Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ СЛАБОСЛЫШАЩИМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Понятие «материнское отношение» рассматривалось в рамках различных психологических подходов (этологический,  ортодоксальный  психоанализ,  неофрейдизм,  теории  привязанности,  теории  социального научения, феноменологическая психология и т.д.) и в настоящее время является предметом изучения для многих специалистов. Это понятие отражает широкий круг явлений, свидетельствующих о зависимости детско- родительских отношений как от родителей (в частности, матери), так и от самого ребенка. В психологии описаны структура материнского отношения (эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты), его факторы, стили, типология и различные варианты нарушения.

Существуют разные подходы к самому определению материнского отношения, но в широком смысле оно понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, используемых матерью в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка (А.Я. Варга). Так или иначе, практически все психологи, занимающиеся данной проблемой, подчеркивают особую значимость материнского отношения для общего психического развития ребенка, становления его личности и успешности его социализации.

Одним из факторов материнского отношения являются особенности ребенка, например, наличие у него какого-либо отклонения в развитии. Огромная психологическая и социальная нагрузка, которую испытывают родители, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии, приводит к разнообразным, чаще всего негативным, последствиям для жизни всей семьи (В.В. Ткачева). Ребенок с отклонениями в развитии «предъявляет» родителям особые требования, многие из которых непонятны одним родителям или трудно выполнимы для других. Материнское отношение к такому ребенку формируется на основе различных психологических реакций матери на «проблемность» своего ребенка (его эмоциональное принятие-непринятие, когнитивная оценка его возможностей, социальная оценка перспектив его развития и т.п.). А.С. Спиваковская отмечает, что материнские позиции в семьях, где воспитываются дети с нарушениями развития, часто отличаются неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью (они адресованы к сегодняшним проблемам жизни ребенка), в то время как материнские позиции в семье с нормально  развивающимся ребенком характеризуются чаще адекватностью и прогностичностью (они адресованы к будущему ребенка). Однако следует иметь в виду, что любое материнское отношение, в том числе и к ребенку с отклонениями в развитии, не является постоянным, оно имеет свою динамику, обусловленную изменением психологического состояния матери (например, ее адаптацией к новой ситуации), динамикой развития ребенка, другими обстоятельствами жизни конкретной семьи и т.д.

Несомненно, что материнское отношение к ребенку во многом зависит от характера и тяжести имеющегося у него нарушения в развитии (О.Б. Чарова). Изучению специфики детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с тяжелыми нарушениями слуха, посвящено немало исследований (Е.И. Исенина, Т.Г. Богданова, В. Петшак, Н.В. Мазурова и др.). При этом обычно отмечается положительная роль наличия у ребенка с нарушенным слухом братьев и сестер, важность наличия или отсутствия нарушения слуха у родителей, специфика внешнего выражения эмоциональных связей между родителями и детьми, вынужденное пребывание ребенка в учреждениях интернатного типа, особенности реагирования матери на факт наличия у ребенка патологии слуха и т.п. В то же время недостаточно разработанной остается проблема детского восприятия материнского отношения к себе. В отдельных исследованиях некоторые аспекты детского восприятия материнского отношения и самой семейной ситуации затронуты, однако косвенно, в рамках общих проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, Е.О. Исенина, В. Петшак, А.Ю. Хохлова и др.).

