Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАРЕЛИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Современная система отечественного образования предполагает максимальный учет психологических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка. В полной мере это касается и детей с различными психологическими проблемами, включая дошкольников и школьников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), к числу которых вслед за рядом отечественных авторов, мы относим детей с различными вариантами отклоняющегося развития, дизонтогенеза. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие способностей, необходимых для общения, интеграции в общество, раскрывает индивидуальные особенности дошкольников и школьников, выявляет потенциальные возможности детей.

Целостная инновационная концепция сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения и воспитания до настоящего момента не разработана. Однако существует ряд важнейших публикаций, раскрывающих специфику такой работы с различных позиций. (М.В. Жигорева, Н.Н. Малофеев, Л.И. Плаксина, Т.Н. Симонова, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, Н.Д. Шматько, Л.М. Шипицина и др.). Рассматриваются вопросы методологических оснований инклюзии; социальные изменения образовательной деятельности, обсуждаются проблемы развития инклюзивной культуры в образовательном сообществе; осмысливается выбор инклюзивного пути развития образовательных организаций; направленности психолого- педагогических исследований инклюзии. Инклюзивная готовность имеет следующие аспекты – психологический, культурный, социальный, политический, экономический. Участие в инклюзии предполагает осознанное принятие возможности изменения своей жизненной позиции, согласие на пересмотр собственной идентичности. Чтобы инклюзия принималась всеми ее участниками, они должны осознавать, что этот процесс направлен на их общее благо, следовать принципу добровольности. Однако обеспечение формальной правовой возможности инклюзии для людей с ОВЗ в ряде случаев может идти вразрез с интересами их развития. В таких ситуациях инклюзия не всегда работает на благо как самих лиц с ОВЗ, так и других людей. Поэтому остается задача определения условий, способствующих физическому, психическому и личностному развитию людей с ОВЗ, поскольку именно определение таких условий и дает им реальные альтернативы для построения жизненного пути, показывая варианты развития. (Шеманов А.Ю., Попова Н.Т.)

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства. Эти препятствия заключаются в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей, принять рассматриваемую форму образования.

В настоящее время в республике Карелия применяются 3 подхода к обучению детей с ОВЗ:

1)     обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях; 2) интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных организациях; 3) инклюзивное обучение, обеспечивающее совместное обучение детей с нормой развития и детей с ограниченными возможностями здоровья.

С целью обеспечения конституционного права каждого гражданина на равный доступ к качественному образованию реализуется структурно-содержательная модернизация учебных заведений, информатизация образования, внедрение дистанционных форм обучения. Создаются условия для функционирования учебных заведений с малой численностью учащихся.

Сотрудники кафедры педагогики и психологии детства были инициаторами преобразования образовательного пространства республики Карелия в инклюзивное образовательное пространство. С 2011 года на кафедре ведется подготовка бакалавров инклюзивного образования. Ежегодно на базе кафедры проводятся научно-практические конференции, круглые столы, где обсуждаются вопросы внедрения инклюзивного образования, намечаются пути сотрудничества с различными социальными институтами, обсуждаются результаты проделанного, уточняется организационная стратегия. Процесс включения детей с ограниченными возможностями в образование оказывается очень сложным, как в своей организационной составляющей, так в содержательной компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Очередная межвузовская научно-практическая конференция «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья» прошла в Институте педагогики и психологии ПетрГУ 14 ноября 2014г. В работе конференции приняли участие 157 чел.: научные работники, руководители органов образования и образовательных организаций, обучающиеся, специалисты и все желающие, заинтересованные в улучшении качества образования и жизни детей с ограниченными возможностями здоровья из республики Карелия, Хабаровского края, Магадана, Хабаровска, Волгограда. В рамках конференции работали секции: «Дети с интеллектуальными нарушениями: проблемы и перспективы»; «Аспекты социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Опыт, проблемы и перспективы инклюзивного образования и интеграции детей с ОВЗ в Республике Карелия». Были рассмотрены следующие темы:

-      современные организационно-правовые модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

-   содержательное и технологическое обеспечение коррекционно-образовательной работы, направленной на их интеграцию во все сферы общества;

-   технологии и методы сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание было уделено вопросам максимально раннего начала обучения, выявления трудностей социализации отдельных лиц, использования специальных методов, приемов и средств обучения, индивидуализации обучения, расширения образовательного пространства.

Заинтересованное обсуждение вызвал опыт воспитания и обучения детей с синдромом Дауна и с другими синдромами, сопровождающимися умственной отсталостью, с разными вариантами раннего детского аутизма в группах ЗПР и в группах детей без отклонений развития. При этом отчетливо выявился принцип индивидуализации обучения, учета структуры и динамики дефекта, отношения аффективных и интеллектуальных процессов, особенностей семейного воспитания. Естественно, что это возможно только при комплексной работе воспитателя, дефектолога, психолога, учителя- логопеда и семьи.

Наиболее отчетливо особенности инклюзивного образования выявились при включении ребенка с ОВЗ в класс детей сельской общеобразовательной школы. При этом особое внимание уделялось комплексной работе специалистов, расширению образовательного пространства, профориентационной работе и компетенции детей в бытовой и трудовой деятельности сельской местности.

