Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Аутизм – это состояние замкнутости, необщительности, стремление уйти от контактов, потребность жить внутренней фантастической жизнью, отделенной от внешнего реального мира.

В настоящее время наблюдается увеличение количества проявлений аутичности. Особенно часто стала фиксироваться аутичность в дошкольном возрасте. Все это приводит к обострению внимания науки к данному феномену, обуславливает необходимость изучения причин и способов помощи таким детям. Статистические данные о его распространенности неоднозначны, на что есть свои причины: недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер; различия в оценке возрастных границ синдрома (в России – не старше 15 лет, в странах Западной Европы, США и Японии – без возрастных ограничений); различия в понимании причин раннего детского аутизма, механизмов его развития, самой сущности аутизма.

Чаще всего в последние годы в отечественной и зарубежной литературе называют цифру в 15 – 20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4 – 4,5 раза чаще, чем у девочек. Число людей, страдающих отклонением в развитии, стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад. По прогнозам ученых в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты [7].

Педагогическая задача заключается в том, чтобы выявить специфические методы и средства воспитания и обучения аутичного ребенка. Актуальность педагогического аспекта проблемы связана с тем, что аутичные дети с большим трудом включаются в традиционные формы образования и воспитания.

Одним из перспективных направлений разрешения данной проблемы является разработка идеи комплексного педагогического сопровождения. Авторами этой технологии являются петербуржские ученые Е.И. Казакова и Л.М. Шипицына [3, 6].

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому сопровождение понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития.

Последние сто лет наука достаточно активно изучает это явление. Особое место в исследовании аутизма занимают работы психологов. Они пытаются объяснить особенности психического состояния аутичного ребенка, предлагают методики выявления отклонения в их развитии, проводят эксперименты по выявлению способов терапии раннего аутизма и его коррекции. Остро стоит вопрос о педагогических методах и средствах работы с этими детьми. Несмотря на то, что ведутся поиски программ коррекционного обучения, создаются технологии взаимодействия аутичных детей со сверстниками, выявляются навыки бытовой адаптации, остается недостаточно решенной проблема организации социально-педагогического сопровождения аутичного ребенка. Исходя из этого противоречия вытекает цель статьи – определить теоретические подходы социально-педагогическому сопровождению аутичного ребенка, реализуя которые аутичные дети смогут получить импульс индивидуального развития.

Для того чтобы реализовать эту цель, необходимо понимание социально-психологических особенностей у этих детей, определение и научные подходы социально-педагогического сопровождения.

Опираясь на ведущих московских специалистов К.С. Лебединскую и О.С. Никольскую, которые выделяют четыре группы аутичных детей, дадим краткую характеристику различных типов их поведения [1, 5].

Первая группа аутичных детей отличается отсутствием речи, инфантильным поведением, почти полным отрешением от мира. Они не демонстрируют избирательность в контактах с миром. Часть детей начинает говорить в раннем возрасте, но затем речь постепенно или (в результате стресса) исчезает. Внутренняя коммуникативная речь может существовать и развиваться, но заметить это можно лишь после длительного контакта с ребенком.

Вторая группа характеризуется неприятием любых контактов и изменений, которые не нравятся ребенку. Такие же особенности свойственны и обычным детям, но в гораздо меньшей степени, поэтому эмоционально это задевает их намного меньше, не так остро, не являясь, соответственно, причиной отказа от контакта. Кроме того, для этой группы аутичных детей присуще активное стремление к сохранению постоянства окружающей среды, коммуникативных и речевых форм.

Третья группа состоит из детей, речь которых скандирована. Основная проблема – экстремальная избирательность. Бытовые навыки усваиваются с трудом, но прочно. Очень ярко выражено различие вербального и невербального интеллекта, невербальный может быть в норме, в то время как вербальный значительно снижен.

Четвертая группа имеет более широкий пассивный словарный запас, чем активный. Это обнаруживается в тех случаях, когда ребенок попадает в ситуацию необходимости быть понятым. Очень четко, по сравнению с детьми других групп, проявляются страхи. То, чего именно боится конкретный ребенок, зависит от его биографии, от того, какие травмы ему довелось пережить.

С каждой из этих групп социальный педагог должен работать специфически и гибко организовывать социально-педагогическое сопровождение.

Под сопровождением понимается «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ситуации жизненного выбора – это множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» [3, с. 12]. В теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

Анализ литературы позволил нам выделить наиболее эффективные способы педагогического сопровождения аутичного ребенка [2]. Так, ведущие московские специалисты К.С. Лебединская и О.С. Никольская в своих работах рассказывают о таком способе педагогического сопровождения, как лечебное воспитание. Под лечебным воспитанием авторы понимают «постепенное осмысление вместе с ребенком каждодневной жизни, побуждение его к более активному взаимодействию, помощь в освоении им тех форм жизни, в которых эта форма может быть реализована» [5, с. 83] лечебное воспитание предполагает установление эмоционального контакта, развитие активного и осмысленного отношения к миру, развитие социально-бытовых навыков. Формами педагогического сопровождения при лечебном воспитании выступают игры рядом, пальчиковая куклотерапия, совместное рисование, холдинг-терапия и т.д.