Под нашим руководством было проведено исследование особенностей восприятия материнского отношения к себе у слабослышащих детей младшего школьного возраста. В частности, изучались отношение матерей к своим детям, восприятие детьми общей ситуации в своей семье и эмоционального состояния матери, а также восприятие ими стиля общения матери и ребенка. Выборка исследования составила 80 испытуемых. Дети с нарушениями слуха, участвовавшие в исследовании, имели тугоухость 2-4 степени и являлись воспитанниками школы-интерната 2 вида, все матери этих детей нарушений слуха не имели. В исследовании использовались следующие диагностические методики: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская), «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман), «Решение ребенком типичных ситуаций взаимодействия с матерью» (О.Б. Чарова). Для статистической обработки данных применялся критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования показали следующее. Матери детей, независимо от состояния их слуха, удовлетворены своими отношениями с детьми. Они отмечают, что положительно относятся к своим детям, принимают их такими, какие они есть, признают их права и достоинства, признают важность партнерства в отношениях с ними, однако все эти характеристики более выражены у матерей слабослышащих детей. Матери нормально слышащих детей контролируют их, но полагают, что часть проблем ребенок в состоянии решить самостоятельно, они умеют установить необходимую для развития самостоятельности ребенка дистанцию, адекватно оценивают его возможности. Матери слабослышащих детей активно оберегают своего ребенка от трудностей, считают его несостоятельным в решении большинства проблем, стремятся установить очень близкие отношения с ним и непоследовательны в своих требованиях, наказаниях и поощрениях. В целом эти матери демонстрируют большую мягкость, нетребовательность по отношению к ребенку, но при этом они более склонны излишне контролировать ребенка, устанавливать с ним симбиотические связи, что часто ведет к непоследовательности в выстраивании воспитательного процесса.

Младшие школьники независимо от состояния слуха воспринимают мать как значимого для себя члена семьи, однако дети с нарушениями слуха ощущают определенную дистанцию между собой и матерью и в целом воспринимают свои отношения с матерью как эмоционально обедненные. В нашем исследовании получены интересные данные о восприятии слабослышащими детьми других членов семьи. В частности, абсолютное большинство среди них не воспринимают своего отца как значимого для себя члена семьи (что наблюдалось лишь у некоторых нормально слышащих детей), это характерно и для восприятия ими своих сиблингов, хотя в меньшей степени. Возможно, эти особенности восприятия членов своей семьи слабослышащими детьми обусловлены их длительным пребыванием в школе-интернате. Кроме того, этим детям, в отличие от их нормально слышащих сверстников в восприятии своей семейной ситуации присущи большая тревожность (ср. зн. 0,28 и 0,42) и конфликтность (ср. зн. 0,31 и 0,40).

Младшие школьники независимо от состояния слуха воспринимают эмоциональное состояние матери в процессе ее взаимодействия с ребенком как позитивное, но это в большей степени выражено у слабослышащих детей (различия статистически подтверждены на уровне 0,01). При этом дети указывают на чувства радости, заботы со стороны матери, ее удовлетворенность отношениями с ребенком. Негативное восприятие состояния матери в обеих группах наших испытуемых выражено незначительно, но в большей мере оно присуще младшим школьникам с сохранным слухом. Оно касается в основном режимных моментов (одевание, укладывание спать, выполнение домашнего задания) – дети указывают на такие эмоциональные реакции матери как недовольство, негодование. Аналогичные результаты получены и при изучении восприятии эмоционального состояния ребенка в процессе его взаимодействия с матерью: независимо от состояния слуха младшие школьники воспринимают его позитивно. Дети отмечали, что ребенок любит маму, чувствует заботу с ее стороны, ему хорошо вместе с ней, он рад, что может проводить время с ней. Однако опять же позитивное восприятие эмоционального состояния ребенка в процессе его взаимодействия с матерью более выражено у младших школьников с нарушением слуха (различия статистически подтверждены на уровне 0,01).

Большинство слабослышащих младших школьников (80%) воспринимают стиль общения матери и ребенка в процессе их взаимодействия как партнерский, что выявлено лишь у трети (35%) их нормально слышащих сверстников (большинство которых воспринимают материнский стиль общения как доминирующий). Различие подтверждено статистически (на уровне 0,01).

Таким образом, согласно полученным нами результатам, для слабослышащих детей младшего школьного возраста характерно восприятие матери как значимого члена семьи (однако дети ощущают определенную дистанцию между собой и матерью); восприятие общей ситуации в своей семье как тревожной и даже конфликтной; позитивное восприятие эмоционального состояния матери и ребенка в процессе их взаимодействия; восприятие стиля материнского общения с ребенком как партнерского.

 

Список литературы

1.      Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников// Дефектология. – 1998, №3.

2.      Исенина Е.О. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М., 1999.

3.      Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М., 2006.

4.      Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи// Дефектология. – 1991, №1.

5.      Хохлова А.Ю. Изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей// Дефектология. – 2007, №1.