Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Коломна
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» в Российской Федерации « педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности» (статья 48) [2, с. 58]. Развитию вышеназванных качеств способствует организация преподавателем ВУЗа самостоятельной внеаудиторной работы.

Преподаватель может эффективно использовать тестовые задания по дисциплине «Демография» в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В конце изучения курса «Демография», преподаватель дает студентам следующее задание: с помощью материалов учебника по одной теме курса составьте пять тестовых заданий открытого типа и эталоны ответов к ним.

Задание необходимо выполнить письменно к семинарскому занятию. При этом каждый студент может самостоятельно выбрать тему из курса «Демография» по которой будет составлять тестовые задания по дисциплине. При выполнении данного задания студенты могут использовать текстовые компоненты учебника [1].

После выполнения задания, на семинарском занятии каждый студент знакомит аудиторию с составленными тестовыми заданиями. Студенты группы вместе с преподавателем оценивают качество выполнения задания по следующим критериям:

1.                   Соответствие тестовых заданий теме курса.

2.                   Отбор для тестовых заданий основного содержания по теме.

3.                   Выдержанность структуры задания.

4.                   Наличие интересной формулировки тестовых заданий.

5.                   Правильность эталонов ответов.

6.                   Наличие только одного правильного ответа из четырех.

С вышеназванными критериями оценки тестовых заданий студенты знакомятся при получении самого задания. Оценивание качества выполнения студентами тестовых заданий осуществляется в рамках рейтинговой системы контроля. Приведем примеры тестовых заданий, составленных студентами при изучении дисциплины «Демография».

1.                   Для какой фазы процесса демографического перехода характерно сохранение высокой рождаемости при резком сокращении смертности и в результате – достижение очень высокого естественного прироста Данную фазу называют демографическим взрывом. Ответы: а).1; б).2; в).3; г).4.

2.                   Стандартизированные коэффициенты используются для проведения сравнительного анализа: а).смертности населения по различным территориям или для одной из них в разные моменты времени; б).смертности населения по различным территориям или для одной из них в определенный момент времени; в).воспроизводство населения по различным территориям или для одной из них в разные моменты времени; г).воспроизводство населения по различным территориям или для одной из них в определенный момент времени.

3.                   Основной расовый признак: а).длина ногтей; б). соотношение длины ног и туловища; в). цвет волос; г). цвет глаз.

4.                   Людей, живущих в племени объединяет: а).общие интересы; б). родственные связи; в). дружеские отношения; г). вкусовые предпочтения.

5.                   Страна-лидер по темпам снижения интенсивного рождения во втором десятилетииXX века: а). Россия; б). Германия; в). США; г). Китай.

6.                   Организация, занимающаяся географическим изучением миграций: а). ОБСЕ; б). Green Pice; в). МОТ; г). НАТО.

7.                   Главный признак этноса: а).цвет кожи; б). цвет глаз; в). язык; г). общая территория.

8.                   Найдите неправильный ответ: по этническому составу населения отдельные страны могут быть: а).мононациональными; б). двунациональными; в). малонациональными; г). многонациональными.

9.                   Выберите правильный ответ: самая распространенная религия в современном мире: а).ислам; б). буддизм; в). христианство; г). иудаизм.

10.                Выберите из предложенных регионов тот, который является главным ареалом притяжения мигрантов: а). Дальневосточный регион; б). Центральный регион; в). Уральский регион; г). Сибирский регион.

11.                Из предложенных вариантов выберите ту страну, которая не является основным направление для выезда мигрантов из России: а). Украина; б). Казахстан; в). Белоруссия; г). Армения.

12.                Признак первого типа воспроизводства населения: а).высокая рождаемость и значительный естественный прирост населения; б). возрастной состав населения страны; в). общее количество людей, проживающих в стране; г). представители пожилого возраста, для которых происходящие перемены требуют больших усилий и менее желательны.

13.                От чего в первую очередь зависит продолжительность жизни? Ответы: а).уровня образования; б). качественного медицинского обслуживания; в). доходов; г). жизненных условий.

14.                Какие существуют типы естественного движения населения? Ответы: а).расширенное и простое; б). расширенное и суженное; в). расширенное, простое, суженное; г). суженное и простое.

