Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ С ОНР И НОРМОЙ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Проблема родительских отношений к детям остаётся актуальной на протяжении всего развития психологической науки и практики. Данную проблему рассматривали многие отечественные и зарубежные ученые.

В психолого–педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы родительских отношений и виды семейного воспитания. По мнению многих авторов (Л.С. Выготский, М. И. Лисина, А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, А. Я. Столин, В. В. Варга, А. И. Захаров, Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева и др.), независимо от подходов, и психологических школ, родительские отношения к детям рассматриваются как основной фактор психического развития, без которого невозможно полноценное развитие личности ребенка [5].

Как писал Л. С. Выготский, на протяжении всего периода взросления ребенка семья играет одну из определяющих ролей в развитии его личности. Эмоционально-волевая, нравственная сферы, особенности поведения, характер ребенка формируются в семье. Ребенок чувствителен к родительскому отношению, и со временем осмысляет, любят его родители или нет, нужен он им, значим ли для них [1].

Детские переживания, чувства любви и ненависти к отцу или матери, играют определяющую роль в развитии личности, считал основатель психоанализа З. Фрейд. Основные структуры – «ребенок – мать», «ребенок – отец» – являются прототипами, с которыми сопоставляются все последующие отношения.

По мнению А.С. Спиваковской, Е.Т Соловьевой, В.В. Столина, А.И. Захарова, А.Я. Гозмана, Е.И. Шлягиной, А.Я. Варги, В.А. Смехова, среди причин возникновения того или иного типа детско- родительских отношений важное значение играют передающиеся из поколения в поколение стереотипы воспитания, личностные качества родителей, социокультурные традиции.

В последнее время увеличилось число работ, касающихся формирования детско-материнских взаимоотношений и их влияния на процесс психического развития ребенка (А.С. Батуев, Н.Н. Авдеева, Е.О. Смирнова, Р.Ж. Мухамедрахимов). Нарушения в диаде «мать-дитя» приводят к психосоматическим и пограничным расстройствам раннего возраста. По мнению Л.В. Яблоковой, достаточно трех месяцев «лишения любви», чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые очень трудно  или нельзя полностью устранить. Физическое или интеллектуальное развитие ребенка при этом может задерживаться, может идти по искательному пути [4].

Несмотря на то, что проблеме родительских отношений к детям уделяется много внимания, она фактически не изучена в отношении детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В настоящее время неуклонно растет число семей, воспитывающих дошкольников с различными нарушениями речи. Эта группа является самой многочисленной среди детей с нарушениями развития (Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, В.И. Селиверстов, Т. В. Захарова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.)  [3].

В исследованиях Л. Ф. Жаренковой, Р. Е. Левиной, Е. Н. Мастюковой, Н. А. Никашиной, Г. А. Спировой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной и других авторов общее недоразвитие речи характеризуется как системное речевое расстройство, при котором у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к ее звуковой и смысловой стороне.

Ученые выделяют различные факторы, влияющие на недоразвитие речи. По мнению Л. С. Волковой, Р. Е. Левиной, Е. Н. Мастюковой, В. И. Селиверстова, А. И. Захарова и др. одним из таких факторов являются родительские отношения к детям. Многие авторы утверждают, что неблагоприятные родительские отношения усугубляют то недоразвитие или нарушение, которое присутствует у ребенка, и наоборот, благоприятные отношения к ребенку, принятие его родителями, помогают ему преодолеть трудности своего недоразвития (А. И. Захаров, Н. Н. Авдеева, В. И. Гарбузов и др.).

В связи свыше сказанным, можно сделать вывод, что проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОНР крайне актуальна на сегодняшний день.

Актуальность выявленной проблемы позволила определить цель нашего исследования: провести сравнительный анализ характера детско-родительских отношений в семьях детей 5-ти лет с нормой речи и ОНР.

Исходя из анализа актуальности и цели исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: родительские отношения к дошкольникам пяти лет с общим недоразвитием речи будут отличаться от родительских отношений к детям пяти лет с нормой речевого развития, в связи с тем, что неполноценная речевая деятельность дошкольника может отразиться на отношении к нему родителей.

Экспериментальное исследование проводилось в течение года в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 59 Советского района города Красноярска.

За этот период для получения более полной и достоверной информации о семьях, имеющих детей пяти лет, мы провели тщательное ознакомление с биологическим анамнезом детей (изучение медицинских карт, протоколов логопедического обследования, беседы с медицинским персоналом дошкольных учреждений, воспитателями и логопедами групп, анкетирование родителей). В результате проделанной работы для исследования были отобраны полные семьи, имеющие одного ребенка в возрасте 5-ти лет. Материальное положение семей и образовательный ценз родителей находились приблизительно на одинаковом уровне. В итоге нами были отобраны и изучены родительские отношения к детям в 60 семьях (120 родителей) дошкольников пяти лет, из них 30 семей с детьми, имеющими ОНР II уровня и 30 семей с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.

