Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Творчество является постоянным спутником учащихся младшего школьного возраста. Изобразительная деятельность - один из самых интересных видов творческой деятельности данного возрастного периода. В процессе рисования дети развиваются как физически, так и умственно, поскольку функционирование мелкой моторики оказывает прямое влияние на работу мозга. Дети, которые хорошо рисуют, отличаются логичностью в рассуждениях, более внимательны. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Художественно-эстетическое образование – это целенаправленный процесс формирования эстетической культуры личности, развития ее природных задатков и способностей в области искусства, стремления и умения жить по «законам красоты». В настоящее время «художественно-эстетическое воспитание является важным звеном целостного образования. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни» [7, с. 3].

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружаю- щего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе» В.А.Сухомлинский.

В содержание понятия «эстетическая культура личности» входят:

-        эстетическое восприятие - способность человека выделять в явлениях окружающей действительности и искусстве эстетических свойств, качеств (форму, цвет, стиль, тональность и т.д.), пробуждающие эстетические чувства;

-   эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочными отношениями человека к явлениям окружающей действительности и искусству (радость, восторг, страдание, сопереживание и т.д.);

-      эстетические потребности - устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;

-      художественно-эстетические знания - знание основ эстетики, понимание видов и жанров искусства, истории их развития;

-     эстетические  идеалы - представления человека о совершенной красоте  в  природе, обществе, человеке, искусстве;

-   эстетические вкусы - способность человека оценивать явления окружающей действительности и искусства с позиций эстетических знаний и идеалов.

Эстетическая культура личности не может сформироваться без целенаправленного культурно- эстетического образования. «Цель процесса культурно-эстетического образования – развить творческую активность школьников, вовлечь каждого из них в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей» [1, с. 57].

Задачи художественно-эстетического образования:1) формирование эстетической культуры школьников; 2) формирование художественно-эстетических умений, развитие природных задатков и способностей учащихся в области искусства. Первая группа задач решает вопрос приобщения младших школьников к эстетическим ценностям, миру прекрасного, вторая - активного их включения в эстетическую деятельность. Изобразительная деятельность по определению Л.В. Кузмичевой «Это художественно- творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому» [?, с. ?].

На уроках изобразительного искусства в начальной школе педагог ставит следующие задачи:

1.      Образовательные. Обогащать знания и представления детей о многообразии предметов окружающего мира (форма, цвет), о художественно - выразительных возможностях изобразительных материалов (гуашь, акварель, фломастеры, кисти, ватные палочки, и т.п.).

2.    Развивающие. Содействовать становлению природных умений и навыков, необходимых для передачи замысла изображения и выразительности образа.

3.         Воспитательные. Развитие самостоятельности, творческой активности на занятиях изобразительным творчеством. Воспитание любви к родной природе, чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Приоритетными средствами реализации являются:

-    практика интеграции познавательной и изобразительной деятельности на занятиях;

-    практика рассматривания предметов, выделения сходства и различий, любования окружающим миром;

-   игры с художественными материалами;

-       последовательность  в  освоении  детьми  возможностей  инструментов  и  материалов   для изобразительной деятельности, вариативность в приемах создания образов;

-   обучение правилам работы с инструментами;

-   развитие сенсомоторной, зрительной памяти;

-   диалогический характер общения педагога и ребенка в процессе занятий;

-   доступность для использования, разнообразность художественных материалов;

-   помощь, совместное решение задач изобразительной деятельности.

В результате выполнения данных задач дети младшего школьного возраста становятся активными и самостоятельными в создании образа предметов, в выборе и использовании художественных материалов в качестве выразительных средств изображения, развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие, формируется пространственная ориентировка на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие, происходит развитие изобразительных навыков, приобретение ими умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, формирование индивидуальных интересов, склонностей, способностей, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Дети знакомятся с понятиями холодных и теплых цветов, учатся составлять гармоничные цветовые сочетания.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведётся по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению. Все это направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Дети учатся передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к окружающему миру: применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр.

Художественное слово оказывает положительное влияние на творческую основу изобразительного искусства. Для того, чтобы добиться более сильного эмоционального отклика, для работы можно использовать стихи, сказки.

Урок должен воспитывать, обучать, и, в конечном итоге, вызывать чувство удовлетворения от учения, содержать в себе радость и быть пронизанным радостным восприятием всего, что на нём происходит. «Организовать» радость на уроке – это значит вызвать у школьника чувство удовлетворения. Радость урока – это радость общения с книгой, с учением, трудом. Самая простая форма организации радости на уроке – игра. Игра является первой организационной формой познания мира: в игре ребенок узнает, познает, участвует, переживает, чувствует. Урок изобразительного искусства можно «обыграть» по- разному:

Игра – путешествие (на другую, неизведанную планету; полет на воздушном шаре, игра в «цветы», в «зонтики» и т.д.).

Игра – сказка (передающая придуманные учителем или самими ребятами события, происходящие с персонажем, каким-либо природным явлением). Например, при объяснении правильности рисования дерева

– можно рассказать сказку о зернышке, как оно упало в землю, как оно росло и так далее, сказку о снежной бабочке, о паучке, который не хотел жить серой жизнью …

Игра в музей. «В одном городе ночью в музей забрался волшебник – злой колдун, который

ненавидел красоту. Он заморозил картины, затем дотронулся до них и они рассыпались как осколки зеркала. Жители города опечалены. Как помочь им? Давайте попробуем спасти картины – соберем осколки и узнаем картину…».

Игра–сон (давайте нарисуем сон, это то, чего нет на самом деле, а во сне может происходить всё, что угодно …).

Игра–соревнование – кто больше назовет стихов, загадок, примет какого-либо объекта, кто быстрее определит вид искусства, вспомнит название картины и так далее.

Таким образом, процесс реализации художественно-эстетического образования включает 2 звена: а) накопление опыта эстетических переживаний; б) практическая художественно-эстетическая деятельность. Без сознательного пробуждения у школьника эмоциональной чувствительности к окружающей действительности и искусству он при нормальном зрении и слухе не увидит красоту природы, не воспримет красоту музыки, поэзии и изобразительного искусства.

Без знания законов художественного отображения действительности, без понимания языка и художественных средств невозможно воспринимать красоту окружающего мира, необходимо иметь определенную художественно-эстетическую подготовку: знать основы эстетики, различать виды и жанры искусства, их  историю развития. Однако путь к глубокому пониманию красоты окружающего  мира и искусства лежит только через собственное творчество, развития практических художественно-эстетических умений, природных задатков и способностей.

Список литературы

 

1.      Буровкина Л.А. Роль народного искусства в условиях непрерывного художественного образования и эстетического воспитания //Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность. – М.: МГПУ, 2008. – С. 55-59.

2. Искусство в школе - ж, №2, 1997. – С. 63

3. Лук А.М. Эмоции и чувства - М.: Знание, 1972. – С.79

4.   Трофимова М.В. И учеба, и игра – изобразительное искусство. – Ярославль: Академия развития, - 1997. – С. 240

5. Трубникова Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе: автореф. дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1996. – 24 с.

6. Фронтенко Т.А. Изобразительное искусство. – Иркутск: Искусство, 1998. – С. 45 – 47

7.    Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает - М.: Педагогика, 1981. – С.128