28 января 2017г.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в физиологическом и речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети категорически отказываются знакомиться с книгой, им не интересно узнавать что-то новое, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы и рассуждать, они предпочитают, планшеты, гаджеты и ЭВМ. Основная причина — не желание родителей знакомить детей с художественной литературой, заниматься с детьми. Процесс овладения родным словом, устной речью, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильном и системном подходе знакомства ребенка с художественной литературой.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Е.А. Стребелева, Р. Е. Левина, Е.А. Екжанова, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, А. Р. Лурия, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также практический опыт работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые и моторные нарушения, а так же, сфор- мировать у детей представление о книге, ее необходимости и важности. Развивать умение умеренно громкой, выразительной, связной речи, работать руками, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных методов и приемов, направленных на развитие активной познавательной деятельности при знакомстве с книгой и ее содержанием.
Проектная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, мелкой моторики умения управлять собой и другими психическими процессами.
Дети с ЗПР, обучающиеся в подготовительной группе КРО, по мере знакомства с книгой, ее содержанием, историей возникновения, людьми, работающими над созданием книги, искусством слова, оказываются способными к усвоению основной функции книги — знание, информации — в объеме, предусмотренном программой группы КРО с ЗПР. Постепенно осуществляя работу по знакомству с книгой, у детей возникло желание не только сделать книжку своими руками в группе, но и показать ее всей своей семье. Тогда специалисты группы с воспитателями и детьми решили развернуть проект «Знакомство с книгой» и сделать книгу необычную «Мультипликационную».
В рамках работы над созданием «Мультипликационной книги» были реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
• принцип развивающего обучения;
• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
• принцип коррекции и компенсации;
• деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка.
Выбор произведений для «Мультипликации» детьми с ЗПР был ограничен их речевыми особенностями. Тексты должны быть доступны по объему, иметь четкую композицию с легко определяемой последовательностью событий, быть динамичными и привлекательными по сюжету. Так же использовались тексты, содержащие диалог, и главное, текст не должен был содержать слова неусвоенной звуко-слоговой структуры, со сложными грамматическими оборотами.
Для этого работа была поделена на несколько этапов:
1. Выбор произведения: в целях активизации интереса и внимания детей использовался ряд методических приемов: подбор картинок (карточек) к прочитанному тексту, пересказ какой-либо выделенной части сказки, дополнение деталей или эпизодов, пересказ от первого лица, пересказ с изменением времени действия.
2. Погружение в проект: создавался замысел проекта, придумывается сценарий, обговариваются герои, обсуждается характер, особенности поведения.
3. Вхождение в роль: разучивается текст, ведется работа над произношением, дыханием.
4. Создание фона и декораций: дети совместно с воспитателями рисуют, лепят, конструируют из бросового материала фон для мультфильма, выстраивают фоновые композиции, создают декорации.
5. Этап создания персонажей: дети и воспитатели совместно со специалистами лепят персонажей для мультфильма.
6. Участие в съёмочном процессе: дети совместно с учителем-логопедом выполняют съемку.
7. Озвучивание персонажей: дети со специалистом записывают звук.
8. Монтирование мультфильма: учитель-логопед монтирует отснятый материал на компьютере; соединяя его с музыкой, голосами, фотографией.
9. Демонстрация мультфильма.
Образовательная
деятельность
|
Совместная деятельность
педагогов с детьми
|
Самостоятельная
деятельность детей
|
Развивающая среда
|
Работа с детьми по знакомству с книгой
|
◆Беседа: «Знакомство с
процессом создания книги»
- знакомство с процессом производства бумаги
от леса до листа бумаги.
◆Беседа: «Кто делает книгу?»
-знакомство с профессиями людей, участвующими в
процессе создания книги.
♦Беседа: «Зачем нам книга? Что в ней интересного и нужного?»
◆Экспериментально - исследовательская деятельность: «Свойства бумаги»
|
Беседа: «Наскальное письмо»
- Просмотр фильма «Как производят бумагу»
- Рассматривание книг. Беседа из чего состоит книга: страницы, обложка, переплет, пружина, текст, иллюстрации…
- Рассматривание видов бумаги, знакомство со свойствами разных видов бумаги.
- Работа в книжном уголке: знакомство с различными жанрами произведений как народными, так и авторскими.
|
● Сюжетно - ролевая игра
«Книжкина больница»
● С./ролевая игра
«Детская библиотека»
● С./ролевая игра
«Книжный магазин»
● Составление таблицы о правилах пользования книгой.
