28 января 2017г.
В ходе исследования применялось анкетирование. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систем отношений (З.А. Аксютина, Н.В. Колмогорова) [3, с. 112].
В ходе анкетирования было опрошено 200 курсантов Военной академии материально-технического обеспечения (филиал, г. Омск) разных курсов. Ответы на вопрос, связанны с исследованием характеристик воспитательной среды в военном вузе, представлены на рис. 1.
Условные обозначения:
1 – коллективизм и войсковое товарищество;
2 – верность традициям;
3 – уважение к старшим по званию и опыту службы;
4 – взаимопомощь;
5 – высокие требования к деловым и нравственным качествам человека;
6 – изоляция от культурной жизни страны (региона);
7 – сложности в общении;
8 – трудности адаптации к условиям армейской жизни;
9 – относительная «закрытость» военного социума.
Рис. 1. Характеристика курсантами воспитательной среды военного вуза (в %).
Анализ полученных данных говорит о том, что наиболее существенными характеристиками, по мнению курсантов, выступают: сложности в общении (90%); изоляция от культурной жизни страны (региона) (88%); взаимопомощь (78%), а также коллективизм и войсковое товарищество (64%).
Вместе с тем вызывают тревогу такие особенности воспитательной среды как уважение к старшим по званию и опыту службы (36%), относительная «закрытость» военного социума (34%), высокие требования к деловым и нравственным качествам человека (28%), верность традициям (26%) и трудности адаптации к условиям армейской жизни (24%), которые выступают базовыми характеристиками воинской службы.
Выявляя позитивные явления, свойственные воинской среде (второй вопрос) обнаружено, что наиболее существенными являются: определенность в планах на жизнь (42%); возможность упрочить свой социальный статус в обществе и курсантском коллективе (34%); возможность самоутвердиться, проявить себя (12%) (рис. 2).
Условные обозначения:
1 – определенность в планах на жизнь;
2 – возможность упрочить свой социальный статус в обществе и курсантском коллективе;
3 – возможность самоутвердиться, проявить себя;
4 – другое.
Рис. 2. Позитивные явления свойственные воинской среде.
В следующем вопросе определялись личностные качества современного офицера (рис. 3). Приведем результаты ранжирования ответов по убывающей: чувство собственного достоинства (92%); карьеризм (80%); настойчивость, инициатива (72%); самоотверженность (68%); образованность (32%); умение строить отношения в коллективе (28%); культура речи и поведения (12%); интеллигентность (8%); честность (6%); скромность (2%). Вызывает тревогу полученная тенденция в описании личности офицера, выраженная в акцентировании такого качества как карьеризм, и потеря таких качеств, как интеллигентность, честность и скромность.
Условные обозначения:
1 – чувство собственного достоинства;
2 – карьеризм;
3 – настойчивость,
инициатива;
4 – самоотверженность;
5 – образованность;
6 – умение строить отношения в коллективе;
7 – культура речи и поведения;
8 – интеллигентность;
9 – честность;
10 – скромность.
Рис. 3. Личностные качества присущие современному офицеру.
Интересными для сравнения являются данные исследования А. Оборского наиболее значимых профессиональных качеств офицеров, позволяющих им успешно управлять подразделениями – это профессиональное мастерство (49%), организаторские способности (43%), умение работать с людьми
(43%) и авторитет среди подчиненных (28%)» [3, с. 70-77].
Курсанты отмечают, что в процессе получения военного образования происходит развитие профессионально-важных качеств (рис. 4). Так, умение подчинять свои желания служебной необходимости сформировано у 98% испытуемых, умение жить в коллективе сформировано у 88%, физическую выносливость
отметили – 84%, морально-психологическую устойчивость
– 70%, ответственность за порученное дело – 60%, умение принимать самостоятельно решения – 58%, верность воинскому долгу – 56%, целеустремленность – 50%, самообладание
– 48%, инициативность –
34%. Однако
навыки руководителя и организатора, решительность и навыки в методике обучения и воспитания подчиненных не отметил ни один испытуемый.
Условные обозначения:
1 – умение подчинять свои желания служебной необходимости;
2 – умение жить в коллективе сформировано;
3 – физическая выносливость;
4 – морально-психологическая устойчивость;
5 – ответственность за порученное дело;
6 – умение принимать самостоятельно решения;
7 – верность воинскому долгу;
8 - целеустремленность;
9 - самообладание;
10 - инициативность.
Рис. 4. Профессионально-важные качества, развиваемые у курсантов военного вуза.
Полученные данные позволяют утверждать, что для более продуктивной организации социального воспитания необходимо:
Разработать систему мероприятий по активизации таких направлений образа жизни курсантов как верность традициям; уважение к старшим по званию и опыту службы и высокие требования к деловым и нравственным качествам человека. Активизировать работу по проектированию портрета выпускника- курсанта. Исходя
из
посыла
О.Ю. Ефремова и
С.Э. Зверева, которые выделили основные традиции в военном воспитании, к которым были отнесены: установка на победу, упор на обучение, воспитание уверенности в своих силах, создание в обучении достоверной атмосферы боя, стремление к сохранению жизни, дух товарищество, опора на религию [2, с. 61-66], ориентировать курсантов на выделенные традиции.
·
Осуществлять организацию воспитательных мероприятий предполагающих совместную деятельность курсантов и командиров и направленных на формирование решительности, навыков руководителя и организатора, а также навыков
в методике обучения и воспитания подчиненных в образовательном процессе военного вуза. Осуществлять воспитательный процесс с учетом
наиболее эффективных форм, влияющих на процесс воспитания в военном вузе.
·
В образовательном процессе продолжать осуществлять целенаправленную деятельность по формированию интереса к профессиональной деятельности.
Список литературы
1.Аксютина З.А., Колмогорова Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. – 214 с.
2. Ефремов О.Ю., Зверев С.Э. Отечественные традиции и зарубежный опыт воспитания войск // Военная мысль. – 2013. – №11. – С. 61-66.
3. Чеботарева Н.В. Социально-психологические особенности различных категорий// Военная мысль.– 2009. – №7. – С. 70-77.