Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ГРУППАХ КРО (ЗПР)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в физиологическом и речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети категорически отказываются знакомиться с книгой, им не интересно узнавать что-то новое, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы и рассуждать, они предпочитают, планшеты, гаджеты и ЭВМ. Основная причина — не желание родителей знакомить детей с художественной литературой, заниматься с детьми. Процесс овладения родным словом, устной речью, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильном и системном подходе знакомства ребенка с художественной литературой.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Е.А. Стребелева, Р. Е. Левина, Е.А. Екжанова, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, А. Р. Лурия, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также практический опыт работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые и моторные нарушения, а так же, сфор- мировать у детей представление о книге, ее необходимости и важности. Развивать умение умеренно громкой, выразительной, связной речи, работать руками, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных методов и приемов, направленных на развитие активной познавательной деятельности при знакомстве с книгой и ее содержанием.

Проектная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, мелкой моторики умения управлять собой и другими психическими процессами.

Дети с ЗПР, обучающиеся в подготовительной группе КРО, по мере знакомства с книгой, ее содержанием, историей возникновения, людьми, работающими над созданием книги, искусством слова, оказываются способными к усвоению основной функции книги — знание, информации — в объеме, предусмотренном программой группы КРО с ЗПР. Постепенно осуществляя работу по знакомству с книгой, у детей возникло желание не только сделать книжку своими руками в группе, но и показать ее всей своей семье. Тогда специалисты группы с воспитателями и детьми решили развернуть проект «Знакомство с книгой» и сделать книгу необычную «Мультипликационную».

В рамках работы над созданием «Мультипликационной книги» были реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

•     принцип развивающего обучения;

•     принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

•     принцип коррекции и  компенсации;

•     деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка.

Выбор произведений для «Мультипликации» детьми с ЗПР был ограничен их речевыми особенностями. Тексты должны быть доступны по объему, иметь четкую композицию с легко определяемой последовательностью событий, быть динамичными и привлекательными по сюжету. Так же использовались тексты, содержащие диалог, и главное, текст не должен был содержать слова неусвоенной звуко-слоговой структуры, со сложными грамматическими оборотами.

Для этого работа была поделена на несколько этапов:

1.                   Выбор произведения: в целях активизации интереса и внимания детей использовался ряд методических приемов: подбор картинок (карточек) к прочитанному тексту, пересказ какой-либо выделенной части сказки, дополнение деталей или эпизодов, пересказ от первого лица, пересказ с изменением времени действия.

2.                   Погружение в проект: создавался замысел проекта, придумывается сценарий, обговариваются герои, обсуждается характер, особенности поведения.

3.                   Вхождение в роль: разучивается текст, ведется работа над произношением, дыханием.

4.                   Создание фона и декораций: дети совместно с воспитателями рисуют, лепят, конструируют из бросового материала фон для мультфильма, выстраивают фоновые композиции, создают декорации.

5.                   Этап создания персонажей: дети и воспитатели совместно со специалистами лепят персонажей для мультфильма.

6.                   Участие в съёмочном процессе: дети совместно с учителем-логопедом выполняют съемку.

7.                   Озвучивание персонажей: дети со специалистом записывают звук.

8.                   Монтирование мультфильма: учитель-логопед монтирует отснятый материал на компьютере; соединяя его с музыкой, голосами, фотографией.

9.                   Демонстрация мультфильма.

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность

педагогов с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Развивающая среда

Работа с детьми по знакомству с книгой

◆Беседа: «Знакомство с

процессом создания книги»

- знакомство с процессом производства бумаги

от леса до листа  бумаги.

◆Беседа: «Кто делает книгу?»

-знакомство с профессиями  людей, участвующими в

процессе создания книги.

♦Беседа: «Зачем нам книга? Что в ней интересного и нужного?»

◆Экспериментально - исследовательская деятельность: «Свойства бумаги»

Беседа: «Наскальное  письмо»

- Просмотр фильма «Как производят бумагу»

- Рассматривание книг. Беседа из чего состоит книга: страницы, обложка, переплет, пружина, текст, иллюстрации…

- Рассматривание видов бумаги, знакомство со свойствами разных видов бумаги.

- Работа в книжном уголке: знакомство с различными жанрами произведений как народными, так и авторскими.

● Сюжетно - ролевая игра

«Книжкина больница»

● С./ролевая игра

«Детская библиотека»

● С./ролевая игра

«Книжный магазин»

●   Составление таблицы о правилах пользования книгой.