● Самостоятельная работа в книжном уголке: рассматривание иллюстрированных книг, рассказывание знакомых произведений.
|
◆Подбор картинок на
тему возникновении…..(наск альное письмо, папирус); с этапами производства бумаги; профессиями, участвующими в создании книги.
◆ Внесение энциклопедии, большой книги сказок.
◆Выставка детских рисунков :« Сказки К.И. Чуковского»
◆Бумага разных видов: писчая, газета, салфетка, картон, калька…,
вода…
|
|
|
|
◆Оформление
книжного уголка с иллюстрированными книгами, портретами детских авторов
|
Работа по сказке «Гуси – лебеди»
|
◆Чтение сказки «Гуси –
лебеди»
♦Рисование «Лес» (нетрадиционная техника рисования: «мокрые салфетки»)
◆Конструирование из бумаги: «Избушка на курьих ножках» (цветная бумага, бумажные салфетки)
◆Аппликация: «Герои любимых сказок» (Сестрица Алёнушка, братец Иванушка, Баба - Яга» (объёмная аппликация из конусов)
◆ Аппликация: «Река, кисельные берега» (с использованием бросового материалы и рисовой крупы)
|
- Чтение сказки. Ответы на
вопросы по содержанию сказки, заданные воспитателем.
- Творческая мастерская: оформление макета к сказке ( тонирование фона, с помощью влажных салфеток)
- Творческая мастерская: изготовление бумажных трубочек для создания избушки (объёмная аппликация); скатывание комочков из бумажных салфеток)
- Изготовления конусных героев к сказке.
- Театрализация по сказке
«Гуси – лебеди»
|
● Рассматривание
иллюстраций к сказке.
● Д./игра лото «Сказка за сказкой»
● Д./игра «Собери и
назови»
● Д./игра «Кто, где живет?»
● С/ролевая игра «Семья»
|
◆Сказка «Гуси –
лебеди».
◆ Изготовление декораций и героев, подбор атрибутов для настольного театра.
◆ Внесение д./игр: Лото «сказка за сказкой», «Собери и назови сказку»
|
Работа по сказке «Зимовье зверей»
|
◆Чтение сказки «Зимовье
зверей»
◆Лепка «Зимовье зверей» (с использованием природного материала)
|
- Чтение сказки. Ответы на
вопросы по содержанию сказки, заданные воспитателем.
- Лепка героев сказки.
- Настольный театр «Зимовье зверей»
|
● П./ игра «У медведя во
бору»
● П./игра «Волк и зайцы»
|
◆Выставка рисунков по
сказке.
◆Подбор игрушек, персонажей к сказке.
|
Работа по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе»
|
◆Чтение сказки К.И.
Чуковского «Федорино горе»
◆Экспериментально –
исследовательская деятельность: «В гостях у Федоры» (открытое занятие: знакомство с традициями чаепития, производством чая)
◆ Рисование «Украшаем самовар» (нетрадиционная техника рисования)
◆Аппликация «Чайный сервиз»
♦Лепка «Чайная посуда»
( с использованием капсул от киндер- сюрприза; техника барельеф; бросовый материал)
|
- Чтение сказки К.И.
Чуковского «Федорино горе».
Ответы на вопросы по содержанию сказки, заданные воспитателем.
- Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.
- Д/игры: «Из какой сказки отрывок?»;
«Из какой сказки герой»
«Посуда какая?» (чайник из стекла – стеклянный…)
- П./игра «… а посуда вперед и вперед….»
- Разгадывание загадок о посуде.
- Рассматривание иллюстраций
«Старинная и современная посуда»
|
● Рассматривание
иллюстраций к сказке.
● С/ролевая игра «Семья»
● С/ролевая игра
«Магазин посуды»
● Трудовое поручение: сервировка стола
● Д./игра «Раздели на группы» (чайная, столовая, кухонная посуда)
|
◆Сказка «Федорино
горе»
◆Досуг «В гостях у самовара»
◆Подбор картинок с этапами произрастания и производства чая, заварка разных видов, стаканы с горячей и холодной водой, ложки, блюдца…
◆Оформление выставки детских поделок «Такая разная посуда»
◆Оформление альбома с иллюстрациями
«Посуда вчера и сегодня»
|
Работа по сказке К.И. Чуковского «Муха - Цокотуха»
|
◆Чтение сказки К.И.
Чуковского «Муха Цокотуха»
|
- Чтение сказки К.И.
Чуковского «Муха Цокатуха».
Ответы на вопросы по
|
● Рассматривание
иллюстраций к сказке.