Для определения  особенностей родительских  отношений  к детям была использована  методика «Тест – опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина.

Родительское отношение, по определению А.Я. Варги и В.В. Столина, – это сложное переплетение, комплекс всех отношений в семье, система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [6].

Как известно, А.Я. Варга выделяет пять типов отношения родителя к своему ребенку: принятие - отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.

1. Принятие-отвержение - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

2. Кооперация - отражает социально желательный образ родительского отношения.

3. Симбиоз - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

4.    Авторитарная гиперсоциализация -  отражает форму и направление контроля  за поведением ребенка.

5. Маленький неудачник - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

Обобщенные результаты изучения характера родительских отношений к детям 5-ти лет с общим недоразвитием речи II уровня и нормой речи представлены в таблице.

Таблица

Родительские отношения к дошкольникам с ОНР II уровня     и с нормой речи (в %)

 

Тип отношений

Отношение матерей

Отношение отцов

 

НР

 

ОНР

 

НР

 

ОНР

Принятие/отвержение

36,8/11,2

22,4/25,6

30,4/17,6

24/24

Кооперация/отсутствие кооперации

28,8/19,2

14,4/33,6

22,4/25,6

11,2/36,8

Симбиоз/дистанция

17,6/30,4

32/16

25,6/22,4

28,8/19,2

Авторитаризм/отсутствие   авторитаризма

20,8/27,2

35,2/12,8

27,2/20,8

29/19

Маленький неудачник/отсутствие данного типа

отношений

12,8/35,2

30,4/17,6

16/32

14,4/33,6

 

Примечание: НР — дети с нормой речи; ОНР — дети с ОНР II уровня  

Из таблицы видно, что имеются особенности родительских отношений к детям с ОНР II уровня: к ним чаще, чем к детям с нормальным речевым развитием, оба родителя проявляют такие неблагоприятные типы родительских отношений как: «отвержение», «симбиоз», «отсутствие кооперации», «авторитаризм».

1.        Матери и отцы «принимают» детей с общим недоразвитием речи реже и «отвергают» чаще на 14,4 и 6,4 % соответственно, чем детей с нормальным речевым развитием.

2.        Социально-желательный образ родительского отношения матери и отцы проявляют реже к детям с общим недоразвитием речи, чем к детям с нормой речи, соответственно на 14,4 и 11,2 %.

3.        Симбиотические отношения матери и отцы проявляют к детям с нормой речи реже соответственно на 14,4 и 3,2 %, нежели к детям с ОНР II уровня.

4.        «Авторитаризм» матери проявляют в отношении детей с общим недоразвитием речи на 14,4 % чаще и на 17,6 % чаще относятся к ним как к маленьким неудачникам, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Та же тенденция проявляется и у отцов только менее выраженная: отцы проявляют «авторитаризм» и относятся к детям с нормой речи как к маленьким неудачникам реже, по сравнению с детьми с общим недоразвитием речи II уровня.

Таким образом, сравнительный анализ характера родительских отношений в семьях детей 5-ти лет с нормой речи и ОНР подтвердил нашу гипотезу. Выявленные нами особенности необходимо учитывать при работе с семьями, имеющими детей пяти лет с общим недоразвитием речи II уровня, с целью профилактики и коррекции неблагоприятных родительских отношений к дошкольникам данной категории.



Список литературы

 

1.Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983г. Т.5. Основы дефектологии. 369 с.

2. Захаров А. И. Детские неврозы. СПб. : Респекс 1995. – 192 с.

3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.

4. Сырвачева Л.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ППЦНС / Современная семья: проблемы сопровождения: сб. научн. ст. Красноярск, 2006. – С. 72-83.

5.     Сырвачева Л.А., Уфимцева, Л. П. Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников с перинатальным поражением ЦНС: монография. – Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. – 316 с.

6.    Сырвачева Л.А., Уфимцева, Л.П. Особенности родительского  отношения и его влияние на психическое развитие детей 3 лет с перинатальным поражением ЦНС. Диагностика и коррекция: монография. – Изд. 2-е перераб. и доп. / Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 352 с.

7. Селиверстов В. И. Дошкольная логопсихология, учебное пособие. М.: 2003. – 153 с.

8.    Филичева Т.Б., Туманова Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие – М: «Гном-Пресс», 1999.