием общества и представляет собой отголоски ханжеской морали, косных традиций. Именно менталитет является основой надсознательного. Понятие надсознательного по смыслу близко граничит с понятием «Супер - Эго».

Бессознательное в современной психологии трактуется как содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано.

По мнению К. Хорни, влияние социального окружения в значительной степени доминирует в развитии личности каждого человека. Возвращаясь к мнению Фрейда о поводу Эдипова комплекса, Хорни подвергает критике его сексуальную окраску и говорит о том, что Эдипов комплекс является не краеугольным фактором возникновения неврозов и не является первичным образованием, а это всего лишь реакция ребёнка на определённые процессы в семейных отношениях: наблюдение ребёнком сексуальных сцен, стремление матери сделать ребёнка объектом слепой привязанности и многое другое. Хорни подчёркивает: «Эдипов комплекс нельзя рассматривать как источник невроза, так как он сам является невротическим образованием» [4]. То есть, по мнению Хорни, Эдипов комплекс является не причиной невроза, а его следствием.

Автор исходит из того, что в структуре личности определяющим является неосознаваемое чувство изоляции, беспомощности, беспокойства и тревоги. Под основной тревогой К. Хорни понимает чувство беспомощности ребёнка и его изоляции в потенциально враждебно настроенном мире. Такое чувство небезопасности является первопричиной большинства вредных факторов среды, таких как: безразличия, сверхпротекции, недостатка теплоты и понуждения принимать чью-либо сторону, точку зрения в ссорах между родителями, непрямого и прямого доминирования, дискриминации, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, изоляции от других детей, невыполнения обещаний, несправедливости, нестабильности поведения, враждебной атмосферы, недостатка реального руководства, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка и многое другое.

Данные факторы являются крепким фундаментом для развития тревоги у ребёнка. Ребёнок прибегает к различным стратегиям для того, чтобы преодолеть такое состояние, справиться с ним. В таких ситуациях он может хотеть расплатиться с теми, кто плохо к нему относился или вообще отвергал, у него может наблюдаться враждебный настрой ко многим окружающим его людям. Однако ребёнок может быть очень послушным, чтобы расположить человека к себе и вернуть потерянную любовь. Также он может прибегать к угрозам, подкупам, запугиваниям, чтобы получить уважение и любовь к себе, что воспринимается им как должное. У ребёнка может развиваться нереалистический, неадекватный образ самого себя, представление самого себя, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Он может зациклиться на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие окружающих.

Список литературы

 

1.   Бассина Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. – Тбилиси: «Мецниереба», 1978, 1985.

2.    Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – Самара: Издательский дом «Бахрах», 1996.

3. ФрейдЗ. Я и Оно // Фрейд 3. Психология бессознательного.- М., 1990.

4. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – Академически проект, 2007.