В Карелии с 2006 г., в одной из первых на Северо-западе, Ладвинской общеобразовательной школе начали обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Ладвинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. В школе обучаются более 100 детей и подростков с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Опыт работы с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные нарушения, показал, что они обладают определенными потенциальными возможностями. Воспитанники овладевают социальными формами поведения и несложными видами труда, у них развиваются различные формы коммуникации. Естественно, что педагогическая работа с ними должна проводиться по специальным программам учителями, использующими соответствующие принципы и методы коррекции. В настоящее время в Ладвинской школе проводится апробация адаптивной основной образовательной программы (АООП) общего образования обучающихся с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

В своих выступлениях участники конференции также отмечали, что современное образование должно быть ориентировано на конкурентоспособность личности в образовательном пространстве и может осуществляться на протяжении всей жизни, отвечая потребностям личности и общества, которые постоянно изменяются. Сегодня акцент переносится с традиционного обучения как трансляции информации на деятельностные методы и технологии, которые формируют у учащихся ключевые компетенции. Для учеников с трудностями в обучении ключевой навык общения является основой, на которой строится их участие в процессе обучения и их школьные достижения. Организация инклюзивного образовательного процесса позволяет школьникам формировать свои важнейшие социальные компетенции, такие как коммуникативная компетентность - готовность к общению с другими людьми, зачастую имеющими значительные  отличия в способе коммуникации, кооперативная компетенция - умение работать в гетерогенных группах и сотрудничать с людьми, умение решать проблемы.

Таким образом, применение инклюзивного подхода в организации образовательного процесса способствует расширению «компетентностного» поля у всех учащихся, а не только у учащихся с особыми образовательными потребностями.

Как свидетельствует практика, организационной формой реализации компетентностного подхода к образованию стали разнообразные интерактивные формы и методы обучения, направленные на развитие ребенка. С целью их внедрения вносятся изменения: в учебный процесс — через использование интерактивных, проблемно-поисковых методов обучения; в организацию внеклассной работы — через специальные учебные семинары, тренинги, кружковую работу, творческие конкурсы, защиту проектов, очно-заочные турниры, олимпиады.

Важным инструментом инклюзивного образования является система дистанционного обучения, которая предусматривает предоставление равных образовательных возможностей, а также повышение качественного уровня образования школьников, студентов. Дистанционная форма обучения школьников дает возможность учесть потребности учащихся, которые по состоянию здоровья или из-за проживания в отдаленных, сельских регионах не могут получить качественные образовательные услуги по традиционной схеме.

В вопросе совершенствования инклюзивного образования особую актуальность приобретает обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями психофизического развития, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Создания  условий для гармоничного развития этой категории детей является приоритетом республиканской образовательной политики. Сеть общеобразовательных учреждений для детей указанных категорий, представлена дифференцированной системой учебных коррекционных учреждений, реабилитационных и медико-психологических центров, учебно-воспитательных комплексов, специальных классов при общеобразовательных школах, учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Несмотря на положительный опыт интеграции и инклюзивного образования, конференция отмечает существенные, еще не решенные проблемы:

· нет достаточного количества подготовленных специалистов по инклюзивному образованию, психологов, дефектологов, логопедов;

·   комплектация групп и классов, куда внедряется ребенок с ОВЗ, не соответствует по наполняемости нормативным данным;

· недостаточно оборудования и методических пособий для обучения детей с ОВЗ;

· часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями нуждаются в сопровождении подготовленных тьютеров, которых явно недостаточно;

· общество недостаточно подготовлено к принятию, обучению детей в общеобразовательных дошкольных учреждениях и школах;

· нет достаточного финансирования, в котором нуждаются дети с ОВЗ.

· требуется нормативно-правовая база инклюзивного образования;

· недостаточно разработаны методики и технологии инклюзивного обучения и др.

В резолюции конференции была отмечена необходимость сотрудничества Министерства образования Республики Карелия и Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ПетрГУ»; разработки программы и нормативно-правовой базы сотрудничества Министерства образования Республики Карелия и Института педагогики и психологии. Было принято решение о продолжении взаимодействия  Института педагогики и психологии с различными социальными институтами по повышению эффективности подготовки кадров и организации инклюзивного образовательного пространства в Республике Карелия;

 

Список литературы

1.      Алехина С.В., Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики Психологическая наука и образование 2014,том 19, №1, 5–16 ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)

2.      Дементьева, И.Ф. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы [Текст] / И.Ф. Дементьева, С.А. Сопыряева // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 182–185.

3.      Зигле, Л.А. Инклюзивное образование. Реалии сегодняшнего дня [Текст] / Л.А. Зигле // Школа управления образовательным учреждением. – 2013. – № 9. – С. 4–8.

4.      Инклюзивное образование: ожидания и реалии/ материалы подгот. Р.С. Бозиев / // Педагогика. – 2013. –№ 9. – С. 78–108.

5.      Терашотова Е.Е. Инклюзивное образование: сопротивление среды // Директор школы. – 2012. – № 2. – С. 28–32.

6.      Малофеев Н.Н., Шматько Н.Д. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Программа спец. курса. М.: изд-во УРАО, 2005, С.12

7.      Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. №1.