Лечебное воспитание заключается не в создании «правильных» форм поведения, а в настойчивом и последовательном блокировании неэффективных. Если блокировать неэффективные формы поведения, ребенок будет вынужден искать другие, часть из которых, наверняка, станут более конструктивными. Это будет способ поведения, самостоятельно найденный ребенком, а не навязанный ему извне. Он должен сам научиться искать и находить те формы поведения, которые не вызывают обратной негативной реакции общества, ведь в реальном мире не всегда рядом с ним будет советчик, говорящий ему: «делай так».

Английские специалисты Джульетта Алвин и Эриел Уорик пишут о педагогическом сопровождении детей через музыкотерапию [4]. Музыкальная терапия не может излечить аутизм, но с ее помощью педагог может взаимодействовать с ребенком. Одна из причин притягательности музыки, заключается в том, что она не требует участия речи, столь трудной для большинства людей с аутизмом. Другая причина заключается в том, что музыка – тропинка в мир чувств и эмоций – мир, который, как представляется, чужд человеку с аутизмом [8,9]. Авторы предлагают использовать музыку в качестве интегрирующего воздействия, для объединения интеллектуальных, эмоциональных, физических и социальных фактов, непосредственно влияющих на ребенка на уровне его интеллектуального и эмоционального развития.

Интеллектуальное развитие при использовании музыки связано с развитием музыкальной памяти, внимания к тембру звука, поиску гармонии звуков. Эмоциональное развитие обеспечивается переживаниями, ассоциирующимися с музыкальным образом. Кроме того, музыка для аутичного – это способ уйти от реальности, изолироваться, защититься от кого бы то ни было вторжения. Поэтому педагог так должен сопровождать ребенка при музыкотерапии, чтобы ребенок начал воспринимать действительность и ощущать себя в безопасности. Важную роль музыкальной свободы играет окружающая обстановка. Большое внимание оказывает расположение мебели и других предметов, которыми предполагается пользоваться. Любые изменения в обстановке, изменение порядка могут вызвать панику, вспышку неуправляемого раздражения или же заставить ребенка уйти в себя.

Важным аспектом в музыкоперапии является физический контакт. Дети с аутизмом по-разному реагируют на физическое соседство взрослых. Некоторые из них сопротивляются тому, чтобы их трогали. Другие дети нуждаются в физическом контакте. Это необходимо учитывать, прежде чем налаживать с ребенком какие бы то ни было отношения. Отклик на физическую потребность может дать музыкальный опыт, например, когда педагог, играя на фортепьяно или напевая, просто держит или мягко качает ребенка на коленях. Колебания, окружающие ребенка, могут происходить в его подсознании. Если он воспринимает их, то и физический контакт осуществляется продуктивней.

Питер Сатмари, автор книги «Дети с аутизмом», упоминает о том, что слишком часто родителями движет желание изменить аутичного ребенка, а не желание его понять. Реальный мир и обычные люди не ставят перед собой задачу понять аутичного ребенка. Поэтому хотя бы в микро социальном окружении ребенок может рассчитывать на большее понимание. Это повысит уровень его комфорта и сделает более доступным педагогическое воздействие. Для этого необходимо создавать специальные группы из родителей аутичных детей и проводить с ними обучающие семинары. Это еще одно средство педагогического сопровождения аутичного ребенка.

В качестве тем обсуждения с родителями можно предложить следующие: «Психологические особенности аутичного ребенка», «способы взаимодействия и понимания», «как любить аутичного ребенка» и др. В программу семинара следует включить обмен опытом семейного воспитания аутичного ребенка, тренинги эмпатии, упражнения на распознавание символов поведения аутичного ребенка.

Итак, аутичный ребенок требует постоянного и систематического сопровождения со стороны специалистов и родителей. Ведущими направлениями социально-педагогического сопровождения выступают: 1) организация социально педагогического пространства; 2)музыкотерапия; 3) обучающие программы для родителей.

Список литературы

 

1.                                  Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоционально-смысловой комментарий как метод коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра // Дефектологическая наука – практика: материалы I Всероссийского съезда дефектологов, 2016. – С.17 – 23.

2.                                  Доронина В.С., Агавелян О.К. Речевая карта детей с ранним детским аутизмом // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. – 2017. – С. 154 –156.

3.                                  Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. – СПб., 2000. – 108 с.

4.                                  Никольская О.С., Баенская Е.Р. Детский аутизм как системное нарушение психологического развития ребенка // Вопросы психологии, 2017. – С. 17 – 28.

5.                                  Никольская, О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 3-е, стер. – М.: Теревинф, 2005. – 341 с.

6.                                  Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя –дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: ВЛАДОС, 2003 – 528 с. Статистика аутизма в мире [Электронный ресурс]. URL: http://vawilon.ru/statistika-autizma-v-mire/ (дата обращения: 9.10.2017).