28 января 2017г.
Жизнь современного школьника коренным образом отличается от жизни ребенка всего каких-то 15- 20 лет назад. Отсутствие массовой компьютерной техники, слабое развитие телекоммуникационной сферы, само собой подталкивало ребенка к живому общению, в детских садах, во «дворах», различных секциях, кружках. Под все еще сильным влиянием «советской» системы организации труда 20 лет назад родители зачастую могли гораздо больше времени уделять на общение с детьми, обучать и развивать их. Ребенок, поступая в младшие классы, имел элементарные навыки поведения и общения со сверстниками и окружающим миром.
На сегодняшний день темп нашей жизни, ненормированный рабочий день, не позволяет уделять должного внимания такому важному вопросу как адаптация ребенка к жизни в обществе.
Предоставленные сами себе, дети младшего школьного возраста оказываются не готовы к живому общению со сверстниками, выработанные навыки общения через компьютерные и социальные сети зачастую приводят к неадекватному поведению, что в свою очередь приводит к конфликтным ситуациям и может иметь неприятные и опасные для психического здоровья ребенка последствия. Ранее перед психологами стояла задача адаптировать детей к школьной жизни, развить коммуникативные навыки, то теперь уже в младшем школьном возрасте впервые появляется необходимость не столько развития и обучения коммуникации с обществом, сколько исправление и коррекция уже сформировавшихся различных недостаточно адаптивных форм поведения (гиперактивность, застенчивость и др.).
В психолого-педагогическом центре «Лидер», путем реализации программы «Развитие» которая включает в себя четыре раздела:
1. «В мире эмоций». Его направленностью является развитие эмоциональной сферы;
2. «Я и другие». Данный раздел направлен на развитие навыков общения со сверстниками;
3. «Игротерапия общения». Направлен на коррекцию затруднений, возникающих в ходе общения со сверстниками;
4. «Ребенок и родители». Данный раздел направлен на улучшение качества детско- родительских взаимоотношений.
Специально созданная система упражнений позволяет сформировать у обучающихся положительные
мотивационные и эмоциональные установки по отношению к себе, сверстникам и окружающим людям. Дети в игровой форме получат опыт и навыки, необходимые для адекватного поведения в современном обществе , что в свою очередь способствует развитию личности ребенка и подготовки его к взрослой самостоятельной жизни. Представленные в программе занятия, игры и упражнения позволяют проявить ребенку свои способности и склонности, развить их, стимулировать общее развитие младшего школьника. Любая игра многофункциональна, она реализует разные задачи, но образованная этими играми и упражнениями система, преследует общую цель – развитие коммуникативных навыков у обучающихся.
Главная идея программы состоит в том, что общение играет огромную роль в развитии ребенка и становлении его личности. Однако замкнутость, стеснение, трудности в общении, неумение правильно подать себя и другие неприятные ситуации часто затрудняют контакт младшего школьника с другими людьми, заставляют его замкнуться в себе. Родители в свою очередь, хоть и искренне хотят помочь, но не всегда могут и знают, как это сделать. На занятиях в рамках программы школьники познакомятся с понятием «общение» и откроют «секреты» эффективного и радостного «общения», проверят их действие на практике. Все это позволит им в будущем, без сомнений и страха, строить отношения с различными людьми [1].
Таким образом, программа «Развитие» предоставляет ребенку возможность чувствовать себя уверенно в любой компании, научиться заинтересовывать собой сверстников, поддерживать разговор, договариваться и говорить «нет!», когда это необходимо, что в целом способствует гармоничному развитию личности.
Список литературы
1. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии,2010.-№2.-С.149-153.