15.                Факторы, имеющие место при расширенном естественном движении населения: а).незначительный прирост населения, преобладание пожилого возраста; б). незначительный прирост населения, преобладание «стареющего» населения с низким уровнем доходов и жизни большинства населения; в). значительный прирост населения, где преобладает количество молодых возрастов; наблюдается высокий уровень безработицы, низкий уровень доходов и жизни большинства населения; г).отрицательный прирост, наблюдается депопуляция, преобладает «старое» или «стареющее» население, т. е. население пожилого возраста.

16.                Экономически активное население включает в себя две составные части: а).занятые и безработные; б). пенсионеры и безработные; в). дети и взрослые; г). желающие работать (безработные) и инвалиды.

17.                К маргинальным слоям населения относятся: а).инвалиды; б). подростки; в). криминальные элементы; г). пенсионеры.

18.                Процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов в результате чего происходит формирование городских агломераций: а).миграция населения; б). субурбанизация; в). депопуляция; г). размещение населения.

19.                Перемещение людей с целью поиска убежища: а).международная миграция; б). принудительная миграция; в). вынужденная миграция; г). незаконная миграция.

20.                Миграция трудовых ресурсов – это…Ответы: а).въезд в страну граждан другой страны; б). выезд из страны граждан других стран; в). движение трудовых ресурсов из одной страны в другую; г). передвижение граждан внутри страны.

21.                Как называется направление внешней миграции, которое подразумевает под собой въезд в страну? Ответы: а).иммиграция; б). адаптация; в). эмиграция; г). добровольная.

22.                К какой группе миграций относится внешняя и внутренняя миграция? Ответы: а).по способу реализации; б). по продолжительности; в). по направленности; г). миграция рабочей силы.

23.                Одна из форм сельского расселения: а).местная; б). прямоугольная; в). рассеянная; г).сельскохозяйственная.

24.                Один из типов планировки городов: а).лестничная; б). круговая; в). параллельная; г). многонациональная.

25.                Год проведения последней переписи населения в России: а). 2001; б). 1983; в). 1999; г). 2010.

26.                Объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, основанное на кровном родстве: а).диаспора; б). брак; в). семья; г). клан.

27.                Форма брака, носящая юридически официальный характер: а).домохозяйство; б). церковный; в). светский; г). сожительство.

28.                Какая страна является  одним из мировых лидеров  по показателям убыли населения в настоящее время? Ответы: а). Франция; б). Германия; в). Россия; г). Испания.

29.                В какой период времени были зарегистрированы самые высокие показатели численности населения? Ответы: а).в начале 19 века; б). в середине 20-го века; в). в начале 21-го века; г). в конце 20-го века.

30.                Какой из приведенных ниже факторов является ключевым в темпе развития регионов нашей страны? Ответы: а). местоположение региона; б). экономическое развитие региона; в). климат и погодные условия региона; г). сотрудничество с соседними регионами.

31.                К показателям заболеваемости относятся все перечисленные показатели, кроме: а).первичной заболеваемости; б). общей смертности; в). патологической пораженности; г). вторичной заболеваемости.

32.                Состав населения по полу – это…а).распределение населения по национальному составу; б). распределение населения на мужчин и женщин; в). распределение населения по социальным группам; г). распределение населения по типу занятости.

33.                Когорта – это совокупность людей у которых в один и тот же период времени произошло: а).демографическое событие; б). распределение по социальным группам; в). показатели рождаемости и смертности сравниваются; г). расширенное естественное движение.

34.                Показатель средней плотности населения определяется как: а).частное отношение численности населения на величину территории; б). распределением по социальным группам; в). пределом постоянного обновления населения; г). отношением фактического разнообразия населения на величину территории.

35.                Чем выше уровень заселения и хозяйственного освоения территории, тем: а).большее количество трудовых ресурсов имеется в наличии на данной территории; б). более разнообразен этнический и религиозный состав населения; в). хуже развита инфраструктура; г). менее развита сфера туризма.

Использование преподавателем в курсе «Демография» такого вида внеаудиторной самостоятельной работы как составление тестовых заданий и эталонов ответов к ним способствует более глубокому закреплению содержания по конкретной теме, переосмыслению информации.

В результате проверки преподавателем качества выполнения студентами группы тестовых заданий по дисциплине «Демография» он может выявить степень освоения студентами тем дисциплины и выявить тенденции и проблемы.

Список литературы

 

1.    Демография: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В. Г. Глушковой, Ю. А. Симагина.– 7-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2016. – 304 с.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Проспект, 2015. – 160 с.