Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Аннотация. В статье раскрывается необходимость повышения педагогической компетентности родителей для успешного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Доказано, что педагогическая компетентность родителей является частью педагогической культуры, где отражены духовные ценности воспитания, необходимые для успешной социализации детей.

Ключевые слова: педагогическая компетентность родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое просвещение, ценности воспитания, Университет для родителей.

В последние годы в обществе растет интерес к семейному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствуют как политика государства, так и усиление роли семьи во многих общественных процессах.

Основные черты личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья формируются в самом раннем возрасте, когда ребенок овладевает первым жизненным опытом под присмотром родителей, в окружении заботы и любви матери и отца. Известно, что успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей [4].

Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты коррекционного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны [1].

Следовательно, родители должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в семье. Это невозможно без сформированной у родителей педагогической компетентности

Термин  педагогическая  компетентность  тесно  связан  с  понятием  педагогическая  культура.

Современные ученые трактуют педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т. В. Бахуташвили, Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова и др.); единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва); интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюкова, В. В. Селина); знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров); интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына); возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого (Кормушина Н.Г.); наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.) [2].

Уровень педагогической компетентности родителей представляет собой степень готовности к эффективной организации воспитательного и коррекционного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, понимании особенностей его личностного развития. Уровень педагогической компетентности родителей зависит от уровня их образования, общей культуры, индивидуальных особенностей и склонностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом.

В настоящее время уровень сформированности педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их коррекционной и воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне развития детей.

Это связано, по всей вероятности, с тем, что большинство родителей не знакомы с закономерностями развития и основами воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическая неграмотность родителей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приводит к неправильной организации коррекционного воздействия на ребенка в семье. Поэтому, решение проблемы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от их целенаправленной педагогической подготовки.

В этой связи, подготовка родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической компетентности.

Однако, семья в отрыве от образовательного учреждения, педагогов, специалистов, не может успешно решать задачи формирования всесторонне развитой личности ребенка. Поэтому, в настоящее время, становится весьма актуальной проблема разработки основ новейшей семейной педагогики, увеличения издания научно-популярной литературы для родителей, поиск интересных форм взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этой связи, повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, настоятельно требует глубокого научного осмысления и критического использования исторического опыта, накопленного ещё советской педагогикой, а именно возращение в систему просвещения работы образовательных учреждений с родителями - университетов для родителей. Одной из задач работы таких университетов будет дать родителям теоретические знания, и научить их практическим приемам взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Почему родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в педагогическом просвещении?

На наш взгляд, трудности воспитания детей в семье, имеющей проблемного ребёнка, связаны с тем, что родители:

- не знают и не понимают психологических особенностей ребёнка;

- не уверены в собственных силах;

- не умеют понимать ребёнка;

- не умеют общаться с ребенком;

- испытывают чувство большой внутренней обиды.

А также данные трудности связаны с тем, что в семьях нарушены внутрисемейные, супружеские и детско-родительские отношения.

Педагогическое     просвещение     в     университете    для     родителей,     воспитывающих    детей     с ограниченными возможностями здоровья, следует проводить, опираясь на следующие требования [3]:

- непрерывность, систематичность и вариативность овладеваемыми знаниями;

- включение в содержание просвещения родителей системы специальных психолого-педагогических знаний и умений;

-     направленность педагогической пропаганды на вооружение родителей методикой развивающегося взаимодействия, приводящего к качественным изменениям в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- гуманистический подход к педагогическому просвещению родителей;

-       нацеленность    педагогических    знаний  на     освоение родителями форм     личностно-ориентирующего взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Понимая сложность проблемы, с одной стороны, а с другой стороны, желание родителей получить знания о развитии воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе МКДОУ «Детский сад №13 компенсирующего вида» города Орла был создан Университет для родителей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями. Работа представляла собой многообразие технологий, где родителей вооружали приёмами и способами воздействия на ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи. Для чего использовались приёмы сказкотерапии, игротерапии, песочной терапии, криотерапии и т.д.

Приведем примерную тематику лекций, бесед, семинаров-практикумов: «Характеристика физического и психического развития детей с интеллектуальными нарушениями», «Режим дня и организация жизни ребёнка в семье», «О рациональном питании», «О детском упрямстве», «Чего боится ребенок?», «Игры на кухне», «Увлекательная дорога домой», «Пальчиками играем-речь развиваем», и т.д.

Наблюдения за родителями показали, что проведенные мероприятия положительно сказались на их статусе - они научились понимать и принимать своего ребёнка.

На наш взгляд, только такое педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует нормализации отношений в семье и организации оптимальной среды для развития ребенка.

Наш опыт работы университета для родителей уже на начальных этапах показал, что данная форма работы помогает повысить уровень педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, которые, в свою очередь, создают соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, реализуют адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

 

Список литературы

 

1.   Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева.— Москва: Академия, 2002. — 160 с.

2.     Минина А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников. [Текст] / А.В. Минина // Педагогика и психология.- 2014.- №1.- С.42

3.    Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства/ Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.

4. Хоменко, И.А.Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема. // «Знание. Понимание. Умение». –  N2. – 2010. – С.166-172