●   Самостоятельная работа в книжном уголке: рассматривание иллюстрированных книг, рассказывание знакомых произведений.

◆Подбор картинок на

тему возникновении…..(наск альное письмо, папирус); с этапами производства бумаги; профессиями, участвующими в создании книги.

◆ Внесение энциклопедии, большой книги сказок.

◆Выставка детских рисунков :« Сказки К.И. Чуковского»

◆Бумага разных видов: писчая, газета, салфетка, картон, калька…,

вода…

◆Оформление

книжного уголка с иллюстрированными книгами, портретами детских авторов

Работа по сказке «Гуси – лебеди»

◆Чтение сказки «Гуси –

лебеди»

♦Рисование «Лес» (нетрадиционная техника рисования: «мокрые салфетки»)

◆Конструирование из бумаги: «Избушка на курьих ножках» (цветная бумага, бумажные салфетки)

◆Аппликация: «Герои любимых сказок» (Сестрица Алёнушка, братец Иванушка, Баба - Яга» (объёмная аппликация из конусов)

◆       Аппликация: «Река, кисельные берега» (с использованием бросового материалы и рисовой крупы)

- Чтение сказки. Ответы на

вопросы по содержанию сказки, заданные воспитателем.

- Творческая мастерская: оформление макета к сказке ( тонирование фона, с помощью влажных салфеток)

- Творческая мастерская: изготовление бумажных трубочек для создания избушки (объёмная аппликация); скатывание комочков из бумажных салфеток)

- Изготовления конусных героев к сказке.

- Театрализация по сказке

«Гуси – лебеди»

● Рассматривание

иллюстраций к сказке.

● Д./игра лото «Сказка за сказкой»

● Д./игра «Собери и

назови»

● Д./игра «Кто, где живет?»

● С/ролевая игра «Семья»

◆Сказка «Гуси –

лебеди».

◆ Изготовление декораций и героев, подбор атрибутов для настольного театра.

◆ Внесение д./игр: Лото «сказка за сказкой», «Собери и назови сказку»

Работа по сказке «Зимовье зверей»

◆Чтение сказки «Зимовье

зверей»

◆Лепка «Зимовье зверей» (с использованием природного материала)

- Чтение сказки. Ответы на

вопросы по содержанию сказки, заданные воспитателем.

- Лепка героев сказки.

- Настольный театр «Зимовье зверей»

● П./ игра «У медведя во

бору»

● П./игра «Волк и зайцы»

◆Выставка рисунков по

сказке.

◆Подбор игрушек, персонажей к сказке.

Работа по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе»

◆Чтение сказки К.И.

Чуковского «Федорино горе»

◆Экспериментально –

исследовательская деятельность: «В гостях у Федоры» (открытое занятие: знакомство с традициями чаепития, производством чая)

◆ Рисование «Украшаем самовар» (нетрадиционная техника рисования)

◆Аппликация «Чайный сервиз»

♦Лепка «Чайная посуда»

( с использованием капсул от киндер- сюрприза; техника барельеф; бросовый материал)

- Чтение сказки К.И.

Чуковского «Федорино горе».

Ответы на вопросы по содержанию сказки, заданные воспитателем.

- Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.

- Д/игры: «Из какой сказки отрывок?»;

«Из какой сказки герой»

«Посуда какая?» (чайник из стекла – стеклянный…)

- П./игра «… а посуда вперед и вперед….»

- Разгадывание загадок о посуде.

- Рассматривание иллюстраций

«Старинная и современная посуда»

● Рассматривание

иллюстраций к сказке.

● С/ролевая игра «Семья»

● С/ролевая игра

«Магазин посуды»

● Трудовое поручение: сервировка стола

● Д./игра «Раздели на группы» (чайная, столовая, кухонная посуда)

◆Сказка «Федорино

горе»

◆Досуг «В гостях у самовара»

◆Подбор картинок с этапами произрастания и производства чая, заварка разных видов, стаканы с горячей и холодной водой, ложки, блюдца…

◆Оформление выставки детских поделок «Такая разная посуда»

◆Оформление альбома с иллюстрациями

«Посуда вчера и сегодня»

Работа по сказке К.И. Чуковского «Муха - Цокотуха»

◆Чтение сказки К.И.

Чуковского «Муха Цокотуха»

- Чтение сказки К.И.

Чуковского «Муха Цокатуха».

Ответы на вопросы по

● Рассматривание

иллюстраций к сказке.

