Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕРЕГОРОДЧАТОЙ ЭМАЛИ НА ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Одна из самых красивых и сложных ювелирных техник считается перегородчатая эмаль. Перегородчатая эмаль – это, «когда эмали отводится преобладающая роль, а металлические перегородки играют роль контуров, разделяющих эмаль различных цветов». Изготовление перегородчатой эмали было известно еще с Древних времен. Основа под эмаль в основном использовалась металлическая, которая изготавливалась из золота или серебра. Сейчас, в наше время в ювелирном искусстве появилась возможность использовать деревянную недорогую основу, без элементов обжига, так как дерево легко воспламеняется.

«Перегородка – плоская проволока с прямоугольным поперечным сечением или тонкая узкая листовая полоса». Для перегородок лучше всего использовать кольцованную медную или латунную проволоки. Сделать можно из одиночной проволоки или скрученных две проволоки между собой. Благодаря чему она  становится более выразительной и на каждом её витке  появляются яркие блики,  что потом изделию придаст контраст и особую декоративную значимость. Для того, чтобы проволока стала мягкой и легко подвергалась изгибанию, необходимо сначала пропустить через вальцы, получая таким путем ленточки нужной высоты и толщины. Затем необходимо смотать в кольцо, отжечь в печи и отбелить с помощью водного раствора с серной кислотой. После отбеливания она становится светло-розового цвета, вынимают пинцетом и промывают проточной водой, просушивают.

Для изготовления перегородчатой эмали потребуется подобрать декоративное изделие, придумать к нему соответствующий по форме рисунок и приступить непосредственно к самому процессу изготовления. Рисунок состоит из несложных орнаментальных композиций, которые могут чередоваться, повторяться. Он должен сочетаться с формой самого изделия, например, шкатулка это или браслет, медальон. Линии рисунка должны быть округлой формы и плавный переход от одной линии к другой, чтобы легче было изгибать проволоку.

Техника перегородчатой эмали – сложный и трудоемкий процесс. Обучаться этой технике могут дети старшего школьного возраста. В общеобразовательных школах удобнее всего использовать деревянную основу в виде шкатулок, фигурных досок, домиков.

Этот вид искусства рассчитывается на детей школьного возраста с 12 лет, так как это требует большого усердия, усилия: работа с пинцетом и тонкой кольцованной проволокой. Кольцованную проволоку необходимо педагогу или руководителю кружка заранее подготовить в своей мастерской по выше указанной технологии и принести на занятие для обучения и освоения техники перегородчатой эмали.

Основные материалы, который может применятся для детей старшего школьного возраста: пинцет, кусачки для проволоки, деревянная основа, клей прозрачный, можно момент клей или заменить на безопасный клей – БФ6, продающийся в аптеке. Потребуется акриловая краска, тонкие кисти, баночка с водой.

Следующим этапом после создания орнаментальной композиции – является изгибание проволоки по ранее намеченным очерченным линиям своего готового рисунка. Тонкую проволоку изгибают соответствующей длины, перерезая плоскогубцами кусачки и приклеивают точно по контуру. Чтобы удержать изогнутую проволоку в руке ребенка - школьника, для удобства используется пинцет. Затем ребром проволоки наносится клей небольшими капельками и переносят на поверхность изделия для фиксирования и закрепления узора-перегородки. Для того, чтобы проволока приклеилась ровно и хорошо соприкасалась с основой, необходимо плотно прижать или положить маленький грузик в этом месте для хорошего сцепления. Затем можно оставить на 2-3 минуты для приклеивания проволоки к поверхности изделия.

Как бы сложно ни была изогнута проволока по определенному контуру, ее нижняя граница должна плотно прилегать к основанию будущего изделия. Это делается для того, чтобы жидкая смола не перетекала из одной ячейки в другую. «Ячейка – пространство на подложке, окруженное перегородкой, которое заполняются эмалью».

Как только изделие полностью будет покрыто перегородками из кольцованной проволоки можно приступать к заполнению этих перегородок цветной эмалью. По технологии эмалевые перегородки перекрываются или заполняются эпоксидной смолой с добавлением разных красителей. Красителями могут служить масляные краски, и они занимают 25% от общего объема и еще меньше добавляется отвердитель. Эмаль укладывается по контуру рисунка, заполняя ячейки с помощью кисти или остро заточенной палочки. Эмаль должна быть уложена очень аккуратно, равномерно, чтобы не задеть проволоку.

В древние времена появилось несколько тысяч различных цветов и оттенков и в ячейку закладывали чистый колер. Сейчас для получения промежуточных оттенков смешивают два или более цветов. Необходимо отметить, что при смешивании масляной краски с эпоксидной смолой тон приготовляемого колера изменяется: теплые тона становятся темнее и ярче, холодные высветляются. Чтобы добиться матовой поверхности красочного слоя, добавляют цинковые белила.

Для применения этой техники в общеобразовательной школе, вместо этой сложной технологии – масленой краски и эпоксидной смолы, можно применить легкий материал для детей – это акриловые краски.

Для равномерного нанесения акриловых красок в ячейку добавляют немного воды в колер. Эти краски наносятся больше по количеству раз, чем эмаль, так как акрил после высыхания дает тонкий слой, что требуется многократного нанесения в ячейки. Это делается для того, чтобы полностью заполнить всю перегородку на толщину всей ее проволоки. Если используется эмаль, то достаточно наносить до трех слоев, иначе она может привести к пересыханию и возникновению трещин. Можно отметить, что эмаль сохнет дольше, чем акриловые краски, в течении суток, а акриловый слой в течении нескольких минут. На последнем этапе можно аккуратно отшлифовать изделие и зафиксировать поверхность лаком.

Занятия в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях, например, организация кружка, помогают детей ознакомить с такой техникой, как перегородчатая эмаль, что помогает расширить знания и представление учащихся  в области декоративно-прикладного искусства. У детей  развивается внимание, усидчивость к выполняемой работе, появляется желание творить и создавать прекрасное. Такие занятия в кружке носит наглядный и практический характер. Дети в основном выполняют свои изделия, наблюдая за руководителем, видя разные образцы для подражания, побуждая к интересу и желанию сделать подобное или привнести что-то новое, в целом, развивая художественно - творческие способности подростков. Одним из наиболее действительных методов обучения и воспитания школьников при изучении секретов декоративно-прикладного искусства является личный показ учителем приемов художественной обработки материалов.

Выработка у школьников «чувство материала», умение выявить декоративную сущность дерева, металла, глины и других материалов является прекрасным методом воспитания эстетического вкуса.

Можно отметить, что занятия в кружках декоративно-прикладного искусства имеет большое воспитательное значение. Помогает развивать в детях такие качества, как, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, зрительную память и творческое воображение.

Список литературы

 

1.                   Э. Бреполь Художественное эмалирование / Л.: Машиносторение -1986, 127с.

2.                   А.В. Фрелов Художественная обработка металлов / М.: Высшая школа, 1976, 223с.