● Д./ игры «4-ый
|
◆Сказка «Муха
Цокатуха»
◆Подбор костюма и
|
◆Рисование «Украшаем
самовар»
( с использованием нетрадиционных техник рисования)
♦Аппликация «Улей» (коллективная работа)
- Закрепление знаний об образе жизни пчёл и их внешнем виде.
◆Аппликация «На поляне» (коллективная работа)
|
содержанию сказки, заданные
воспитателем.
- Беседа «Насекомые: вред и польза»
- Д./ игры «4-ый лишний»,
«Путаница»
- Разгадывание загадок о насекомых.
- Пальчиковая игра
|
лишний»,
«Путаница»
● Участие воспитанника группы в районном конкурсе чтецом с отрывком из сказки К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха»
|
атрибутов( к конкурсу
чтецов).
◆Организация выступления воспитанника перед дошкольниками в музыкальном зале.
◆ Выставка детских рисунков «Такие разные самовары»
|
Работа по сказке Г.М. Цыферова «Паровозик из Ромашково»
|
◆Чтение сказки Г.М.
Цыферова «Паровозик из Ромашково»
◆Конструирование из бумаги с элементами аппликации (с использованием втулок от туалетной бумаги)
«Паровозик».
|
- Чтение сказки Г.М. Цыферова
«Паровозик из Ромашково».
Ответы на вопросы по содержанию сказки, заданные воспитателем.
- Математические игры: Д./игра «Какой по счёту»;
«Сколько всего», « Посади пассажиров в вагоны»; «Один- много»;
«Посчитай от… и до….»
|
● Рассматривание
иллюстраций к сказке.
● Развитие графических навыков: рисование по точкам; дорисовывание, недостающих деталей паровоза; рисование по клеточкам.
|
◆Создание «Паровозика
из Ромашково» как наглядно- дидактического пособия для игр.
◆Подбор игрушек –
«пассажиров»
|
Работа по стихотворению С. Баруздина «Кто построил этот дом?»
|
◆Чтение стихотворения
С. Баруздина «Кто построил этот дом? (ответы на вопросы воспитателя по сти-ю)
Беседа: «Кто построил этот дом?»
- Закрепление знаний детей о строительных профессиях.
◆Экспериментально- исследовательская деятельность:
«Зачем нужен цемент?»
◆Рисование «Дом, в котором я живу»
|
- Чтение стихотворения С.
Баруздина «Кто построил этот дом?» Ответы на вопросы по содержанию стихотворения, заданные воспитателем.
- Изготовление «кирпичиков» из песка, цемента и воды.
- Строительство дома из получившихся кирпичей (на плоскости)
- Беседы с рассматриванием иллюстраций: «На стройке»,
«Машины-помощники»
|
● Рассматривание
иллюстраций к стихотворению.
● Наблюдение за постепенным затвердеванием цемента.
● Игры со строительным материалом.
● С./ролевые игры:
«Строитель»;
«Мастерская»
● П./игры «Шофёр»;
«Водитель самосвала»
|
◆Цемент, песок, вода,
палочки, прямоугольные формы
◆Внесение крупного и мелкого строительного материала.
◆ есение игрушек
«Строительные машины»
◆Оформление игровой зоны «Город»
|
Работа с родителями:
- Чтение и разбор рекомендованных произведений.
- Просмотр мультфильмов.
- Посещение с детьми библиотеки и книжного магазина.
- Изготовление избушки для сказки «Зимовье зверей».
- Сочинение собственных сказок.
- Изготовление книжек – малышек.
|
Главную роль в проектной деятельности детей группы КРО с ЗПР дошкольного возраста является создание условий для системного развития возможностей ребенка в целях обогащения его социального опыта. При этом процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого — обучение, рассматривается в проекте как стержень коррекционно-развивающего развития и воспитания.
В содержании проекта «Знакомство с книгой» учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР, новые вариативные формы организации коррекционно-познавательного развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач познавательного и моторного развития и обучения детей с разными проявлениями речевой патологии.
Список литературы
1. Васильева М.А., Комарова Т.., Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – 3е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2014. – 368с.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272с.
3. Комарова Т.С. Занятия изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 200. – 128с.
4. Никитина А.В. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет). – СПб.: Каро, 2009, - 128с.
5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ООО «Издательство «детство-Пресс», 2014. – 80с.
6. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 160с.
7. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.– М.: изд.Владос, 2007. – 256с.
8. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- 256с.
9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: изд.Владос, 2000. – 176с.