● Д./ игры «4-ый

◆Сказка «Муха

Цокатуха»

◆Подбор костюма и

◆Рисование «Украшаем

самовар»

( с использованием нетрадиционных техник рисования)

♦Аппликация «Улей» (коллективная работа)

- Закрепление знаний об образе жизни пчёл и их внешнем виде.

◆Аппликация «На поляне» (коллективная работа)

содержанию сказки, заданные

воспитателем.

- Беседа «Насекомые: вред и польза»

- Д./ игры «4-ый лишний»,

«Путаница»

- Разгадывание загадок о насекомых.

- Пальчиковая игра

лишний»,

«Путаница»

● Участие воспитанника группы в районном конкурсе чтецом с отрывком из сказки К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха»

атрибутов( к конкурсу

чтецов).

◆Организация выступления воспитанника перед дошкольниками в музыкальном зале.

◆ Выставка детских рисунков «Такие разные самовары»

Работа по сказке Г.М. Цыферова «Паровозик из Ромашково»

◆Чтение сказки Г.М.

Цыферова «Паровозик из Ромашково»

◆Конструирование из бумаги с элементами аппликации (с использованием втулок от туалетной бумаги)

«Паровозик».

- Чтение сказки Г.М. Цыферова

«Паровозик из Ромашково».

Ответы на вопросы по содержанию сказки, заданные воспитателем.

- Математические игры: Д./игра «Какой по счёту»;

«Сколько всего», « Посади пассажиров в вагоны»; «Один- много»;

«Посчитай от… и до….»

● Рассматривание

иллюстраций к сказке.

● Развитие графических навыков: рисование по точкам; дорисовывание, недостающих деталей паровоза; рисование по клеточкам.

◆Создание «Паровозика

из Ромашково» как наглядно- дидактического пособия для игр.

◆Подбор игрушек –

«пассажиров»

Работа по стихотворению С. Баруздина «Кто построил этот дом?»

◆Чтение стихотворения

С. Баруздина «Кто построил этот дом? (ответы на вопросы воспитателя по сти-ю)

Беседа: «Кто построил этот дом?»

- Закрепление знаний детей о строительных профессиях.

◆Экспериментально- исследовательская деятельность:

«Зачем нужен цемент?»

◆Рисование «Дом, в котором я живу»

- Чтение стихотворения С.

Баруздина «Кто построил этот дом?» Ответы на вопросы по содержанию стихотворения, заданные воспитателем.

- Изготовление «кирпичиков» из песка, цемента и воды.

- Строительство дома из получившихся кирпичей (на плоскости)

- Беседы с рассматриванием иллюстраций: «На стройке»,

«Машины-помощники»

● Рассматривание

иллюстраций к стихотворению.

● Наблюдение за постепенным затвердеванием цемента.

● Игры со строительным материалом.

● С./ролевые игры:

«Строитель»;

«Мастерская»

● П./игры «Шофёр»;

«Водитель самосвала»

◆Цемент, песок, вода,

палочки, прямоугольные формы

◆Внесение крупного и мелкого строительного материала.

◆ есение игрушек

«Строительные машины»

◆Оформление игровой зоны «Город»

Работа с родителями:

- Чтение и разбор рекомендованных произведений.

- Просмотр мультфильмов.

- Посещение с детьми библиотеки и книжного магазина.

- Изготовление избушки для сказки «Зимовье зверей».

- Сочинение собственных сказок.

- Изготовление книжек – малышек.

 

Главную роль в проектной деятельности детей группы КРО с ЗПР дошкольного возраста является создание условий для системного развития возможностей ребенка в целях обогащения его социального опыта. При этом процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого — обучение, рассматривается в проекте как стержень коррекционно-развивающего развития и воспитания.

В содержании проекта «Знакомство с книгой» учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР, новые вариативные формы организации коррекционно-познавательного развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач познавательного и моторного развития и обучения детей с разными проявлениями речевой патологии.



Список литературы

 

1.                   Васильева М.А., Комарова Т..,  Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – 3е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2014. – 368с.

2.                   Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272с.

3.                   Комарова Т.С. Занятия изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 200. – 128с.

4.                   Никитина А.В. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения  на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет). – СПб.: Каро, 2009, - 128с.

5.                   Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ООО «Издательство «детство-Пресс», 2014. – 80с.

6.                   Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 160с.

7.                   Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.– М.: изд.Владос, 2007. – 256с.

8.                   Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- 256с.

9.                   Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: изд.Владос, 2000. – 176с.